г. Москва |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А41-6610/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН: 5000001451, ОГРН: 1025005245055): Астафьева В.Б., представитель по доверенности N ИС-18561 от 30.12.2011 г.,
от ответчика - ООО "ИКЕА МОС" (ИНН: 5047028579, ОГРН: 1035009550080): Ермоленко К.Г., представитель по доверенности N 242/11 от 30.09.2011 г.,
от третьего лица - Администрации городского округа Балашиха Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2011 года по делу N А41-6610/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
по иску Министерства имущественных отношений Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС" с участием в качестве третьего лица Администрации городского округа Балашиха Московской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС" (далее - ООО "ИКЕА МОС") о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N 01016-Z от 18.08.2005 г. в сумме 4 460 671 рубль 59 копеек и неустойки в сумме 64 678 рублей 29 копеек (том 1 л.д.4-7).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация городского округа Балашиха Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2011 года в удовлетворении иска отказано (том 2 л.д.22-24).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 1 л.д.27-31).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО "ИКЕА МОС" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации городского округа Балашиха Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 07 июля 2003 года между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и ООО "ТурИнтэл" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности, N 01016-Z, по условиям которого во временное владение и пользование арендатора за плату был передан земельный участок с кадастровым номером 50:15:040801:0005 площадью 83 300 кв. м. категория земель - земли населенных пунктов, расположенный вблизи д. Абрамцево с/о Пехра-Покровский Балашихинского района Московской области, для размещения объектов парковой зоны, эколого-просветительского и торгово-рекреационного комплекса (том 1 л.д.8-14).
Договор заключен сроком на 49 лет с 01.06.2003 г. по 31.05.2052 г. (пункт 2.1 договора) и зарегистрирован в установленном законом порядке (том 1 л.д.8).
Размер и условия внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора.
Размер арендной платы за земельный участок определяется согласно приложению N 2 к договору. Размер арендной платы пересматривается ежегодно с учетом изменения ставки земельного налога, площади земельного участка и вида деятельности арендатора (пункт 3.3 договора).
В период действия названного договора, права и обязанности арендатора перешли к ООО "ЭКОЦЕНТР" по договору от 01.07.2004 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 01016-Z от 07.07.2003 г. (том 1 л.д.30-31), а впоследствии - к ООО "ИКЕА МОС" в соответствии с договором о передаче прав и обязанностей от 06.12.2004 г. (том 1 л.д.34-36).
Дополнительным соглашением N 2 от 25.04.2005 г. к договору аренды N 01016-Z от 07.07.2003 г. внесены изменения в указанный договор в части арендатора, а также размера и условия внесения арендной платы (том 1 л.д.23-27).
Согласно пункту 3.1 дополнительного соглашения N 2 к договору и приложения N 1 к нему установлена арендная плата, расчет которой производится по формуле согласно требованиям Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", а именно - Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке; Пкд - повышающий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка (том 1 л.д.28).
В соответствии с пунктом 3.5 дополнительного соглашения N 2 к договору размер арендной платы изменяется в случае изменения коэффициентов, используемых для расчета арендной платы, без заключения дополнительного соглашения с даты принятия соответствующего распорядительного акта органом власти.
Полагая, что в связи с изменением административно-территориальных границ Балашихинского муниципального района при расчете размера арендных платежей подлежал применению базовый коэффициент арендной платы (Аб) для городов, что привело к неверному исчислению арендатором размера арендной платы в период с 01.07.2010 г. по 30.09.2010 г. и образованию на стороне последнего задолженности по арендной плате в сумме 4 460 571 рубль 59 копеек, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось к ООО "ИКЕА МОС" с требованием о погашении задолженности в указанной сумме (письмо исх. ИС-13556 от 18.10.2010 г.) (том 1 л.д.42).
Оставление арендатором претензии арендодателя без ответа послужило основанием для обращения Министерства имущественных отношений Московской области в суд с настоящим иском.
На сумму задолженности истцом начислена договорная неустойка в соответствии с пунктом 5.2 договора аренды N 01016-Z от 07.07.2003 г. в размере 64 678 рублей 29 копеек.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для изменения арендодателем размера подлежащей уплате в спорный период арендной платы в одностороннем порядке.
Оспаривая решение суда, заявитель апелляционной жалобы ссылается на необоснованное неприменение судом при расчете арендной платы базового размера арендной платы (Аб), установленного в соответствии с Законом Московской области N 126/2008-ОЗ от 19.09.2008 г. "Об установлении базового размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области" в размере 52,93 руб./кв.м. для города Балашихи.
Арбитражный апелляционный суд полагает данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежащими отклонению в силу следующего.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору от 07.07.2003 г. N 01016-Z, передав арендуемый земельный участок ответчику, что последним не оспаривается.
В соответствии с п. 3.5. договора от 07.07.2003 г. N 01016-Z (в редакции дополнительного соглашения N2) размер арендной платы изменяется в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, базового размера арендной платы (Аб), значений повышающего коэффициента (Пкд), коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), категории, разрешенного вида использования, а также в иных случаях, установленных законом.
Согласно Закону Московской области N 109/2009-ОЗ от 26.09.2009 г. базовый размер арендной платы на 2010 год для земельных участков, расположенных в границах сельских населенных пунктов, составляет 1,95 руб./кв.м.
Исходя из указанного базового размера арендной платы (Аб) ООО "ИКЕА МОС" надлежащим образом, в полном объеме (170 618 рублей 16 копеек) и в установленные договором сроки (до 15 сентября 2010 года) платежным поручением N 9993 от 07.09.2010 г. уплатил арендную плату за пользование земельным участком в III квартале 2010 года.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Министерства имущественных отношений Московской области.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на включение спорного земельного участка с кадастровым номером 50:15:040801:0005 в границы города Балашиха, влекущее применение при расчете арендной платы базового размера арендной платы (Аб) равного 52,93 руб./кв.м., подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального план а городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок такого перевода земель определяется ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса".
С 01 января 2007 года Федеральным законом от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ путем внесения дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" введен дополнительный упрощенный порядок изменения границ населенных пунктов, согласно которому до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодательством предусмотрены две процедуры изменения границ населенных пунктов - путем утверждения, изменения территориальных схем планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, и путем издания соответствующего правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Истцом, в нарушение норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства включения спорного земельного участка в границы городского округа Балашиха.
Кроме того, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого настоящего спора, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2011 года по делу N А41-9995/10 установлено, что ни решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 09 декабря 2008 года N 55/347 "О принятии постановления "Об утверждении проекта границ города Балашихи", ни постановление Главы городского округа Балашиха от 16 декабря 2008 года N 51/347 "Об утверждении проекта границ города Балашихи", на которые истец ссылается в качестве основания возникновения у ответчика обязанности по уплате арендной платы с учетом изменения базовой ставки арендной платы, границы города Балашиха не изменяли.
Данные обстоятельства в силу норм статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора.
Арбитражным апелляционным судом также принято во внимание, что ни письмо УФАКОН N 1025-12/610 от 23.03.2009 г., ни кадастровый план земельного участка N 15.1/06-1725 от 12.04.2006 г. ни справка о местоположении объекта недвижимости (том 1 л.д.45, 46) не являются надлежащими доказательствами нахождения спорного участка в границах города Балашиха по смыслу норм статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истцом не представлены доказательства обязательного применения при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка N 01016-Z от 18.08.2005 г. базового размера арендной платы (Аб), установленного на основании Закона Московской области от 19.09.2008 г. N 126/2008-ОЗ для городов в размере 52, 93 руб./кв.м.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства имущественных отношений Московской области по заявленным предмету и основаниям.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2011 года по делу N А41-6610/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок такого перевода земель определяется ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса".
С 01 января 2007 года Федеральным законом от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ путем внесения дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" введен дополнительный упрощенный порядок изменения границ населенных пунктов, согласно которому до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А41-6610/2011
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области, ООО " Икеа Мос"
Ответчик: ООО "ИКЕА МОС"
Третье лицо: Администрация г. Балашиха, Администрация городского округа Балашиха, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10921/12
25.10.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-6610/11
08.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5536/12
06.03.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10830/11