г. Москва |
|
26 ноября 2010 г. |
Дело N А41-8597/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2010 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим,
от заинтересованного лица: Лях С.С. доверенность N 3 от 25.03.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2010 года по делу N А41-8597/10, принятое судьей Сергеевым Г.А., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области к Отделению по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области о признании незаконными действий Отделения по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области по приостановлению операций по расходованию средств с лицевого счета в связи с неисполнением требований исполнительного документа N АС 000863806, выданного 14.09.2009,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Отделению по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области о признании незаконными действий Отделения по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области по приостановлению операций по расходованию средств с лицевого счета в связи с неисполнением требований исполнительного документа N АС 000863806, выданного 14.09.2009.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права. Отмечает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для приостановления операций по расходованию средств с лицевого счета заявителя, не имеющего никакого денежного обязательства перед ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации Дмитровское отделение N 2561" и не располагающего бюджетным финансированием. В результате незаконного блокирования счета налоговый орган лишен возможности осуществлять администрирование налоговых отношений, возложенных на него действующим законодательством.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в возражениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Налоговый орган не направил уполномоченного представителя для участия в судебном разбирательстве.
При отсутствии возражений со стороны представителя заинтересованного лица дело рассматривается апелляционным судом в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.08.2009 Арбитражным судом Московской области вынесено решение по делу N А41-9644/09 по заявлению ОАО Акционерный коммерческий Сберегательный банк в лице Дмитровского отделения N 2561 об обязании налогового органа осуществить возврат заявителю излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 25 712 руб. (л.д. 12 - 16).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения (л.д. 17 - 20).
15.02.2010 Отделение по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области направило Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области уведомление о поступлении исполнительного документа от 15.02.2010, в соответствии с которым налоговому органу предлагалось представить соответствующие документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа в течение 10 рабочих дней (л.д. 9).
03.03.2010 в связи с неисполнением требований исполнительного документа N АС 000863806 от 14.09.2009 Отделение по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области вынесло Уведомление N 1 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета заявителя (л.д. 10).
Заявитель, считая действия Отделения по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области, выразившиеся в принятии решений (в форме Уведомления) от 03.03.2009 N 1 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета, незаконными и нарушающими права и законные интересов заявителя, обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности приостановления заинтересованным лицом осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, при этом оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 названного Кодекса, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения от 12.08.2009 по делу N А41-9644/09 Арбитражным судом Московской области 14.09.2009 выдан исполнительный лист N 000863806 об обязании налоговый орган возвратить Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль в общей сумме 25 714 руб. При этом в качестве должника в данном исполнительном листе указан налоговый орган - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области (л.д. 21 - 22).
Из положений главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ усматривается, что законодатель различает порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту (статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ) и исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статья 242.3 Бюджетного кодекса РФ).
Руководствуясь пунктом 3 статьи 242.3 названного Кодекса, отделение вынесло в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области решение в форме уведомлений от 03.03.2009 N 1 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, которое своим непосредственным действием нарушило права третьих лиц (работников налогового органа на право получения заработной платы, источником которого является данный лицевой счет) и публичные интересы (невозможность исполнения налоговым органом своих полномочий, например по отправке корреспонденции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166.1 Федеральное казначейство осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ установлены негативные последствия в отношения должника - федерального бюджетного учреждения по денежным обязательствам, предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета в органе Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем бюджетным законодательством установлено, что к участникам бюджетного процесса относятся как главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса РФ), так и главный администратор доходов бюджета, администратор доходов бюджета (статья 160.1 Бюджетного кодекса РФ), функции и требования к которым различаются.
К полномочиям главного распорядителя бюджетных средств и распорядителя бюджетных средств, отнесено, в том числе составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.
Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (часть 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, к которым отнесена федеральная налоговая служба, следовательно, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области является администратором дохода федерального бюджета.
Таким образом, распространение на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области требований, предусмотренных статьями 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса РФ, относящихся к главному распорядителю бюджетных средств, не соответствует требованиям статьи 158 и 160.1 Бюджетного кодекса РФ в силу установленной ими бюджетной вертикали.
Довод отделения о возможности применения к спорным правоотношениям статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ отклоняется апелляционным судом, поскольку между должником, указанным в исполнительном документе (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области) и взыскателем (Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ) отсутствуют гражданско-правовые обязательства, подлежащие исполнению.
Ссылка отделения на применение к спорным правоотношениям приказа Минфина России от 05.09.2008 N 92Н "Об утверждении Порядка Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку данный приказ регулирует учет и исполнение бюджета по доходам во исполнение внутренний компетенции уполномоченного органа, устанавливающий его определенный порядок действий.
Кроме того, поскольку непосредственные денежные обязательства между инспекцией и обществом отсутствуют, так как Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области исполняет требования исполнительного документа о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в силу полномочий налогового органа, установленных статьями 30, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, довод инспекции о применении положений приказа Минфина Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений" отклоняется апелляционным судом.
С учетом изложенного у Отделения по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области отсутствовали правовые основания для вынесения решения в форме уведомления от 03.03.2009 N 1 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета инспекции.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правого акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о законности действий отделения, выразившиеся в принятии решения в форме уведомления от 03.03.2009 N 1 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета налогового органа. Следовательно, решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2009 по делу N А41-8597/10 подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2010 по делу N А41-8597/10 отменить.
Признать незаконными действия Отделения по городскому округу Дубна Управления Федерального казначейства по Московской области по приостановлению операций по расходованию средств с лицевого счета в связи с неисполнением требований исполнительного документа N АС 000863806, выданного 14.09.2009.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8597/10
Истец: МРИ ФНС России N12 по Московской области
Ответчик: Отделение по городскому округу Дубна Управления федерального казначейства по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7608/11
07.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7608/11
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/894-11
26.11.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5693/10
22.04.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1457/2010