город Омск |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А46-10898/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9783/2011) общества с ограниченной ответственностью "Новый" на решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2011 по делу N А46-10898/2011 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый" (ОГРН 1085543012466, ИНН 5506202836) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области (ОГРН 1055507080892, ИНН 5504109165) от 17.08.2011 N 818 в части назначения административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Новый" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной миграционной службы по Омской области - Соколов А.С. (паспорт, по доверенности N 20/40 от 26.09.2011 сроком действия до 26.09.2012).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новый" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием к Управлению Федеральной миграционной службы России по Омской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.08.2011 N 818.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено частично, а именно: признано незаконным и отменено постановление УФМС России по Омской области от 17.08.2011 N 818 в части назначения административного штрафа в размере, превышающем минимальный размер санкции, установленный частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также отметил, что санкция части 2 статьи 18.15 КоАП РФ составляет от 250 000 руб. до 800 000 руб. Заинтересованное лицо, подвергнув заявителя административному штрафу в размере, превышающем минимальный размер, не установил отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем постановление в части наложения штрафа, превышающий нижний предел санкции, является необоснованным.
В апелляционной жалобе Общество, не оспаривая вмененное ему событие административного правонарушения, просит отменить решение суда первой инстанции, признать незаконным и изменить постановление административного органа в части административного наказания, заменив штраф на административное приостановление деятельности.
Заявитель полагает, что назначение административного штрафа не соответствует принципу справедливости наказания и не обеспечивает реализацию превентивной цели наказания.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя Управления, который просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил отзыв на апелляционную жалобу.
Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, ходатайства об отложении не заявило, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
25 мая 2011 года на основании распоряжения от 22.06.2011 N 111 Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области были проведены проверочные мероприятия, направленные на выявление нарушений миграционного законодательства со стороны иностранных граждан, в ходе которых был выявлен факт незаконного привлечения к осуществлению трудовой деятельности в качестве овощевода иностранного гражданина - гражданина КНР Чжу Куйчжун, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Результаты проверки зафиксированы в акте N 111 от 22.06.2011.
10 августа 2011 года в отношении ООО "Новый" составлен протокол N 818 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
17 августа 2011 года Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Новый" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 260 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Новый", полагая, что данное постановление является необоснованным и незаконным в части применения административного наказания в виде штрафа, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о его отмене.
08.11.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Часть 2 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 1 примечания к данной статье под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства следует понимать допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ, составляют действия работодателя или заказчика работ (услуг) по привлечению к трудовой деятельности (допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в отсутствие соответствующего разрешения.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Правовые отношения, возникшие в сфере привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан КНР, регламентируются международным договором - Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации, заключенным 3 ноября 2000 года.
Так, в бланках разрешений, выдаваемых работодателям на привлечение и использование иностранных работников из числа граждан КНР, оговорены "Особые условия" - соблюдение условий Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 3 ноября 2000 года.
Статьей 9 Соглашения установлено, что привлекаемые на основании разрешения работники не могут быть переданы на работу к другому работодателю. Работники не могут выполнять никакой другой оплачиваемой работы, помимо той, на которую было выдано разрешение.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что административным органом был выявлен факт прибытия гражданина КНР Чжу Куйчжун, 15.09.1966 года рождения на территорию Российской Федерации 16.04.2011 по приглашению ООО "Новое поле" с целью осуществления трудовой деятельности по найму на производство кирпича по адресу: Нижнеомский район, с. Антоновка, ул. Производственная, 1.
В соответствии с условиями трудового договора N 62 от 27.04.2011, заключенного между ООО "Новое поле" - стороной, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, и иностранным гражданином - гражданином КНР Чжу Куйчжун, иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность по профессии обжигальщик в ООО "Новое поле" на производстве кирпича, расположенном по адресу: Омская область, Нижнеомский район, с. Антоновка, ул. Производственная, 1.
Иностранному гражданину - гражданину КНР Чжу Куйчжун 12.04.2011 УФМС России по Омской области выдано разрешение на работу 55 N 100005058 в соответствии с заявлением работодателя - ООО "Новое поле" для осуществления трудовой деятельности по специальности обжигальщик.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что указанный гражданин на основании разрешения на работу трудовую деятельность не осуществлял, а работал овощеводом в теплично-парниковом хозяйстве, расположенном по адресу: с. Малый Атмас, Черлакского района ООО "Новый" не имея разрешения на данный вид трудовой деятельности.
При этом ООО "Новый" имеет разрешение от 31.01.2011 N 55000127 на привлечение и использование иностранных работников, согласно которому может привлечь к осуществлению трудовой деятельности 6 человек по профессии: директор по экономике, консультант, менеджер и переводчик. Разрешение на привлечение и использование труда иностранных граждан в качестве овощеводов Обществу не выдавалось.
При таких обстоятельствах, учитывая процитированные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконном привлечении Обществом к осуществлению трудовой деятельности в качестве овощевода в теплично-парниковом хозяйстве, расположенном по адресу: с. Малый Атмас, Черлакского района Омской области, иностранного гражданина - гражданина КНР Чжу Куйчжун без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, что является нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 26.07.2002 N 115-ФЗ.
Данный вывод суда основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, в том числе: протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении, объяснениях Чжу Куйчжун, которые свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
Доказательств того, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что податель жалобы не оспаривает вменяемое ему административное правонарушение.
В апелляционной жалобе Общество, не оспаривая вмененное ему событие административного правонарушения, просит признать незаконным и изменить постановление административного органа в части административного наказания, заменив штраф на административное приостановление деятельности на срок.
Обосновывая необходимость применения к нему наказания в виде административного приостановления деятельности, податель жалобы ссылается на то, что по результатам проведенной в отношении заявителя проверки вынесено 12 постановлений о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 18.15 КоАП РФ с назначением ему административного штрафа. Такая мера ответственности, заключает Общество, приведет к прекращению его деятельности.
Относительно данного довода Общества суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В силу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исходя из представленных в дело доказательств, суд полагает, что назначение Обществу санкции в виде приостановления деятельности не ухудшит положения лица, привлеченного к ответственности, что полностью согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N ВАС-9359/09 от 17.07.2009.
Вместе с тем, учитывая характер правонарушения, а также то, что Общество сознательно шло на совершение им административного правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соразмерности назначенного Обществу административного наказания совершенному противоправному деянию.
Доводы Общества об имущественном положении заявителя не являются в данном конкретном случае достаточными обстоятельствами, позволяющими изменить определенную административным органом меру ответственности на приостановление деятельности.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что назначение наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией част 2 статьи 18.15 КоАП РФ, в полной мере обеспечивает достижения цели административного наказания.
Установив в примечании к статье 18.15 КоАП РФ положения о наступлении ответственности за каждого незаконно привлеченного иностранного гражданина, законодатель целенаправленно дифференцировал итоговую ответственность работодателей в зависимости от количества незаконно привлеченных к работе на территории Российской Федерации иностранных граждан. Изменение постановлений в части изменения санкции на приостановление деятельности, фактически нивелирует приведенную выше норму закона. В данном случае за привлечение одного иностранного гражданина Общество понесет ответственность по своей структуре поглощающую санкцию санкцией, что, по мнению суда, не будет соответствовать целям административного наказания, предусмотренного указанной статьи КоАП РФ с учетом примечания к ней.
Ссылка Общества на определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.07.2009 N ВАС-9359/09 подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, так как указанный судебный акт принят по конкретному делу, с учетом определенных обстоятельств, и выводы суда по настоящему делу не противоречат выводам указанного судебного акта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, суд правомерно отказал Обществу в изменении оспариваемого постановления в части наказания, а именно, в замене штрафа на административное приостановление деятельности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2011 по делу N А46-10898/2011 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новый" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
...
Доводы Общества об имущественном положении заявителя не являются в данном конкретном случае достаточными обстоятельствами, позволяющими изменить определенную административным органом меру ответственности на приостановление деятельности.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что назначение наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией част 2 статьи 18.15 КоАП РФ, в полной мере обеспечивает достижения цели административного наказания.
Установив в примечании к статье 18.15 КоАП РФ положения о наступлении ответственности за каждого незаконно привлеченного иностранного гражданина, законодатель целенаправленно дифференцировал итоговую ответственность работодателей в зависимости от количества незаконно привлеченных к работе на территории Российской Федерации иностранных граждан. Изменение постановлений в части изменения санкции на приостановление деятельности, фактически нивелирует приведенную выше норму закона. В данном случае за привлечение одного иностранного гражданина Общество понесет ответственность по своей структуре поглощающую санкцию санкцией, что, по мнению суда, не будет соответствовать целям административного наказания, предусмотренного указанной статьи КоАП РФ с учетом примечания к ней."
Номер дела в первой инстанции: А46-10898/2011
Истец: ООО "Новый "
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Омской области, УФМС по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9783/11