г. Москва |
|
25 ноября 2010 г. |
Дело N А41-17845/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2010 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Старцева Ю.И. - доверенность от 15.11.2010,
от ответчика: Малышева Е.С. - доверенность от 18.06.2010 N 10/2888,
3-и лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва на решение Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2010 г.. по делу N А41-17845/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кремлевские Горки" к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ранее - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области), Федеральное государственное учреждение "Мособллес" о признании незаконными действий органа государственной власти по переоформлению договора аренды участка лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кремлевские горки" (общество, ООО "Кремлевские горки", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Управление) со следующими требованиями (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- признать незаконными бездействия Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, выразившиеся в не вынесении письменного решения по заявлению о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15 декабря 2003 г.. N 102, заключенного между ФГУ "Истринский лесхоз" (Арендодатель) и ООО "Кремлевские горки" (Арендатор), зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 20 января 2004 г.. за N 50-01/08-38/2004-724, и не заключении договора аренды лесного участка с ООО "Кремлевские Горки" в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза РФ от 12 февраля 2010 г.. N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и формы примерного договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности";
- обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва вынести решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 15 декабря 2003 г.. N 102, заключенного между ФГУ "Истринский лесхоз" (Арендодатель) и ООО "Кремлевские Горки" (Арендатор), зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 20 января 2004 г.. за N 50-01 /08-3 8/2004-724, на договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: Московская область. Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал 90-Д, выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 23, кадастровый номер 50:20:050418:95, площадь 439 944 кв.м., квартал 90-Д, выделы 4, 12, 13, 19, 20, 21, кадастровый номер 50:20:050418:96, площадь 96 654 кв.м., квартал 90-Д выделы 3,4,5,6.11.12,13,15,16.17,18.19.20.25, кадастровый номер 50:20:050418:107, площадь 97 602 кв.м., общая площадь 63.42 га, для осуществления рекреационной деятельности сроком до 20.01.2053 по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза РФ от 12 февраля 2010 г.. N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и формы примерного договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности";
- обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации переоформить договор аренды участка лесного фонда от 15 декабря 2003 г.. N 102, заключенный между ФГУ "Истринский лесхоз" (Арендодатель) и ООО "Кремлевские Горки" (Арендатор), зарегистрированный в Московской областной регистрационной палате 20 января 2004 г.. за N 50-01/08-38/2004-724, путем заключения с ООО "Кремлевские Горки" договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общая площадь 63,42 га, расположенного по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал 90-Д, выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 23, кадастровый номер 50:20:050418:95, площадь 439944 кв.м., квартал 90-Д, выделы 4, 12, 13, 19, 20, 21, кадастровый номер 50:20:050418:96, площадь 96654 кв.м., квартал90-Д, выделы 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, кадастровый номер 50:20:050418:107, площадь 97602 кв.м., для осуществления рекреационной деятельности сроком до 20.01.2053, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза РФ от 12 февраля 2010 г.. N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и формы примерного договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное учреждение "Мособллес".
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2010 г.. заявленные ООО "Кремлевские горки" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при недоказанности обстоятельств, которые суд первой инстанции счел установленными, при нарушении норм материального и процессуального права. В качестве доводов апелляционной жалобы Управление, в частности, ссылается на следующее: заявителем не представлены надлежащие доказательства обращения в Мослесхоз с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда с приложенной выпиской об организации из ЕГРЮЛ в установленный законом срок до 01.01.2009; письмом от 05.11.2009 Мослесхоз сообщил заявителю о том, что у него после 01.01.2009 отсутствуют полномочия по переоформлению договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации; как усматривается из текста оспариваемого письма, оно носит информационный характер и не изменяет и не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности (договор является действующим), таким образом, указанное письмо, по мнению Управления, само по себе не является решением Мослесхоза об отказе заявителю в переоформлении договора аренды участка лесного фонда, который может быть обжалован в судебном порядке; заявитель недобросовестно исполняет свои обязанности арендатора в части систематической неуплаты арендной платы в установленные договором сроки, в его адрес направлена претензия с требованием о расторжении договора аренды, представитель заявителя также не отрицал наличие задолженности по арендной плате в судебном заседании.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ранее - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области), Федерального государственное учреждения "Мособллес", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Кремлевские горки" против удовлетворения жалобы возражала по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.12.2003 между ФГУ "Истринский лесхоз" (Арендодатель) и ООО "Кремлевские горки" (Арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда N 102 на срок 49 лет для осуществления культурно-оздоровительных целей площадью 63,42 га, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район. д. Чесноково, Обушковский с/о, Рождественское участковое лесничество, квартал 90-Д, выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 25 на основании распоряжения Министерства Экологии и природопользования Московской области от 21.10.2003 N 659-рм, протокола о результатах лесного конкурса от 27.11.2003 (л.д. 27-37).
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.01.2004, под регистрационным N 50-01/08-38/2004-724, серия 50 АД N 993610 (л.д. 52).
21.11.2008 в связи с введением в действие нового ЛК РФ общество обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлением о переоформлении договора аренды в соответствие действующим законодательством (л.д. 65-67).
20.10.2009 и 21.04.2010 заявитель повторно обратился в Управление с просьбой переоформить договор аренды от 15.12.2003 (л.д.68-69).
05.11.2009 письмом N 04/6210 Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве отказало ООО "Кремлевские горки" в переоформлении договора, ссылаясь на то, что порядок переоформления договоров аренды с 01.01.2009 действующим законодательством не предусмотрен (л.д. 70).
Не согласившись с действиями Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, ООО "Кремлевские горки" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии со ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положениями ч.9 ст. 22 ЗК РФ предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" утвержден порядок, в соответствии с которым ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда должны быть переоформлены по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно ст.6 Приказа срок рассмотрения заявления о переоформлении не должен превышать 30 дней с даты их получения.
В соответствии со ст.7 Приказа по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
В силу ст.9 Приказа вышеуказанное решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с п.3 Приказа Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N 258 в Московской области заявление о переоформлении подается в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства.
Приказом Рослесхоза от 09.08.2007 N 368 утверждено Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно пунктам 2, 3 Приказа МПР РФ N 258 в заявлении о переоформлении указываются следующие сведения:
- полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица;
- местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование;
- данные о договоре аренды участка лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о переоформлении, установлен пунктом 5 указанного Порядка.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявление ООО "Кремлевские горки", поданное в Управление, соответствует требованиям, предъявляемым к такому заявлению названными выше нормативными правовыми актами. Документы, предусмотренные Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258, заявителем также представлены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Кремлевские горки" в установленный законом срок (21.11.2008) обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлением о переоформлении (приведении в соответствие с новым ЛК РФ) договора аренды участка лесного фонда.
Обществом совершены все необходимые действия для переоформления договора аренды, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Кремлевские горки" как арендатора лесного участка.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении ООО "Кремлевские горки" условий договора аренды не подтверждаются материалами дела.
Направление заявителю претензии о нарушении условий договора аренды не влечет отказа в переоформлении условий договора аренды лесного участка в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Каких-либо иных доводов, которые не являлись бы предметом рассмотрения в суде первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2010 г.. по делу N А41-17845/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17845/10
Истец: ООО "Кремлевские Горки"
Ответчик: Управление лесного хозяйства по Москвской области и г. Москве
Третье лицо: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области, ФГУ "Мособллес"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6299/10