г. Вологда |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А13-10513/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от администрации Верховажского муниципального района исполняющего обязанности главы администрации Верховажского муниципального района Шутова П.П., Соколовой Г.П. по доверенности от 10.01.2012, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Васильевой В.В. по доверенности от 01.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2011 года по делу N А13-10513/2010 (судья Махова Ю.В.),
установил
администрация Верховажского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Верховажскому районному отделу государственного лесничества, Департаменту лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136; далее - Департамент) о возложении обязанности внести изменения в материалы лесоустройства для приведения их в соответствие с измененным кадастровым учетом.
Определением суда от 20 декабря 2010 года производство в отношении Верховажского районного отдела государственного лесничества прекращено.
Определением суда от 20 декабря 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области.
Определением суда от 26 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шабанова Людмила Пименовна и муниципальное учреждение здравоохранения "Верховажская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Верховажская центральная районная больница").
В процессе рассмотрения дела истец уточнил предмет исковых требований и просил обязать Департамент внести изменения в лесной реестр по земельным участкам по адресу: с. Верховажье, ул. Лечебная, д. 4, кадастровый номер 35:07:0502002:107; с. Верховажье, Лечебная, д. 2, кадастровый номер 35:07:0502002:108; с. Теплый Ручей, ул. Лесная, д. 13, кадастровый номер 35:07:0302008:68, расположенным, по материалам лесоустройства, в квартале 46, выделе 5, квартале 47, выделах 2, 5, исключив данные участки из реестра земель лесного фонда.
Решением суда от 27 октября 2011 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Департамент внести изменения в лесной реестр по земельным участкам по адресу: с. Верховажье, ул. Лечебная, д. 4, кадастровый номер 35:07:0502002:107; с. Верховажье, Лечебная, д. 2, кадастровый номер 35:07:0502002:108, расположенным, по материалам лесоустройства, в квартале 46, выделе 5, исключив данные участки из реестра земель лесного фонда. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апеллянт считает, что вынесенное судом первой инстанции решение не соответствует фактическим обстоятельствам дела, при его принятии судом неправильно применены нормы материального права, а именно не применен закон, подлежащий применению, а нормативно-правовые акты, на которые судом сделаны ссылки, неправильно им истолкованы.
В дополнениях к апелляционной жалобе Департамент также указал на необоснованное непривлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области как органа исполнительной власти, осуществляющего охрану, ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемой природной территории областного значения.
Администрация в возражениях и представители в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные участники процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В материалах дела усматривается следующее.
Решением Верховажского районного совета народных депутатов от 06.11.1990 (т.1, л.11) у колхозов были изъяты земли для включения их в состав земель сельских населенных пунктов, в том числе были переданы земли лесного фонда с. Верховажья - 22,5 га, п. Теплый Ручей - 23 га.
Решением Вологодского областного совета народных депутатов от 27.11.1990 N 117 "О предоставлении в пользование земельных участков" (т.1, л.19) решено передать земли в границах сельских населенных пунктов в ведение сельских советов народных депутатов Верховажского района, в том числе и 45,5 га земель Верховажского лесхоза.
В тексте актов отсутствует указание на местонахождение и координаты земельных участков, поступающих в ведение сельских советов народных депутатов.
02 марта 2010 года постановлением администрации Верховажского муниципального района N 44 Верховажскому лесничеству предложено внести изменения в материалы лесоустройства для приведения их в соответствие с измененным кадастром по участкам центральной районной больницы и производственной базы Верховажского лесхоза в срок до 1 мая 2010 года.
Земельный участок с кадастровым номером 35:07:0302008:68, категория - земли населенных пунктов, принадлежит Шабановой Л.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 653168 (т. 1, л. 83). Земельные участки с кадастровыми номерами 35:07:0502002:107, 35:07:0502002:108, категория - земли населенных пунктов, принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования МУЗ "Верховажская центральная районная больница", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 35-СК N 653033, 35-СК N 653032 (т. 1, л. 137-138).
По данным государственного лесного реестра, участки в кварталах 46, выделе 5 (3 га), и квартале 47, выделах 2 (3 га), 5(4 га), располагаются на землях лесного фонда и относятся к защитным лесам, категория защитных лесов - леса, имеющие научное или историческое значение.
Истец считает, что одни и те же территории одновременно учтены в государственном кадастре недвижимости как земли населенных пунктов, а по материалам лесоустройства значатся как земли лесного фонда.
Ссылаясь на то, что ответчик отказывается в добровольном порядке устранить допущенную ошибку, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции счел заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
По данным государственного лесного реестра, участки в квартале 46, выделе 5 (3 га), и квартале 47, выделах 2 (3 га), 5(4 га) располагаются на землях лесного фонда и относятся к защитным лесам, категория защитных лесов - леса, имеющие научное или историческое значение. Данные участки входят в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 2 668 850 000 кв.м, местоположением: Вологодская область, Верховажский район, Верховажский гослесхоз, свидетельство о государственной регистрации права от 11.07.2008 серии 35-СК N 363297. Данный лесной участок входит в состав заказника "Верховажский лес" (постановление правительства Вологодской области от 27.06.2002 N 398).
В соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 27.12.2010 N 1531 заказник "Верховажский лес", образованный в 1986 году, считается особо охраняемой природной территорией областного значения комплексным (ландшафтным) государственным природным заказником "Верховажский лес" в Верховажском районе Вологодской области.
В силу Положения об особо охраняемой природной территории областного значения комплексном (ландшафтном) государственном природном заказнике "Верховажский лес" в Верховажском районе Вологодской области в него входят 46 и 47 кварталы (т. 2, л. 44).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ОАО "ВологдаТИСИЗ".
Согласно экспертному заключению земельный участок с кадастровым номером 35:07:0502007:107 по данным государственного кадастра недвижимости относится к категории земель - земли населенных пунктов. Одновременно этот участок учтен по материалам лесоустройства в составе земельного участка лесного фонда (квартал 46, выдел 5).
При этом данный земельный участок полностью находится в установленных границах населенного пункта с.Верховажья, следовательно, в силу положений статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером 35:07:0502002:108 по данным государственного кадастра недвижимости относится к категории земель - земли населенных пунктов. Одновременно данный участок учтен по материалам лесоустройства в составе земельного участка лесного фонда (квартал 46, выдел 5). Данный земельный участок также полностью находится в установленных границах населенного пункта с.Верховажья, в силу чего относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером 35:07:0302008:68, по данным государственного кадастра недвижимости, относится к категории земель - земли населенных пунктов. Фактически часть земельного участка находится в землях населенных пунктов и часть в землях лесного фонда. Одновременно, по материалам лесоустройства, участок полностью учтен в составе земельного участка лесного фонда (квартал 47, выделы 2 и 5). Категория земель по данному земельному участку является спорной (т.3, л.1-37).
В силу положений статьи 71 АПК РФ экспертиза, назначенная в рамках арбитражного дела, является одним из доказательств по делу, подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и не имеет для арбитражного суда заранее установленной силы.
В представленном экспертном заключении отражены объект исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, предоставленные эксперту материалы, содержание и результаты исследований, ответы на все поставленные перед экспертом вопросы и их обоснование.
Поскольку заключение эксперта соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно принял его в качестве доказательства по делу.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Таким образом, если земельный участок включен в границы населенного пункта в установленном законом порядке, то дополнительного решения о переводе не требуется.
В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона о кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В материалах дела имеются кадастровые выписки о спорных земельных участках, в которых указано, что участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов. Сведения об отнесении какой-либо части этих участков к землям лесного фонда в выписках отсутствуют (т. 1, л. 84, 119, 122).
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в установленном законом порядке; действия по оформлению землеустроительной документации, межеванию и кадастровому учету земельных участков никем не оспорены, незаконными не признаны.
Департамент в обоснование своего довода о том, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка площадью 2 668 850 000 кв.м, право собственности на который согласно свидетельству от 11.08.2008 серии 35-СК N 363297 зарегистрировано за Российской Федерацией, сослался на карту-схему расположения границ лесного участка, справку из государственного лесного реестра, а также материалы лесоустройства.
Между тем сами по себе материалы лесоустройства, проведенного до того, как были в отношении спорных участков выполнены землеустроительные работы, и до постановки их на кадастровый учет, не могут свидетельствовать о принадлежности этих участков к землям лесного фонда с учетом того, что лесоустроительные работы могут проводиться не только на землях лесного фонда.
Более того, немаловажным для разрешения настоящего дела суд апелляционной инстанции считает и тот факт, что в настоящий момент на всех спорных участках лесные насаждения как таковые отсутствуют. Построено 8 жилых домов - коттеджей, которые переданы в оперативное управление Верховажской районной больнице и заселены семьями медицинских работников указанного учреждения. Данные обстоятельства документально подтверждены в суде апелляционной инстанции.
Довод Департамента о необоснованном непривлечении судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области отклоняется судом апелляционной инстанции.
Вопрос о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, решается в соответствии с правилами части 1 статьи 51 АПК РФ.
Согласно этому правилу третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
При этом по смыслу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ недостаточно, чтобы судебный акт затрагивал права и обязанности не привлеченного к участию в деле лица; необходимо, чтобы этот судебный акт был принят непосредственно о правах и обязанностях данного лица.
Дело в суде первой инстанции рассматривалось более одного года, с 01.10.2010 по 27.10.2011. Ни в одном из судебных заседаний Департамент ходатайств о привлечении к участию в деле Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области не заявлял.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что исходя из предмета рассматриваемого спора - требования о возложении обязанности на Департамент по внесению изменений в лесной реестр по земельным участкам по адресу: с. Верховажье, ул. Лечебная, д. 4, кадастровый номер 35:07:0502002:107; с. Верховажье, Лечебная, д. 2, кадастровый номер 35:07:0502002:108; с. Теплый Ручей, ул. Лесная, д. 13, кадастровый номер 35:07:0302008:68, расположенным, по материалам лесоустройства, в квартале 46, выделе 5, квартале 47, выделах 2, 5, исключив данные участки из реестра земель лесного фонда, права Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области принятым решением не затрагиваются.
Все приведенные подателем жалобы доводы аналогичны по содержанию и смыслу доводам, приведенным в обоснование отзыва на иск, были предметом изучения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2011 года по делу N А13-10513/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
...
Согласно экспертному заключению земельный участок с кадастровым номером 35:07:0502007:107 по данным государственного кадастра недвижимости относится к категории земель - земли населенных пунктов. Одновременно этот участок учтен по материалам лесоустройства в составе земельного участка лесного фонда (квартал 46, выдел 5).
При этом данный земельный участок полностью находится в установленных границах населенного пункта с.Верховажья, следовательно, в силу положений статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации относится к категории земель - земли населенных пунктов.
...
Поскольку заключение эксперта соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно принял его в качестве доказательства по делу.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:"
Номер дела в первой инстанции: А13-10513/2010
Истец: Администрация Верховажского муниципального района
Ответчик: Верховажский районный отдел-государственное лесничество, Департамент лесного комплекса Вологодской области
Третье лицо: МУЗ "Верховажская центральная районная больница", Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом, Управление Росреестра по Вологодской области, ФГУП "Рослесинфорг", Шабанова Л. П., ОАО "ВологдаТИСИЗ"
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13769/12
26.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13769/12
09.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13769/12
25.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-662/12
01.03.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8579/11
27.10.2011 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-10513/10