г. Чита |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А19-17665/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Прибайкальский национальный парк" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 декабря 2011 года по делу N А19-17665/2011, по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Прибайкальский национальный парк" (место нахождения: 664049, Иркутская обл., Иркутский р-н, г. Иркутск, Юбилейный мкр., 83, А, ОГРН 1033801758495 ИНН 3800000365) к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Сибирскому федеральному округу (место нахождения: 630091, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Каменская, 74, ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, (суд первой инстанции Титов В.М.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от административного органа: не явился, извещен,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Прибайкальский национальный парк" (далее - ФГБУ "Прибайкальский национальный парк", Национальный парк) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Сибирскому федеральному округу, (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N ОАВЖЗЛНПТ-217/9 от 26.08.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Национального парка состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, апелляционную жалобу удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что выводы суда основаны на ошибочном толковании норм Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления административного органа не следует, что Учреждение занималось сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона об отходах.
Представители ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" и Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Административный орган ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 30.12.2011.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа начальника Департамента по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 26.07.2011 N 669 проведена плановая выездная проверка в отношении Федерального государственного учреждения "Прибайкальский национальный парк".
В ходе проверки установлено, что в результате осуществления национальным парком основных видов деятельности, а также деятельности по эксплуатации и обслуживанию зданий, строений и сооружений, оборудования, транспортных средств, осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления в части образования, накопления и временного хранения отходов с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По факту нарушения в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N ОАВЖЗЛНПТ-217/9 от 19 августа 2011 года.
26 августа 2011 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу Ломаревой Л.Н. вынесено постановление N ОАВЖЗЛНПТ-217/9 о назначении учреждению административного наказания, предусмотренного санкцией статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушений РФ (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
ФГБУ "Прибайкальский национальный парк", не согласившись с постановлением N ОАВЖЗЛНПТ-217/9 от 26 августа 2011 года о назначении административного наказания, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения являются действия или бездействие, выраженные в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон об охране окружающей среды) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статье 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частями 1,2 статьи 39 указанного закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" предусмотрено, что накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Правовые основы обращения с отходами производств а и потребления регулируются Законом "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 Закона об отходах установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с от ходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и другие действия.
Порядок разработки и утверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяют Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461.
Требования к обращению с опасными отходами установлены в статье 14 Закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Так в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На эти виды отходов должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из материалов дела следует, что административным органом было установлено то, что в процессе деятельности национального парка образуются отходы 1 - 4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - 1 класс опасности (код по ФККО - 353301001301 1), образуются в результате замены отработанных ламп; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом - 2 класс опасности (код по ФККО - 92110101 13 01 2), образуются в результате технического обслуживание автотранспорта; масла автомобильные отработанные - 3 класс опасности (код по ФККО - 54100202 02 03 3) -образуются в результате технического обслуживание автотранспорта; масла дизельные отработанные - 3 класс опасности (код по ФККО - 54100203 02 03 3) - образуются в результате технического обслуживание автотранспорта; масла моторные отработанные - 3 класс опасности (код по ФККО - 54100201 02 03 3) -образуются в результате технического обслуживание автотранспорта; масла индустриальные отработанные - 3 класс опасности (код по ФККО - 5410020502033) -образуются в результате технического обслуживание оборудования, станков; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) - 4 класс опасности (код по ФККО 5490270101034) - образуются в результате технического обслуживание автотранспорта; песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) - 4 класс опасности (код по ФККО 3140230301034) - образуются в результате технического обслуживание автотранспорта; покрышки отработанные - 4 класс опасности (код по ФККО - 57500202 13 00 4) - образуются в результате замены отработанных покрышек; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) -4 класс опасности (код по ФККО - 91200400 01 00 4) - образуется в результате уборки помещений; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) - код по ФККО 9120000000000 - образуется в результате уборки территории; отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки - код по ФККО 9510000000000 - в результате жизнедеятельности сотрудников).
В нарушение требований приведенных выше норм права, в частности статьи 14 Закона об отходах, ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" на момент проверки не имело разработанных и утвержденных в установленном законом порядке паспортов опасных отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные, с не слитым электролитом; масла автомобильные отработанные; покрышки отработанные; масла моторные; масла дизельные отработанные.
В нарушение статьи 26 Закона об отходах отсутствует порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
При этом ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" не был представлен приказ о назначении лиц, допущенных к работе с отходами производства и потребления, не представлены документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, допущенных к обращению с отходами, профессиональной подготовки в области обращения с отходами, т.е. профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, подтвержденная свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности не проводилась, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона об отходах. Инструкции и правила на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами в организации отсутствуют.
В нарушение части 1 статьи 15 Закона об отходах не были представлены документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, допущенных к обращению с отходами, профессиональной подготовки в области обращения с отходами, то есть профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности.
В нарушение требований пункта 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды и пункта 3 статьи 4 Закона об отходах, документы, подтверждающие передачу большей части образуемых отходов, организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению, отходов I-IV класса опасности учреждением не представлены, соответственно, национальный парк, являясь собственником отходов 1-4 класса опасности, передает отходы организациям, не имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению, отходов I-IV класса опасности.
Кроме того административным органом при проведении натурного обследования объектов национального парка, в частности кордона "Гужир", выявлено около домика кордона складирование навалом металлолома, расположенного непосредственно на земле. Твердые бытовые отходы накапливаются в металлической бочке.
В ходе натурного обследования кордона "Красный Яр", выявлено, что по границе леса у кордона складированы отработанные покрышки, металлолом. Бытовые отходы размещаются в металлических контейнерах с последующим сжиганием.
Обследованием Прибайкальского участкового лесничества установлено, что места временного накопления и хранения отходов не оборудованы. На территории лесничества осуществляется хранение бочек из-под ГСМ, лома черных металлов. Поддоны под бочками для хранения ГСМ, а также средства пожаротушения отсутствуют. Накопленные твердые бытовые отходы временно хранятся в кузове грузового автомобиля. Кузов, заполнен твердыми бытовыми отходами (металлические консервные банки, бутылки, пластиковая посуда, бумага и т.п.), отходами от уборки территории (смет с территории - остатки растительности, опилки, гравий) на 1/5 часть объема. На территории лесничества выявлено захламление территории твердыми бытовыми отходами (древесные отходы, металлолом), в различных местах складированы отработанные покрышки, металлолом.
В ходе натурного осмотра зданий, строений и сооружений Национального парка, расположенных на территории земельного участка в мкр-не Юбилейный, 83А в г.Иркутск (центральная база), используемого на праве постоянного (бессрочного) пользования (государственный акт N 16/114 от 11.02.1970г.) выявлено захламление территории твердыми бытовыми отходами (строительный мусор, остатки мебели, ветошь), в различных местах складированы отработанные покрышки, металлолом.
При обследовании Островного участкового лесничества, выявлено, что места временного накопления и хранения отходов не оборудованы. Отходы производства и потребления, образующиеся в административных помещениях лесничества и расположенной на территории лесничества базы отдыха "Улыбка", накапливаются в деревянных урнах, установленных по территории, а затем собираются в процессе уборки и помещаются в металлическую тракторную телегу для дальнейшего транспортирования на полигон ТБО.
Деревянные урны частично заполнены хозяйственно-бытовым мусором (пластиковая посуда, бумажная и полиэтиленовая упаковка от пищевых продуктов и др.). Телега, предназначенная для вывоза ТБО, также заполнена твердыми бытовыми отходами (металлические консервные банки, бутылки, пластиковая посуда, бумага и т.п.), отходами от уборки территории (смет с территории - остатки растительности, опилки, гравий) на 1/10 часть объема.
Захламление территорий базы центральной конторы, кордонов и лесничеств твердыми бытовыми отходами, металлоломом является нарушением ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 2 ст. 39, ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 N7- ФЗ "Об охране окружающей среды".
В ходе проверки административным органом установлено, что учет образования отходов Национальным парком не организован, что является нарушением главы 3 части 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, статьи 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, пункта 2 статьи 39, статьи 51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В нарушение части 1 статьи 19 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 69 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" учет образования и движения отходов производства и потребления в организации не ведется.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта совершения ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Апелляционный суд находит ошибочным утверждение подателя жалобы о том, что он не является субъектом административного правонарушения, в силу того, что не осуществляет специализированную деятельность по обращению с отходами.
Действительно, согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Из материалов административного дела не следует, что Национальный парк осуществляет специализированную деятельность именно по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Между тем, податель жалобы не учитывает того обстоятельства, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ является лицо допустившее нарушение санитарных норм и правил не только при осуществлении деятельности по обращению с отходами, но и лицо допустившее нарушение в том числе и при накоплении отходов.
Статьей 1 Закона об отходах установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Поскольку материалами дела подтвержден факт образования в ходе производственной деятельности опасных отходов, которые размещались (накапливались) на территории Национального парка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010, согласно которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не может быть ограничен только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что административным органом ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" вменяется то, что учреждение в нарушение части 2 статьи 19 Закона об отходах, статьи 69 Закона об охране окружающей среды, не представило в федеральный орган исполнительной власти статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2009 год. При этом согласно постановлению Росстата России от 30.12.2004 N 157 учреждение должно представить статистический отчет формы N 2-П (отходы) за 2009 год до 3 февраля 2010 года. Срок привлечения к административной ответственности начинает течь с 04.02.2010 года.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске административным органом процессуального срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в указанной части.
Таким образом, судом первой инстанции надлежащим образом исследованы все факты, имеющие значение для вынесения законного обоснованного решения по делу.
Факт совершения ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела в том числе: актом проверки N ОАВЖЗЛНПТ-217/9 от 19 августа 2011 года, протоколом об административном правонарушении N ОАВЖЗЛНПТ-217/9 от 19 августа 2011 года.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" не допущено.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии состава вменяемого национальному парку правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено учреждению в пределах минимальной санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 декабря 2011 года по делу N А19-17665/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии состава вменяемого национальному парку правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено учреждению в пределах минимальной санкции статьи 8.2 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А19-17665/2011
Истец: ФГУ "Прибайкальский национальный парк"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования