г. Чита |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А19-17031/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Око" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2011 года по делу N А19-17031/2011, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Око" (место нахождения: 664013, г. Иркутск, ул. Пржевальского, 76а, ОГРН 1023801431510, ИНН 3810026066) к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Иркутской области (место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30, ОГРН 1023801019208, ИНН 3808029912) о признании незаконным решения, (суд первой инстанции Позднякова Н.Г.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОКО" (далее - ООО "ОКО", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Иркутской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата") о признании незаконным решения от 08.08.2011 N 3800/608/11-33643; обязании признать наличие технической ошибки и установить в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Розы Люксембург, кадастровый N 38:36:000005:0158, площадью 2817 кв.м.: наименование вида разрешенного использования - занимаемый для размещения гаражей и автостоянок; группа разрешенного использования - 3, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2011 равный 3 537,30 рублей, согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп в ред. постановления от 08.11.2010 N 277-пп; обязании внести в Государственный кадастр недвижимости следующие сведения в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Розы Люксембург, кадастровый N 38:36:000005:0158, площадью 2817 кв.м.: наименование вида разрешенного использования - занимаемый для размещения гаражей и автостоянок; группа разрешенного использования - 3, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определить по 3 виду разрешенного использования с момента ее совершения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (место нахождения: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, 6, ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653), Правительство по Иркутской области (место нахождения: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259), Администрация г. Иркутска (место нахождения: 664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 14,1, ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных ООО "ОКО" требований отказано.
Судом указано, что оспариваемое решение Кадастровой палаты от 08.08.2011 N 3800/608/11-33643 об отказе в удовлетворении заявления ООО "ОКО" об исправлении технических и кадастровых ошибок соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Реестре, внесены на основании акта, утвердившего кадастровую стоимость, в данном случае постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп, то оснований для удовлетворения заявления ООО "ОКО" от 03.08.2011 об исправлении технической ошибки в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка у ФБУ "КП" по Иркутской области не имелось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ОКО" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оснований у ФБУ "Кадастровая палата" по Иркутской области для отказа в исправлении технической ошибки не имелось, следовательно, у арбитражного суда не имелось оснований полагать, что оспариваемое решение кадастровой палаты не затрагивает прав и законных интересов ООО "ОКО" и возлагает на него дополнительные обязанности по внесению арендной платы в увеличенном размере. Судом первой инстанции не выяснено, какие сведения содержатся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 38636600000560158; считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешённого использования отнесен земельный участок, соответственно, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможны) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, в отношении земельного участка неправильно определен номер вида разрешенного использования и как следствие удельный показатель кадастровой стоимости рассчитан неверно. Доказательств того, что спорный земельный участок следует отнести к 5 группе видов разрешенного использования, материалы дела не содержат. Судом не применена статья 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой предусмотрена возможность исправления ошибок и внесение изменений в ГКН на основании решения суда.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу Кадастровая палата и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Кадастровая палата известила о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 11.01.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о замене стороны правопреемником в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Иркутской области на его правопреемника филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области.
В подтверждение заявленного ходатайства представлены: копия свидетельства о постановке на учет в налоговом орган от 15.02.2011 серии 77 N 011814652, копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 25.01.2012 серии 77 N 011996468, выписка из ЕГРЮЛ от 25.01.2012, копия приказа от 25.10.2011 N 128 "Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает возможным его удовлетворить, заменив Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Иркутской области на его правопреемника филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области.
Изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.02.2003 между Администрацией г. Иркутска (арендодатель) и ООО "ОКО" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1937, в соответствии с которым арендатору передан земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:0158, находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург Ленинский район, площадью 2817 кв. м., на срок 3 года. Основанием передачи участка в аренду является постановление мэра г. Иркутска от 20.06.2002 N 031-06-760/2. Цель предоставления участка: под эксплуатацию существующей автостоянки.
Пунктом 4.5. договора аренды установлено, что арендная плата пересматривается ежегодно. Размер арендной платы за земельный участок может быть изменен по соглашению сторон, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами мэра г. Иркутска.
Согласно пункту 4.7 названного договора в случае изменения размера арендной платы, предусмотренного законодательством РФ, нормативными актами мэра г. Иркутска, изменение условий настоящего договора о размере арендной платы вносится в одностороннем порядке арендодателем, перерасчет арендной платы в письменном виде направляется арендатору в месячный срок со дня вступления в силу указанных актов.
01.12.2005 между сторонами договора аренды заключено дополнительное соглашение N 571 к нему, согласно пункту 1.6 которого продлен срок действия договора до 20.06.2008.
Пунктом 3.6. дополнительного соглашения к договору аренды предусмотрено, что в случае изменения размера арендной платы на основании нормативных правовых актов РФ, Иркутской области, органов городского самоуправления г. Иркутска изменение условий Договора производится Арендодателем в одностороннем порядке. Об изменении размера арендной платы Арендодатель отправляет (заказным письмом с уведомлением о вручении) Арендатору соответствующее уведомление. В случае, если от Арендатора не поступило извещение о расторжении Договора и возврате Объекта, изменение размера арендной платы считаются внесенными в Договор с первого числа месяца, в котором Арендатор получил уведомление. В иных случаях размер арендной платы может быть изменен по соглашению сторон.
Письмом от 06.04.2009 N 505-71-3397/9 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска сообщил ООО "ОКО" о продлении договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок.
Как следует из приложений к договору аренды расчет платы за арендуемый ООО "ОКО" земельный участок по 2008 год включительно производился в соответствии с Порядком определения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 13.01.2006 N 031-06-50/6.
С 2009 года расчет арендной платы производится на основании постановления Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", постановления мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9 "Об утверждении порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования "город Иркутск", постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (далее - постановление N 101-пп).
В приложениях к договору аренды "Расчет арендной платы на 2009 год", "Расчет арендной платы на 2010 год" в графе "Назначение земель" указано - "под автостоянку, з/у автостоянок"; в графе "Кадастровая стоимость по видам функционального использования, руб. за 1 кв.м." определена стоимость в размере 3 548,56 руб. Годовая арендная плата за 2009 год, 2010 год составляет 299 888,81 рублей.
В расчете арендной платы на 2011 год кадастровая стоимость по видам функционального использования определена в размере 5 588,24 рублей за 1 кв.м. со ссылками на те же нормативные акты, что и в расчетах арендной платы за 2009-2010 годы (постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области"). Соответственно, размер арендной платы за занимаемый участок составил 509 570,87 руб. в год.
Указанный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земли (5 588,24 рублей) и 5 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:0158 отражены в приложении N 1 к постановлению N 101-пп. Полагая, что подобное отнесение к 5 группе видов разрешенного использования является нарушением пунктов 2, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, пунктов 2.1.1., 2.1.2., 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3., 2.24., 2.2.5., 2.2.7 "Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - методические указания), заявитель 08.02.2011 г.. обратился с письмом в Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Минимущество), в котором просил ускорить подготовку проекта постановления о внесении изменений в постановление N 101-пп для перерасчета кадастровой стоимости занимаемых земельных участков под существующие автостоянки по 3 группе разрешенного использования.
Согласно письму Минимущества от 04.03.2011 N 22-1470/1, направленному в адрес заявителя, Управлением Росреестра по Иркутской области представлен перечень земельных участков для внесения изменений в постановление N 101-пп (ред. от 08.11.2010 N 277-пп), в который вошел указанный земельный участок. После заседания комиссии по рассмотрению хода выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель в Иркутской области и ее результатов (03.03.2011) будет подготовлен проект постановления Правительства Иркутской области о внесении изменений.
По повторному обращению заявителя по вопросу перерасчета платы за 2011 год по участку с кадастровым номером 38:36:000005:0158 Минимуществом соответствующее письмо ООО "ОКО" перенаправлено в Кадастровую палату для определения кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
03.08.2011 ООО "ОКО" обратилось в Кадастровую палату с заявлением N 38-0-1- 52/3101/2011-1175, заполненным по форме, предусмотренной частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2008 N125 "Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастрового учет", в котором просило устранить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:0158 в отношении сведений о кадастровой стоимости (пункт 1.7 заявления). В частности, заявитель полагал, что сведения о кадастровой стоимости (1 572 072,08 руб.), отраженные в записи, содержащейся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), не соответствуют сведениям о кадастровой стоимости (9 996 293,52 руб.), отраженным в записи, содержащейся в документе (в каком документе - не отражено). Решением Кадастровой палаты от 08.08.2011 N 3800/608/11-33643 в удовлетворении заявления ООО "ОКО" об исправлении технических и кадастровых ошибок было отказано.
В обоснование решения указано, что представленное заявление об исправлении технической ошибки по содержанию не соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и отсутствуют противоречия между сведениями Реестра объектов недвижимости и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:0158 внесена в Реестр объектов недвижимости на основании документа, предоставленного в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, а именно Постановления N 277-пп от 28.11.2010 "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Полагая, что указанное решение является незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, ООО "ОКО" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в ГКН вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка, о разрешенном использовании земельного участка.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Росреестром и его территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Административный регламент предусматривает, что исполнение указанной государственной функции заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в контроле за ходом выполнения и проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждении государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Как установлено судом первой инстанции в Иркутской области проведена государственная оценка земель населенных пунктов. Ее результаты утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп.
В приложение N 2 к постановлению N 101-пп (Применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, установленных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", если иное не предусмотрено приложением 1) средний удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в кадастровом квартале 38:36:000005 в разрезе 5 вида разрешенного использования составляет 5561,28 руб., в разрезе 3 вида разрешенного использования -3 537,30 руб.
Согласно результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков (приложение N 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп) земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:0158 отнесен к 5 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), кадастровая стоимость - 5 588,24 руб. за 1 кв.м. ( строка 29298 Nп/п 5091 приложенияN1).
Общество, обращаясь в суд с настоящим заявлением об обязании ответчика признать наличие технической ошибки и установить в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Розы Люксембург, кадастровый N 38:36:000005:0158, площадью 2817 кв.м. наименование вида разрешенного использования - занимаемый для размещения гаражей и автостоянок; группа разрешенного использования - 3, в обоснование указало, что в отношении названного земельного участка не правильно определен вид разрешенного использования и как следствие удельные показатели кадастровой стоимости рассчитаны не верно. Орган кадастрового учета не обосновал каким образом при внесении сведений в ГКН в части вида разрешенного использования, земельный участок отнесен к 5 группе видов разрешенного использования, а не к 3 группе. С 01.01.2010 орган кадастрового учета неправомерно внес сведения в государственный кадастр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:0158 к 5 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), вместо 3 группы видов разрешенного использования (для размещения гаражей и автостоянок) что повлияло на увеличение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, исходя из тех доводов, которые приведены обществом в обоснование заявленных им требований, следует, что ООО "ОКО" фактически не согласно с установленным видом разрешенного использования земельного участка.
Статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно частям 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.
Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу.
Между тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в данном случае техническая ошибка отсутствует.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Внесение сведений о разрешенном использовании участка в государственный земельный кадастр регламентировалось Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20.06.2001 N 2753, утратил силу в связи с принятием Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2010 N 2).
В соответствии с пунктом 6.2.17 Приказа в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
Так, к 3 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, к 5 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Материалами дела установлено, что Правительством Иркутской области 27.11.2008 принято постановление N 101- пп "О результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области ", в котором утверждены виды (группы) разрешенного использования земельных участков и удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Иркутской области. В составе видов разрешенного использования земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к 3 виду разрешенного использования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания отнесены к 5 виду разрешенного использования.
В приложение N 2 к постановлению N 101-пп (Применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, установленных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", если иное не предусмотрено приложением 1) средний удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в кадастровом квартале 38:36:000005 в разрезе 5 вида разрешенного использования составляет 5561,28 руб., в разрезе 3 вида разрешенного использования - 3 537,30 руб.
Согласно результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков (приложение N 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101- пп) земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:0158 отнесен к 5 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), кадастровая стоимость - 5 588,24 руб. за 1 кв.м. ( строка 29298 Nп/п 5091 приложенияN1).
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка (5588,24 руб. за 1 кв.м.) внесены в ГКН на основании постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп.
Согласно письменному отзыву ФБУ "КП" по Иркутской области по сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:518 является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет на основании заявки от 09.08.2002 N У-36/02-1-173, постановления мэра г. Иркутска от 20.06.2002 N 031- 06-760/2 "Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка_". Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для организации открытой автостоянки. Иные акты об изменении вида разрешенного использования земельного участка органу кадастрового учета не предоставлялись.
Доказательств наличия противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости с документом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости были внесены в ГКН, в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Общество не оспорило в установленном порядке результаты кадастровой оценки земельного участка либо нормативный акт, утвердивший данные результаты оценки, не заявляло требований об определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственной кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Общество, считая, что арендуемый им земельный участок относится к другому виду разрешенного использования, имеет возможность в установленном порядке обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования, с последующим внесением сведений об измененном виде разрешенного использования земельного участка в ГКН.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме, но учитывая предмет заявленного требования, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут отмену обжалуемого обществом судебного акта и не содержат обстоятельств, которые послужили бы основанием для переоценки выводов суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы Общество с ограниченной ответственностью "ОКО" по платежному поручению N 342 от 15.12.2011 уплатило государственную пошлину 2000 руб., тогда как в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить 1000 руб. В связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 48, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
В порядке процессуального правопреемства произвести замену ответчика -Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Иркутской области на ее правопреемника Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2011 года по делу N А19-17031/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ОКО" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
...
В приложение N 2 к постановлению N 101-пп (Применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, установленных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", если иное не предусмотрено приложением 1) средний удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в кадастровом квартале 38:36:000005 в разрезе 5 вида разрешенного использования составляет 5561,28 руб., в разрезе 3 вида разрешенного использования - 3 537,30 руб.
...
Доказательств наличия противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости с документом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости были внесены в ГКН, в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов."
Номер дела в первой инстанции: А10-3996/2011
Истец: ООО Лесопромышленный комплекс БАЙКАЛ-НОРДИК
Ответчик: Республиканское агентство лесного хозяйства