город Самара |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А55-18405/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.
судей Дёминой Е.Г. и Селивёрстовой Н.А.,
протокол судебного заседания вела секретарь Низамова Р. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе
Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Куйбышевской железной дороге (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105), на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2011, принятое по делу N А55-18405/2011 судьей Зафран Н.А.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Куйбышевской железной дороге (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105),
о взыскании убытков в размере 5 000 руб.,
с участием:
от истца - Шашкин А.А., доверенность от 26.07.2011 N НЮ-46/182 (до перерыва), Киреева Т.М., доверенность от 26.07.2011 N НЮ-46/184 (после перерыва)
от ответчика - Скворцова Л.В., доверенность от 08.04.2009, Атеняева М.А., доверенность от 17.11.2009
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Куйбышевской железной дороге, г. Самара, убытков в сумме 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2011 (л.д. 128) исковые требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены в полной сумме.
С Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" взысканы убытки в сумме 5000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Куйбышевской железной дороге обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы жалобы, настаивают на отмене решения Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2011 и принятии по делу нового судебного акта об отказе ОАО "Российские железные дороги" в иске.
Представитель истца просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд объявил перерыв в судебном заседании до 28.02.2012, до 12 часов 50 минут.
Информация о перерыве опубликована на официальном Интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
После перерыва заседание продолжено в прежнем составе суда, в присутствии представителей сторон.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 10.11.2008 N 10404000-519/2008 следует, что 17.08.2008 таможенным постом Новороссийский Западный Новороссийской таможни в адрес ООО "Соллерс-Елабуга" (Россия) от фирмы-отправителя FIAT GROUP AUTOMOBILES SPA "Италия", по транзитной декларации N 10317090/170808-0002886 был направлен товар: комплектующие для автомобилей в сборе. Перевозчиком товара являлось ОАО "РЖД". Товар перемещался железнодорожным транспортом (платформа N 94203262) в контейнере N АRKU8302604 по железнодорожной накладной N ЭТ 592763.
Согласно сведениям транзитной декларации N 10317090/170808/0002886 и железнодорожной накладной N ЭТ 592763, в качестве средств идентификации использовано ЗПУ N 132867, наложенное отправителем товара.
Груз следовал в сопровождении ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", принявшего груз на станции Новороссийск до станции назначения Тихоново.
20.08.2008 при приеме погрузки на п/п НЛЭ обнаружена погнутость ручки запорного устройства на рабочей двери контейнера 94203262-АRKU8302604, из-за чего дверь не удалось закрыть, устранение неисправности невозможно, что отражено в акте общей формы N 187. Импортный груз следовал по железнодорожной накладной N ЭТ 592763 (л.д. 24).
Контейнер, в числе прочих, сдан на станции Новороссийск под охрану и следовал в сопровождении работников Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В качестве средств идентификации Новороссийская таможня на контейнере N АRKU8302604 использовала ЗПУ N 132867, наложенное отправителем товара.
25.08.2008 на станцию назначения Тихоново КБШ, 648908, с поездом N 1498 поступил контейнер N ЭТ 592763 94203262-АRKU8302604 с запасными частями к автомобилям, получателем которого являлось ООО "Соллерс-Елабуга". По прибытии поезда N 1498, при осмотре контейнера N АRKU8302604 установлено, что ЗПУ инофирма N 132867 оборвано, что подтверждено актом общей формы от 25.08.2008 N 1/279 (л.д. 23), составленным с участием представителя ВОХР.
26.08.2008, при проведении таможенного осмотра контейнера N АRKU8302604 обнаружено повреждение ЗПУ 132867: выявлены следы вскрытия в виде свежих царапин в нижней и верхней частях запорного устройства правой двери контейнера, верхняя ручка запорного устройства находится в откинутом положении, на нижней ручке запорного устройства присутствует ЗПУ СКАТ РЖД N С0626560, не указанный в сопроводительных документах. Сведений о разрешении таможенного органа на изменение либо замену средств идентификации на контейнере N АRKU8302604 в перевозочных документах не содержится.
ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" передало контейнеры грузополучателю ООО "Соллерс-Елабуга" по акту N 141 (л.д. 25), в том числе контейнер N АRKU8302604. В строке акта N 17 указаны сведения о ЗПУ и о составлении акта N 1/279.
Постановлением Татарстанской таможни от 10.11.2008 по делу об административном правонарушении N 10404000-519/2008 (л.д. 28) ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На перевозчика - ОАО "Российские железные дороги" наложен административный штраф в сумме 5000 руб., оплаченный истцом 25.12.2008 платежным поручением N 10512 (л.д. 14).
Оплата штрафа, вызванного административным правонарушением, связанным с ненадлежащим исполнением обязательств по охране груза, явилась основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" в суд о взыскании с ответчика убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Из материалов дела следует, что контейнер N АRKU8302604 следовал со станции Новороссийск под охраной и с сопровождением работников ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно статье 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Пунктами 1 и 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны (Правила), утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 38 установлено, что сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.
По Правилам, автозапчасти входят в перечень грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения на весь путь следования от пунктов погрузки и выгрузки.
Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае не обеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.
Названные Правила определяют порядок обязательного сопровождения и охраны грузов в пути следования грузоотправителями, грузополучателями при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
На основании изложенного ответственность за сохранность груза и утрату ЗПУ несет ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", которое несет полную ответственность, в том числе, за утрату и повреждение средств таможенной идентификации.
Основанием возбуждения в отношении ОАО "Российские железные дороги" дела об административном правонарушении послужило повреждение ЗПУ отправителя, примененного Новороссийской таможней в качестве средства таможенной идентификации на контейнере N ARKU 8302604 132867: выявлены следы вскрытия в виде свежих царапин в нижней и верхней частях запорного устройства правой двери контейнера, верхняя ручка запорного устройства находится в откинутом положении, на нижней ручке запорного устройства присутствует ЗПУ СКАТ РЖД N С0626560, не указанный в сопроводительных документах.
Согласно приемо-сдаточному акту повреждение ЗПУ обнаружено в период нахождения контейнера под охраной.
Передача контейнера под охрану за исправными пломбами отправителя подтверждается выдачей разрешения принимающей таможней на транзит товара, проставлением таможней отметки на железнодорожной накладной N ЭТ 592763, а также актом приемки от 20.08.2008 (л.д. 26).
Перевозчик, являясь субъектом административной ответственности за нарушение таможенных правил, на основании требований законодательства Российской Федерации (Приказ МПС России от 18.06.2003 N 38), и соглашения от 04.05.2005 N 147, заключенного ОАО "Российские железные дороги" и ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", поручил исполнение обязанности по сохранности груза, в том числе путем недопущения утраты, повреждения средств идентификации и образования доступа к грузу, ответчику.
В соответствии с п. 6.3. Соглашения, ответственность за уничтожение, повреждение, утрату либо изменение средств идентификации (ЗПУ, пломб грузоотправителей, пломб и печатей таможенных органов на транспортных средствах), за недостачу, утрату, повреждение, порчу грузов, повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа и таможенных платежей на перевозчика за нарушение таможенных правил, возлагается на сторону, принявшую грузы в порядке, установленном разделом 2 Соглашения.
ОАО "Российские железные дороги" обратилось с иском к ответчику о возмещении убытков в связи с уплатой штрафа по делу об административном правонарушении N 10404000-519/2008, по постановлению Татарстанской таможни от 10.11.2008.
Возмещение убытков по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации является мерой гражданско-правовой ответственности.
Материалами дела подтверждён факт принятия ответчиком контейнера под охрану без недостатков и с исправными пломбами.
Поскольку причинно-следственная связь между противоправным поведением ответчика и возникновением в имущественной сфере истца убытков в заявленном размере доказаны, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" обязано возместить истцу убытки, понесенные им в связи с ненадлежащим исполнением "Охраной" своих обязательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что груз под охрану принят не от ОАО "Российские железные дороги", а от ОАО "Трансконтейнер", поэтому суд необоснованно применил заключенное сторонами Соглашение N 147, во внимание не принимается. Исковые требования заявлены на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2011, принятое по делу N А55-18405/2011, оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Куйбышевской железной дороге (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105), - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
Е.Г. Дёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1 и 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны (Правила), утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 38 установлено, что сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.
...
Перевозчик, являясь субъектом административной ответственности за нарушение таможенных правил, на основании требований законодательства Российской Федерации (Приказ МПС России от 18.06.2003 N 38), и соглашения от 04.05.2005 N 147, заключенного ОАО "Российские железные дороги" и ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", поручил исполнение обязанности по сохранности груза, в том числе путем недопущения утраты, повреждения средств идентификации и образования доступа к грузу, ответчику.
...
Возмещение убытков по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации является мерой гражданско-правовой ответственности.
...
Довод апелляционной жалобы о том, что груз под охрану принят не от ОАО "Российские железные дороги", а от ОАО "Трансконтейнер", поэтому суд необоснованно применил заключенное сторонами Соглашение N 147, во внимание не принимается. Исковые требования заявлены на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере."
Номер дела в первой инстанции: А55-18405/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного Транспорта РФ" Филиал на Куйбышевской железной дороге, Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральное государственное предприятие Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации ", Федеральное государственное предприятие Вневедомственная охрана желехнодорожного транспорта Российской Федерации ", Федеральное государственное предприятие Вневедомственная охрана желехнодорожного транспорта Российской Федерации " в лице Куйбышевской железной дороги