г. Пермь |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А60-44478/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С.Н.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от истца Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области (ИНН 6625026613, ОГРН 1036601475877) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от ответчика ИП Свизевой Л.Н. (ИНН 662503172004, ОГРН 304662528100018) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
ИП Свизевой Л.Н.
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 декабря 2011 года
по делу N А60-44478/2010,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по иску Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области
к ИП Свизевой Л.Н.
о взыскании 109 705,35 руб.,
установил:
Межрайонная ИФНС России N 10 по Свердловской области, уточнив исковые требования, обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ИП Свизевой Л.Н. 104 144,06 руб. земельного налога за 2009 г.. за земельный участок, расположенный по адресу: г. Первоуральск, ул. Вайнера, д.2.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2011 исковые требования удовлетворены: с ИП Свизевой Л.Н. в доход соответствующего бюджета взыскана недоимка по земельному налогу за 2009 г.. в сумме 104 144,06 руб.
Не согласившись с судебным актом, ИП Свизева Л.Н. обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что фактически на момент рассмотрения дела признаны ошибки и внесены изменения в кадастровую стоимость земельного участка, а также аннулировано, как основание кадастровой ошибки, соответствующее постановление Правительства Свердловской области.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, отсутствуют основания для отмены.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей, что в соответствии п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В апелляционной жалобе ответчик просит истребовать от Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области ответ на заявление предпринимателя от 25.12.2011 с подтверждением факта и даты внесения кадастровой ошибки в отмененное Постановление правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В соответствии с п.4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Согласно данной норме, в ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
Вместе с тем, ответчиком в ходатайстве об истребовании доказательств не указаны причины, препятствующие получению доказательств самостоятельно, не указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством.
При таких обстоятельствах, судом ходатайство отклонено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИП Свизева Л.Н. имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 66:58:0116001:43, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 2, с видом разрешенного использования для производственной деятельности.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 и составляет 20 828 811,56 руб.
Налогоплательщику по состоянию на 07.04.2010 выставлено требование N 138626 об уплате земельного налога в сумме 104 144,06 руб., исходя из стоимости земельного участка 20828812 руб., налоговой ставки 1,5%, коэффициента 12/4.
Неисполнение требования в добровольном порядке в установленный срок. явилось основанием для обращения инспекции в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2009 г.. в соответствии с Постановлением Правительства СО от 19.12.2008 N 1347-ПП установлена в размере 20 828 811,56 руб., изменения в данное постановление по стоимости земельного участка не внесены, кадастровая ошибка Управлением Росреестра по Свердловской области не устранена, следовательно, налоговый орган правомерно руководствовался данным постановлением в части определения стоимости спорного земельного участка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из содержания ст. 394 Налогового кодекса РФ, ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно положениям п. 14 ст. 396 НК РФ, в редакции, действовавшей в 2009 г.., по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10 и содержащееся в данном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел в силу прямого указания в тексте постановления.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, в том числе спорного земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена в сумме 20 828 811,56 руб.
Налогоплательщик не согласен с применением в 2009 г.. кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной названным Постановлением N 1347-ПП, поскольку данное постановление содержит кадастровую ошибку при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
В подтверждение своих доводов предпринимателем представлены решение от 20.12.2010 N 58/10-1997 Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Свердловской области и письмо от 20.12.2010 N 01-10/777 Управления Росреестра.
Суд первой инстанции, рассмотрев данные доводы предпринимателя, правомерно отклонил их в силу следующего.
Порядок исправления ошибок в государственном реестре недвижимости установлен ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч.ч.4-6 ст. 28 указанного закона, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической ошибки в сведениях или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Форма таких документов и состав сведений, содержащихся в них, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, письмом Министерства Федеральной регистрационной службы "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ конкретизирован порядок исправления ошибки, допущенной в Отчете (ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, характеристик земельного участка и т.п.), который не противоречит положениям ст. 28 ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007.
Таким образом, вопросы исправления ошибок кадастра урегулированы нормами Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.207 "О государственном кадастре недвижимости" и не связаны с требованием о признании недействующим нормативного правового акта.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, предприниматель не лишен возможности разрешить вопрос об исправлении ошибки, в том числе в порядке искового производства.
Поскольку в рассматриваемом деле, требование об исправлении кадастровой ошибки в данном деле заявлено не было, иным образом сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка органами кадастрового учета в порядке, установленном ст.28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.207 "О государственном кадастре недвижимости", не изменялись, то инспекция правомерно при расчете налога применила кадастровую стоимость земельного участка исходя из данных государственного земельного кадастра, действующих на 1 января налогового периода, сведения, о которых доводятся до налогоплательщиков и налоговых органов в соответствии со ст. 396НК РФ.
Установление факта наличия кадастровой ошибки само по себе до внесения соответствующих исправлений не влечет изменения размера кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ на заявителя жалобы подлежат отнесению судебные расходы в сумме 100 руб.
Излишне уплаченная по квитанции от 06.01.2012 госпошлина в сумме 1900 руб. на основании ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 декабря 2011 года по делу N А60-44478/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Свизевой Людмиле Николаевне (ОРГН 304662528100018, ИНН 662503172004) из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1900 (одна тысяча девятьсот) руб. по квитанции от 06.01.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н. Полевщикова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 7309/10 и содержащееся в данном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел в силу прямого указания в тексте постановления.
...
Налогоплательщик не согласен с применением в 2009 г.. кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной названным Постановлением N 1347-ПП, поскольку данное постановление содержит кадастровую ошибку при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
...
Порядок исправления ошибок в государственном реестре недвижимости установлен ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
...
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической ошибки в сведениях или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Форма таких документов и состав сведений, содержащихся в них, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, письмом Министерства Федеральной регистрационной службы "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ конкретизирован порядок исправления ошибки, допущенной в Отчете (ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, характеристик земельного участка и т.п.), который не противоречит положениям ст. 28 ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007."
Номер дела в первой инстанции: А60-44478/2010
Истец: Межрайонная ИФНС России N 10 по Свердловской области
Ответчик: ИП Свизева Людмила Николаевна