г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А56-32766/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Петрович И.Н.
при участии:
от истца: представителя Галановой А.А. (доверенность от 08.12.2010 N 27-20/3445)
от ответчика: Черновой В.О. (доверенность от 29.12.2011 N 014867)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22846/2011) ОАО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2011 по делу N А56-32766/2011 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании незаконным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2" (далее - ОАО "Концерн Росэнергоатом", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Сосновоборскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - отдел Управления Росреестра) о признании незаконным решения от 21.03.2011 N 27/007/2011-68 об отказе в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости - здание управления строительством (инв. N 4862) общей площадью 4 304,5 кв.м по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, промзона, также заявитель просил обязать регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции заменил Сосновоборский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области, Управление, ответчик).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2011 в удовлетворении заявления ОАО "Концерн Росэнергоатом" отказано.
На данное решение ОАО "Концерн Росэнергоатом" подана апелляционная жалоба, в которой податель жалобы просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В жалобе заявитель указал, что решение принято с нарушением и неправильным применением норм материального права, при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Ответчик в своем отзыве на апелляционную жалобу, указав на несостоятельность доводов жалобы, просил оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные в жалобе и отзыве на апелляционную жалобу доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
При исследовании материалов дела суд первой инстанции установил, что в
соответствии с договором от 27.02.2009 N 209-Н аренды земельного участка (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 15.12.2009) (далее - договор) открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" является арендатором земельного участка N4 с кадастровым номером 47:15:00-00-000:0043, общей площадью 653671 кв.м.
На данный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2007 серия 78-АВ N 453475 (л.д. 158 т. 1).
Пунктом 4.4.2 договора оговорено право арендатора осуществлять на земельном участке строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, строительных норм и правил, а также иной нормативно-технической документации в области строительной деятельности в целях обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы арендатора, надлежащего использования атомной энергии.
Заявитель обратился в Комитет архитектуры, градостроительства и землепользования администрации муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области с просьбой выдать заключение о том, что построенное административное здание управления строительством (инв. N 4862) общей площадью 4304,5 кв.м на указанном земельном участке по адресу: Ленинградская область, г.Сосновый Бор, промзона, является капитальным объектом вспомогательного назначения и подлежит государственной регистрации.
Рассмотрев это обращение, Комитет архитектуры, градостроительства и землепользования администрации муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области выдал заключение о том, что административное здание управления строительством (инв.N 4862), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:15:00-00-000:0043, является объектом вспомогательного использования, на строительство которого на основании пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений не требуется.
Руководствуясь данным заключением, пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон), пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Управление с заявлением от 21.02.2011 N 27/007/2011-068 о государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости.
21.03.2011 исх. N 27/007/2011-68 Управление отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный объект на том основании, что здание управления строительством (инв. N 4862) не относится к зданиям и сооружениям вспомогательного использования по смыслу положений ГОСТа 27751-88 "Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету" от 30.12.2009 и статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон о техническом регламенте), разрешение на строительство объекта не представлено.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости противоречит статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 25.3 Закона, статье 4 Закона о техническом регламенте, пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в части реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению созданным имуществом, заявитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в результате рассмотрения требований заявителя не нашел оснований для удовлетворения требований.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, выступлениях присутствовавших в заседании представителей сторон, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 25 Закона оговорено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую правомерно сослался суд первой инстанции, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Документами, подтверждающими создание объекта недвижимости с соблюдением закона и иных правовых актов, являются документы подтверждающие отведение земельного участка под строительство в порядке, определенном действующим законодательством, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданные уполномоченными на то органами.
Исходя из того, что для строительства спорного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, руководствуясь пунктом 3 статьи 25.3 Закона, согласно которому документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация об объекте недвижимого имущества, Общество на государственную регистрацию в качестве документа, подтверждающего факт создания спорного здания, представило указанную декларацию.
Суд первой инстанции не согласился с доводами Общества о представлении на регистрацию исчерпывающего объема документов, указав на следующие обстоятельства. В силу положений пункта 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации суд первой инстанции исходил из того, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно ГОСТу 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету", а также положениям статьи 4 Закона о техническом регламенте, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности. К таким объектам относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (парники, теплицы, павильоны, небольшие склады и т.д.)
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции в результате исследования представленных доказательств установил, что Общество ранее обращалось за регистрацией права собственности на спорный объект, в рамках проведения правовой экспертизы был направлен запрос в Комитет государственного и строительного надзора и государственной экспертизы по Ленинградской области (далее - Комитет). В апреле 2010 года из Комитета поступил ответ N 590/10-0-1, согласно которому заявленное к регистрации здание управления строительством является 4-х этажным объектом I группы капитальности, которое рассчитано на массовое пребывание людей (400 рабочих мест) и не отвечает критериям отнесения к вспомогательным постройкам.
Комитет указал, что критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения.
Согласно представленному разрешению на строительство от 09.04.2008 основные здания в настоящий момент находятся в стадии строительства.
Также согласно вышеуказанному разрешению на строительство здание управления строительством, офис дирекции площадью 4304,5 кв.м поименован в разделе "Временные здания и сооружения вспомогательного назначения", в то время как при обращении в регистрирующий орган объект Обществом заявлен как объект недвижимости (капитальный объект).
Таким образом, суд первой инстанции закономерно пришел к выводу, что оспариваемый отказ Управления является законным и обоснованным, требование Общества удовлетворению не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, носят описательный характер, их суть сводится к изложению мнения заявителя об обстоятельствах дела и их предположительной оценке. Общество повторно указало доводы, приведенные при обращении с заявлением в суд, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение соответствует нормам материального права.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая, что нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2011 по делу N А56-32766/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"21.03.2011 исх. N 27/007/2011-68 Управление отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный объект на том основании, что здание управления строительством (инв. N 4862) не относится к зданиям и сооружениям вспомогательного использования по смыслу положений ГОСТа 27751-88 "Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету" от 30.12.2009 и статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон о техническом регламенте), разрешение на строительство объекта не представлено.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости противоречит статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 25.3 Закона, статье 4 Закона о техническом регламенте, пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в части реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению созданным имуществом, заявитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую правомерно сослался суд первой инстанции, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Документами, подтверждающими создание объекта недвижимости с соблюдением закона и иных правовых актов, являются документы подтверждающие отведение земельного участка под строительство в порядке, определенном действующим законодательством, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданные уполномоченными на то органами.
...
Суд первой инстанции не согласился с доводами Общества о представлении на регистрацию исчерпывающего объема документов, указав на следующие обстоятельства. В силу положений пункта 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации суд первой инстанции исходил из того, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования."
Номер дела в первой инстанции: А56-32766/2011
Истец: ОАО "Концерн Росэнергоатом", ОАО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2", ОАО "Концерн Росэнергоатом" Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2"
Ответчик: Сосновоборский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1068/12
05.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22846/11
14.11.2011 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20432/11
03.10.2011 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-32766/11