г. Чита |
|
28 февраля 2012 г. |
Дело N А58-4631/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2011 года по делу N А58-4631/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 20 июня 2011 года N 016/034/24-2011 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Артюха А.А., представителя по доверенности от 16.02.2012,
от пенсионного фонда - не явились,
установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Якутия", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1041402039403, ИНН 1435149030, место нахождения: г.Якутск, ул.Быковского, 9, (далее - ОАО "Авиакомпания "Якутия", общество, страхователь), обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Саха (Якутия), зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1021401059261, ИНН 1435117091, место нахождения: г.Якутск, ул.Кирова, 28, (далее - управление, пенсионный фонд), о признании недействительным вынесенного по результатам выездной проверки решения от 20 июня 2011 года N 016/034/24-2011 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2011 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения пенсионного фонда закону и нарушении им прав и законных интересов общества.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов, пени и штрафных санкций, поскольку общество в 2010 году при определении базы для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, правомерно руководствовалось положениями абзаца 2 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N155-ФЗ) в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 360-ФЗ).
При этом суд исходил из того, что обязанность работодателей по уплате взносов на обеспечение доплаты к пенсии членам летных экипажей возникла в силу закона, носит публично-правовой характер, выполнение этой обязанности обеспечивается мерами государственного принуждения, данные взносы являются безвозмездными и безвозвратными, обладают всеми признаками фискальных сборов, следовательно, на них распространяются положения статьи 57 Конституции Российской Федерации.
С учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции посчитал, что положение статьи 2 Закона N 360-ФЗ в части, придающей обратную силу предписаниям данного закона, предусматривающим отмену ограничения базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации в размере 415000 руб. и возлагающим на плательщиков таких взносов уточнить свои обязательства за 2010 год, не согласуется с принципом, основанным на положениях статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации, в силу которого закону, ухудшающему положение граждан, не может придаваться обратная сила.
Также суд первой инстанции посчитал подлежащей применению статью 5 Налогового кодекса РФ, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, указав, что положения абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ не могли быть введены в действие по крайней мере ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного нормативного акта, которое состоялось 27.12.2010. При этом суд учел порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых работодателями по дополнительному тарифу.
Судом отклонен довод заявителя о наличии процедурного нарушения при рассмотрении материалов проверки, поскольку в материалах дела не имеется доказательств заявления обществом ходатайства об отложении рассмотрения материалов проверки на иную дату.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование требований заявитель апелляционной жалобы указывает на иную правовую природу дополнительных страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей по сравнению с налогами, в связи с чем, полагает, что в данном случае подлежит применению статья 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ от 23.12.2010, которая распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2010. По мнению пенсионного фонда, толкование норм Закона N 155-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что дополнительный страховой взнос носит возмездный характер, введенный с определенной целью - дополнительно финансово обеспечить социальное положение членов летных экипажей, плательщиками дополнительных страховых взносов являются только работодатели, использующие труд летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем закон не относит дополнительный тариф к страховому взносу к фискальному сбору, регулирует иные, нежели обязательные в силу закона публичные платежи.
Поскольку у общества имелась по состоянию на 01.01.2010 обязанность по начислению и уплате страховых взносов за членов летных экипажей воздушных судов, следовательно, пенсионный фонд правомерно доначислил дополнительные страховые взносы без учета ограничений в сумме 415 000 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу общество ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.01.2012. Управление своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель общества в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя общества, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения от 11.03.2011 N 016/034/24-2011 Управлением проведена плановая выездная проверка плательщика страховых взносов ОАО "Авиакомпания "Якутия" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 18 мая 2011 года N 016/034/24-2011.
Справка о проведенной проверке составлена 14.04.2011 и вручена генеральному директору общества в этот же день. Экземпляр акта выездной проверки вручен генеральному директору общества с приложениями на 1845 листах 18.05.2011.
Обществом на акт выездной проверки 08.06.2011 представлены возражения. Уведомлением от 14.04.2011 N 016/034/24-2011, врученным генеральному директору общества 15.06.2011, общество извещено о назначении рассмотрения материалов выездной проверки на 20 июня 2011 года на 14 час. 30 мин.
По результатам рассмотрения материалов проверки, акта проверки и возражений на него, в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения, Управлением принято решение N 65 от 20.06.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым ОАО "Авиакомпания "Якутия" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.2 Закона N 155-ФЗ, за неуплату взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления взносов в виде штрафа в размере 7 139 651 руб., обществу предложено уплатить взносы по дополнительному тарифу для организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 35 698 256 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату взносов в размере 1 762 898 руб. 88 коп.
Заявитель, считая, что оспариваемое решение Управления не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, существенных нарушений процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов Управлением не допущено.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о наличии нарушения пенсионным фондом процедуры рассмотрения материалов проверки. Как следует из протокола рассмотрения материалов проверки от 20.06.2011, пенсионным фондом установлено и подтверждается материалами дела, что общество надлежащим образом извещено о назначении рассмотрения материалов проверки на 20.06.2011, представителя для участия в рассмотрении не направило, заявив ходатайство о переносе даты рассмотрения материалов проверки на 27.06.2011 в связи с невозможностью присутствия на рассмотрении начальника правового обеспечения и договоров. По результатам рассмотрения ходатайства заместитель руководителя Управления не установил оснований для его удовлетворения и посчитал возможным провести рассмотрение материалов проверки в отсутствие ОАО "Авиакомпания "Якутия". При этом общество, указывая на то, что Управление устно заверило общество, что о новой дате ему будет сообщено дополнительно, не стало переносить дату рассмотрения материалов проверки и провело его без участия представителей общества, соответствующих доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается, не представило.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки установлено, что общество в силу своей деятельности использует труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом N 155-ФЗ от 27.11.2001 "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" является плательщиком страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей.
Основанием доначисления суммы страховых взносов, начисления пени и применения мер налоговой ответственности послужило неправомерное включение обществом в объект обложения и базу начисления взносов объект обложения и база для начисления страховых взносов, которые установлены Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон 212-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Общая сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц - членов летных экипажей за 2010 год определена в размере 123 694 094 руб. Всего начислено страховых взносов по дополнительному тарифу 17 317 173 руб.
В соответствии с Законом N 360-ФЗ законодатель исключил ограничение базы для начисления взносов, указав при этом, что данный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
По результатам проверки сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц - членов летных экипажей (база для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу) в количестве 315 человек составила 378 681 636 руб., сумма взносов 53 015 429 руб. Отклонение между данными плательщика и данными проверки составило 254 987 542 руб.
По мнению управления, обществом в нарушение статьи 4 Закона N 155-ФЗ база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, занижена на сумму 254 987 542 руб., что привело к неуплате страховых взносов по дополнительному тарифу за 2010 год в размере 35 698 256 руб., повлекло взыскание штрафа в размере 20 процентов в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона N 155-ФЗ и начисление пени в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, за 2010 год, пени и штрафных санкций, исходя из следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество является плательщиком взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей в соответствии с Законом N 155-ФЗ, который в спорном периоде действовал в редакции Федеральных законов от 12 марта 2002 года N 25-ФЗ, от 03 июня 2009 года N 114-ФЗ, от 24 июля 2009 года N 213.
Согласно статье 4 Закона N 155-ФЗ для плательщиков взносов тариф взносов установлен в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.
Объектом обложения и базой для начисления указанных взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены Законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 названного закона база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, и устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
23 декабря 2010 года принят Федеральный закон N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", в соответствии с которым внесены изменения в Закон N 155-ФЗ.
Согласно новой редакции статьи 4 объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ. Соответственно, база для начисления взносов увеличилась.
Анализ внесенных изменений путем сопоставления текста закона в новой и предыдущей редакции свидетельствует о том, что порядок исчисления базы для начисления страховых взносов был изменен.
В соответствии со статьей 2 Закона N 360-ФЗ данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (источник публикации - "Российская газета", N293, 27.12.2010). Также, указанной нормой предусмотрено, что положения части второй статьи 4 Закона N155-ФЗ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что положение статьи 2 Закона N 360-ФЗ в части, придающей обратную силу предписаниям данного закона, предусматривающим отмену ограничения базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации в размере 415000 руб. и возлагающим на плательщиков таких взносов уточнить свои обязательства за 2010 год, не согласуется с принципом, основанным на положениях статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации, в силу которого закону, ухудшающему положение граждан, не может придаваться обратная сила.
Указанное положение Конституции Российской Федерации получило официальное толкование в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым положения статьи 57 во взаимосвязи с частью 1 статьи 8 и статьей 34 Конституции Российской Федерации обеспечивают конституционного-правовой режим стабильности условий хозяйствования, обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Статьей 4.1 Закона N 155-ФЗ установлено, что контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов такого контроля, применение способов, обеспечивающих исполнение плательщиками взносов обязанности по уплате взносов, направление плательщикам взносов требований об уплате взносов, соответствующих пеней и штрафов, а также взыскание недоимки по взносам, соответствующих пеней и штрафов осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Законом N 212-ФЗ.
Отношения в части исчисления и уплаты взносов на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и контроля в данной сфере регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, которое в силу статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" основывается на Конституции Российской Федерации.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции, учитывая правые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правильно исходил из того, что правовая природа страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, обладающих всеми признаками фискальных сборов, позволяет сделать вывод о том, что на них распространяются положения статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Исследуя правовую природу рассматриваемых взносов, Конституционный Суд в Определении от 5 марта 2009 года N 379-О-О указал, что дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", имеет обязательный характер.
В отличие от трудовой пенсии, которая является ежемесячной денежной выплатой лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы, доплата к пенсии предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных. Доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с оспариваемым Федеральным законом, не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию в Федеральных законах от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - она имеет иную правовую природу, что находит отражение в том числе в порядке финансирования указанной доплаты, а также механизме определения ее размера.
Таким образом, законодателем определен обособленный источник финансирования доплаты к пенсиям для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, формируемый за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями по дополнительному тарифу, - помимо единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Дополнительный тариф таких страховых взносов не подлежит дифференциации в зависимости от размера фонда оплаты труда, что имеет место в системе обязательного пенсионного страхования, где установлена регрессивная шкала обложения страховыми взносами. Страховые взносы по дополнительному тарифу начисляются работодателями на фонд оплаты труда работающих на данный момент времени членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, капитализации не подлежат и направляются на финансирование доплат к пенсиям, установленным представителям указанной профессиональной группы, которые оставили летную работу.
При этом размер доплаты к пенсии определяется с учетом фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительных страховых взносов. Сумма средств, поступающих на выплату доплаты к пенсии, зависит от ряда постоянно изменяющихся условий: от числа работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, от количества работников в должностях членов летных экипажей, размера фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы, и т.д. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" при определении размера доплаты к пенсии учитывается отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале по дополнительному тарифу, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода (1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля). Ежеквартальная корректировка размера доплаты к пенсии также осуществляется в зависимости от фактически поступивших дополнительных страховых взносов. Применяемое в этих целях отношение среднемесячной суммы дополнительных страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально.
Установление такого механизма определения и корректировки размера доплат к пенсии, которые являются выплатами по системе дополнительного социального обеспечения, обусловлено необходимостью их надлежащего финансового обеспечения. Дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, имея под собой страховую основу, тем не менее, в отличие от обязательного пенсионного страхования, не предполагает государственной гарантированности сохранения определенного размера доплаты к пенсии посредством предоставления Пенсионному фонду Российской Федерации дотаций из федерального бюджета (в том числе в случае, когда работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, страховые взносы, предназначенные для финансирования затрат на выплату доплаты к пенсии, уплачиваются не в полном объеме), установления субсидиарной ответственности государства по обязательствам, возникшим перед пенсионерами - получателями такой доплаты. Поэтому федеральный законодатель, вводя систему дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, вправе исходя из ее правовой природы и особенностей финансирования предусмотреть такой механизм исчисления и перерасчета доплаты к пенсии, который предполагал бы зависимость ее размера от фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на эти цели сумм дополнительных страховых взносов работодателей, использующих труд данной категории работников.
Вместе с тем, обязав работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в целях дополнительного социального обеспечения названной категории работников уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, предусмотренному законом, и придав, таким образом, данным взносам публично-правовой характер, государство одновременно приняло на себя соответствующие обязательства по взиманию таких взносов, аккумулированию собранных средств и управлению ими, а также установлению и перерасчету доплат к пенсиям. Это предполагает и обязанность государства обеспечивать надлежащий контроль за своевременным и в полном объеме перечислением сумм взносов, а также принимать все необходимые меры, направленные на неукоснительное выполнение каждым работодателем, использующим труд названной категории работников, обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу для финансирования доплат к пенсии, включая и применение мер юридической ответственности, как это предусмотрено частью третьей статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". В противном случае не мог бы быть обеспечен обязательный характер таких страховых взносов и, следовательно, формирование обособленного источника финансирования доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в объеме, необходимом для осуществления этих выплат в установленном размере, что вступало бы в противоречие с правовой природой дополнительного социального обеспечения указанной категории граждан и его целями.
Исходя из вышеприведенного толкования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность работодателей по уплате взносов на обеспечение доплаты к пенсии членам летных экипажей предусмотрена законом, носит публично-правовой характер, выполнение этой обязанности обеспечивается мерами государственного принуждения, данные взносы являются безвозмездными и безвозвратными как для членов летных экипажей, так и для предприятий-плательщиков взносов, то есть обладают всеми признаками фискальных сборов, при установлении которых должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан и их объединений.
С учетом вышеизложенного ссылка пенсионного фонда в апелляционной жалобе на иную правовую природу дополнительных страховых взносов и невозможность применения в данном случае аналогии с правовым регулированием установления налогов и сборов, подлежит отклонению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Официальное толкование Конституционным Судом Российской Федерации указанных положений, приведенное в Постановлении от 28 февраля 2006 года N 2-П, позволяет сделать вывод о том, что иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом РФ определение сбора и не указанное в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющее собой именно фискальный сбор, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам призвана обеспечить устойчивость в публичных отношениях, придать уверенность плательщикам обязательных платежей в стабильности их правового и экономического положения.
Закрепленный в данной статье Конституции Российской Федерации запрет также означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя и без особого указания об этом в тексте закона. В равной степени недопустимо придание этим законам обратной силы в правоприменительной практике (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 N 13-П).
На необходимость применения статьи 57 Конституции Российской Федерации при законодательном регулировании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования указано, в частности, в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П.
Общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Приведенные выше правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и изложенные в них правовые позиции сохраняют свою силу и согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются общеобязательными.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что положение статьи 2 Закона N 360-ФЗ в части, придающей обратную силу предписаниям данного Закона, предусматривающим отмену ограничения базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации в размере 415 000 рублей и возлагающим на плательщиков таких взносов уточнить свои обязательства за 2010 год, является по существу аналогичным нормативным положением, ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 54 и 57, и не должны применяться как судами, так и должностными лицами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме и процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О).
Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования.
Это означает, что при установлении указанных платежей законодателем должны соблюдаться не только требования статей 15 (часть 3), 54, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, но и положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, а именно его статья 5, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положения абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, согласно которым изменен порядок определения базы для начисления взносов в виде отмены максимального ограничения такой базы в сумме 415 000 руб., не могли быть введены в действие ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного нормативного акта, которое состоялось 27 декабря 2010 года.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел порядок исчисления и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, указав, что по сроку уплаты ежемесячных платежей по взносам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации за 2010 год плательщик должен был оплачивать взносы с учетом ограничения базы для исчисления взносов в размере 415 000 руб. в отношении каждого физического лица нарастающим итогом.
На основании вышеизложенного является правильным вывод суда первой инстанции о правомерности исчисления обществом в 2010 году страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации с учетом ограничения базы для исчисления взносов в размере 415000 руб. в отношении каждого физического лица нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей, руководствуясь положениями абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции без учета изменений, внесенных Законом от N360-ФЗ.
Правильность исчисления и уплаты обществом взносов в соответствии с Законом N 155-ФЗ в редакции по состоянию на 1 января 2010 года Управлением не оспаривается.
При таких обстоятельствах у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для доначисления обществу страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации за 2010 год, соответствующих пени и штрафных санкций.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения Управления Закону N 155-ФЗ и Закону N 212-ФЗ, правоприменение которых не должно противоречить Конституции Российской Федерации и официальным толкованиям ее положений, данным Конституционным Судом Российской Федерации, и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворив требования заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2011 года по делу N А58-4631/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2011 года по делу N А58-4631/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э. В. Ткаченко |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме и процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О).
Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования.
Это означает, что при установлении указанных платежей законодателем должны соблюдаться не только требования статей 15 (часть 3), 54, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, но и положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, а именно его статья 5, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положения абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, согласно которым изменен порядок определения базы для начисления взносов в виде отмены максимального ограничения такой базы в сумме 415 000 руб., не могли быть введены в действие ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного нормативного акта, которое состоялось 27 декабря 2010 года.
...
На основании вышеизложенного является правильным вывод суда первой инстанции о правомерности исчисления обществом в 2010 году страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации с учетом ограничения базы для исчисления взносов в размере 415000 руб. в отношении каждого физического лица нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей, руководствуясь положениями абзаца 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции без учета изменений, внесенных Законом от N360-ФЗ.
Правильность исчисления и уплаты обществом взносов в соответствии с Законом N 155-ФЗ в редакции по состоянию на 1 января 2010 года Управлением не оспаривается.
При таких обстоятельствах у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для доначисления обществу страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей судов гражданской авиации за 2010 год, соответствующих пени и штрафных санкций.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения Управления Закону N 155-ФЗ и Закону N 212-ФЗ, правоприменение которых не должно противоречить Конституции Российской Федерации и официальным толкованиям ее положений, данным Конституционным Судом Российской Федерации, и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворив требования заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А58-4631/2011
Истец: ОАО "Авиакомпания "Якутия"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Якутске РС(Я)
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4631/11
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2211/12
28.02.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-217/12
21.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4631/11