г. Самара |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А55-18680/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Селиверстовой Н.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,
при участии:
от истца - представитель Киреева Т.М. (доверенность от 26.07.2011),
от ответчика - представители Скворцова Л.В. (доверенность от 08.04.2009); Атеняева М.А. (доверенность от 17.11.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2011 года по делу N А55-18680/2011 (судья Н.А. Зафран),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Москва,
к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Куйбышевской железной дороге (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841), г. Москва,
о взыскании 10 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Куйбышевской железной дороге (далее - ответчик, ФГП "ВО ЖДТ России") о взыскании убытков в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2011 года по делу N А55-18680/2011 заявленные требования удовлетворены. С Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Куйбышевской железной дороге в пользу ОАО "Российские железные дороги" взыскано 10 000 руб. убытков, 2000 руб. - расходов по уплате государственной пошлины (л.д.77-78).
Ответчик не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя жалобы, исходя из условий соглашения N 147 от 04.05.2005 заключенного между сторонами, охрана несет ответственность за сохранность груза с момента приема вагонов, контейнеров с грузами по приемо-сдаточному акту после подписи уполномоченными представителями перевозчика в строке "Вагон, контейнер с грузом сдал" и охраны в сроке "Вагон, контейнер с грузом принял". На станции Находка-Восточная передача вагонов по приемо-сдаточному акту формы КЭУ-5 не осуществлялась.
Из обстоятельств дела следует, что ответчик оказывал услуги по сопровождению и охране вагона ОАО "Трансконтейнер", а не истцу.
В судебном заседании представители ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель истца отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав мнение представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" платежным поручением N 66894 от 07.10.2008 перечислило Татарстанской таможне штраф в размере 5 000 руб. за утрату средств идентификации согласно постановлению Татарстанской таможни от 16.09.2008 по административному делу N 10404000-452/2008 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.11 КоАП РФ (л.д. 14).
В рамках административного расследования установлено, что 30.07.2008 на станцию Тихоново Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД" в адрес грузополучателя ЗАО "Северстальавто-ИСУЗУ" по железнодорожной накладной N ЭФ 93981526 поступил контейнер N RZDU 5222695, с грузом запасные части для автомобилей, грузоотправитель "СОЦЖИЦ КОРПОРЕЙШН" (Япония).
В качестве средств идентификации Находкинская таможня на контейнере N RZDU 5222695 использовала ЗПУ N ТС 27014, наложенное отправителем товара. 31.07.2008 на железнодорожных путях в зоне таможенного контроля особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга" при таможенном осмотре сотрудником Татарстанской таможни на указанном контейнере было обнаружено, что на контейнере N RZDU 5222695 отсутствует запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ) отправителя ТС 27014, примененное в качестве средств идентификации Находкинской таможней. Вместо него на контейнере N RZDU 5222695 было наложено 2 ЗПУ N50885509 и N 5088508. Следов повреждения контейнеров не обнаружено.
Данные ЗПУ были наложены станцией Свердловск-Сортировочный Свердловской железной дороги по заявке работников ФГП ВО ЖДТ России от 26.07.2008, о чем был составлен акт общей формы N 10597 от 26.07.2008 ст. Свердловск-Сортировочная. Истец предъявил требование к ответчику в порядке регресса о возмещении убытков в связи с уплатой вышеуказанного штрафа.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 38 (далее - Правила N 38), сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ.
В соответствии с Правилами N 38 груз автозапчасти входит в перечень грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения на весь путь следования от пункта погрузки до пункта выгрузки.
Контейнер N RZDU 5222695 следовал под охраной ФГП ВО ЖДТ России.
В силу пункта 7 Правил N 38 в случае не обеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.
Указанные Правила определяют порядок обязательного сопровождения и охраны грузов в пути следования грузов железнодорожным транспортом.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" послужило отсутствие ЗПУ отправителя, примененного Находкинской таможней в качестве средства таможенной идентификации на контейнере N RZDU 5222695.
Таможней установлено, что при приёмке данного контейнера от иностранной железной дороги пломбы отправителя, примененные затем Находкинской таможней в качестве средств таможенной идентификации, находились в исправном состоянии. Отсутствие пломб обнаружено 26.07.2008 по прибытии на станцию Свердловск-сортировочная, то есть в момент перевозки.
Факт передачи контейнера под охрану за исправными пломбами отправителя подтверждается выдачей разрешения принимающей таможней на транзит товара, проставлением таможней отметки на железнодорожной накладной N 93981526, а также приемо-сдаточным актом формы КЭУ-5 N П 16313/1412 от 15.07.2008 (л.д. 19).
Между сторонами заключено соглашение N 147 от 04.05.2005 о порядке ответственности в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п.2.2.3 соглашения вагоны, контейнеры с импортными грузами в вагонах, поступающих через пограничные передаточные станции Российских железных дорог назначением на станции Российских железных дорог, передаются перевозчиком охране на входных пограничных передаточных станциях Российских железных дорог.
Ответчик, возражая против заявленных требований, указал, что вагоны были переданы грузополучателю без замечания к сохранности груза.
В пункте 2.3. соглашения N 147 указано, что передача вагонов, контейнеров с грузами между перевозчиком и охраной, предусмотренная подпунктами 2.2.1 - 2.2.8 настоящего соглашения, осуществляется по приёмосдаточным актам формы КЭУ-5 в соответствии с порядком ведения приёмосдаточных актов на железнодорожном транспорте, утверждённым приказом МПС России от 17.11.2003 N 72.
Согласно железнодорожной накладной N ЭФ 93981256 контейнер N RZDU 5222695 следовал под охраной и с сопровождением работников ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ РФ", о чём свидетельствует приемо-сдаточный акт формы КЭУ- 5 N П 16313/1412 от 15.07.2008, из содержания которого следует, что на ст. Находка-Восточная контейнер N RZDU 5222695 принял под охрану работник ФГП "ВО ЖДТ РФ" без замечаний в отношении средств таможенной идентификации (л.д. 19).
Акт общей формы N 10597 от 26.07.2008 на станции Свердловск-сортировочная составлен в связи с отсутствием ЗПУ на контейнере RZDU 5222695 и нахождением двух новых ЗПУ N А 5088509 и N А5088508 и одного ЗПУ со следами повреждения в виде отсутствия на нем контрольного знака, указанного в описи контейнеров к ж/д накладной N 93981526, следов повреждения контейнера не обнаружено, по заявке представителя ВОХР Мелехина сопровождающего груз (л.д. 22).
В силу пункта 2.3. Положения о порядке охраны объектов на федеральном железнодорожном транспорте, утверждённого МПС РФ 06.10.2001 N ЦУО-859, приём работниками ведомственной охраны под охрану и сдача охраняемых вагонов (контейнеров) с номенклатурными грузами производятся по их наружному осмотру одновременно с работниками железнодорожной станции, осуществляющими приём от грузоотправителя или сдачу грузополучателю вагонов (контейнеров) с номенклатурными грузами. При приёме вагонов (контейнеров) с номенклатурными грузами работниками ведомственной охраны должно быть обращено внимание на исправность кузова вагона (пола, обшивки стен, крыши, дверей, люков), наличие и исправность запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), закруток и пломб.
Материалами дела подтверждён факт принятия ответчиком контейнера под охрану без недостатков и с исправными пломбами.
В соответствии с Правилами пломбирования вагонов и контейнеров, утверждённых приказом МПС России от 12.04.1999 N 22Ц, на железнодорожном транспорте с 1999 года применяются вместо свинцовых пломб запорно-пломбировочные устройства различных типов (ЗПУ).
С 17.06.2003 действуют Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом МПС России N 24, которые также не предусматривают использование пломб, а только ЗПУ.
Кроме того, согласно пункту 6.3 соглашения N 147 ответственность за утрату средств идентификации (ЗПУ, пломб грузоотправителей, пломб и печатей таможенных органов на транспортных средствах), повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа и таможенных платежей на перевозчика за нарушение таможенных правил, возлагается на сторону, принявшую грузы в порядке, установленном разделом 2 соглашения.
Суд первой инстанции правильно установил, что по настоящему делу стороной, принявшей груз, являлся ответчик, который в силу п. 7 Правил N 38 должен обеспечить исправное состояние вагонов и контейнеров. Ненадлежащее обеспечение охраны вагонов привело к утрате ЗПУ.
Довод заявителя жалобы о том, что он не должен нести ответственность перед истцом, поскольку последний на станции Находка-Восточная не передал ему контейнер по приемо-сдаточному акту формы КЭУ-5, отклоняется.
Исковые требования заявлены не на основании ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств, а на основании ст. 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке), в случае, если перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
В силу ст. 79 Устава при установлении стороны, виновной в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов, ответственность несет виновная сторона.
Поскольку причинно-следственная связь между ненадлежащим обеспечением охраны вагонов, приведшее к утрате ЗПУ и возникновением в имущественной сфере истца убытков в заявленном размере истцом доказана, заявленные требования судом первой инстанции удовлетворены обоснованно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, согласно ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2011 года по делу N А55-18680/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 38 (далее - Правила N 38), сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ.
...
В пункте 2.3. соглашения N 147 указано, что передача вагонов, контейнеров с грузами между перевозчиком и охраной, предусмотренная подпунктами 2.2.1 - 2.2.8 настоящего соглашения, осуществляется по приёмосдаточным актам формы КЭУ-5 в соответствии с порядком ведения приёмосдаточных актов на железнодорожном транспорте, утверждённым приказом МПС России от 17.11.2003 N 72.
...
В соответствии с Правилами пломбирования вагонов и контейнеров, утверждённых приказом МПС России от 12.04.1999 N 22Ц, на железнодорожном транспорте с 1999 года применяются вместо свинцовых пломб запорно-пломбировочные устройства различных типов (ЗПУ).
С 17.06.2003 действуют Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом МПС России N 24, которые также не предусматривают использование пломб, а только ЗПУ.
...
Исковые требования заявлены не на основании ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств, а на основании ст. 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере."
Номер дела в первой инстанции: А55-18680/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Куйбышевской железной дороге