г. Хабаровск |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А80-346/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу: Викулина Мария Николаевна, представитель по доверенности от 03.02.2012 N 3;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
от третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу на решение от 14.12.2011 по делу N А80-346/2011 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1028700589191, ИНН 8709002370, адрес местонахождения 689000, ЧАО, г.Анадырь, ул. Беринга, 18)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, ИНН 8709008251, адрес местонахождения 689000, ЧАО, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14)
об отмене решения от 12.08.2011 N 31/в о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение
третьи лица Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (далее - Чукотстат) обратился в арбитражный суд с требованием об отмене решения от 12.08.2011 N 31/в, принятого Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу ( далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ( далее - Управление).
Решением суда от 14.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Чукотстат заявил апелляционную жалобу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель от Чукотстата, в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворении заявленных требований.
Инспекция, Управление, своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили, в представленных отзывах, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции, оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу в ходе проведения выездной налоговой проверки Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотоптторг", Чукотстату 29.06.2011 было направлено требование о представлении документов (информации), в порядке статьи 93.1 НК РФ.
Инспекцией были запрошены формы федерального статистического наблюдения в отношении налогоплательщика, имеющиеся у Чукотстата N 5-з "Сведения о затратах на производство и продажу продукции за 2009-2010 гг.", N 1-МОН "Сведения о производстве и отгрузке продукции хозяйствующими субъектами, имеющими долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%", N 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции", N П-1 (декадная) "Сведения о производстве и ценах на отдельные виды продукции" за 2009 г..
В направленном требовании Инспекция указала мотивы запроса и установила срок для представления документов - 5 дней со дня получения.
Письмом от 29.06.2011 N 07-57/678 Чукотстат отказал в представлении запрашиваемых документов, в связи с тем, что запрашиваемые сведения распространению не подлежат, со ссылкой на статью 9 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Инспекцией составлен акт N 14 от 15.07.2011 об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, о составлении которого Чукотстат был уведомлен. Акт вручен представителю Чукотстата Бахроеву Е.В. по доверенности.
О времени и месте рассмотрения акта и материалов налогового контроля Чукотстат был уведомлен надлежащим образом и 19.07.2011 представил возражения на акт, в которых указал, что закон о статистике является приоритетным по отношению к НК РФ в вопросах статистического учета.
Рассмотрев материалы о совершении налогового правонарушения, с учетом возражений Чукотстата, Инспекцией вынесено оспариваемое решение, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ, с наложением штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, Чукотстат обратился с жалобой в Управление, которое решением от 16.09.2011 N 08-69/06724 оставило жалобу без удовлетворения.
Несогласие заявителя с принятым решением Инспекции послужило основанием оспорить ненормативный акт налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Чукотстата, суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу, утвержденным приказом от 11.01.2010 N 33 Чукотстат осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования и предоставления официальной статистической информации. Чукотстат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов, органами исполнительной власти ЧАО, местного самоуправления и иными организациями.
К полномочиям Чукотстата отнесено, в том числе, сбор первичных статистических данных, а также административных данных, их обработка.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Чукотстат вправе получать первичные статистические данные от респондентов, в том числе, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц, и другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, в порядке, установленном НК РФ.
Частью 2 указанной нормы установлено, что налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
В соответствии со статьей 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 4 данной нормы, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
В силу положений статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
Часть 1 статьи 129.1 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.
Часть 2 статьи 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ.
В соответствии со статьей 11 НК РФ организацией признается, в том числе юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) в порядке статьи 93.1 НК РФ у любого иного лица, в том числе государственного органа.
Поскольку налоговый орган действовал в рамках, установленных статьями 31, 82 НК РФ и запросил в соответствии со статьей 93.1 НК РФ у Чукотстата документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимые для осуществления налогового контроля, выводы суда первой инстанции о правомерном привлечении Чукотстата к ответственности, являются обоснованными.
Отсутствие в действующем законодательстве порядка предоставления в налоговые органы первичных статистических данных, не может служить достаточным основанием для отказа в исполнении требования Инспекции о предоставлении документов (информации), направленном в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, в рамках предоставленных Инспекции прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Иначе, как по основаниям и в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Следовательно, в случае нарушения законодательства о налогах и сборах охранительные правоотношения должны складываться только на основании норм Налогового кодекса и регулироваться институтом налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах довод Чукотстата о приоритете Федерального закона от 22.11.2007 N 282 ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" над Налоговым кодексом РФ является необоснованным, так как в данном случае возникли правоотношения в рамках законодательства о налогах и сборах, поэтому применимы нормы Налогового кодекса РФ.
Процедура привлечения Чукотстата к налоговой ответственности, налоговым органом была соблюдена.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 14.12.2011 по делу N А80-346/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 НК РФ организацией признается, в том числе юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) в порядке статьи 93.1 НК РФ у любого иного лица, в том числе государственного органа.
Поскольку налоговый орган действовал в рамках, установленных статьями 31, 82 НК РФ и запросил в соответствии со статьей 93.1 НК РФ у Чукотстата документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимые для осуществления налогового контроля, выводы суда первой инстанции о правомерном привлечении Чукотстата к ответственности, являются обоснованными.
Отсутствие в действующем законодательстве порядка предоставления в налоговые органы первичных статистических данных, не может служить достаточным основанием для отказа в исполнении требования Инспекции о предоставлении документов (информации), направленном в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, в рамках предоставленных Инспекции прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Иначе, как по основаниям и в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Следовательно, в случае нарушения законодательства о налогах и сборах охранительные правоотношения должны складываться только на основании норм Налогового кодекса и регулироваться институтом налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах довод Чукотстата о приоритете Федерального закона от 22.11.2007 N 282 ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" над Налоговым кодексом РФ является необоснованным, так как в данном случае возникли правоотношения в рамках законодательства о налогах и сборах, поэтому применимы нормы Налогового кодекса РФ."
Номер дела в первой инстанции: А80-346/2011
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому АО
Третье лицо: УФНС России по Чукотскому АО
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 11890/12
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11890/12
06.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11890/12
04.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11890/12
06.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2062/12
29.02.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-252/12
14.12.2011 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-346/11