г. Владивосток |
|
12 марта 2012 г. |
Дело N А51-16943/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей А.С. Шевченко, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии - стороны не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края
апелляционное производство N 05АП-910/2012
на решение от 22.12.2011
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-16943/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края
к ООО "Учкомсервис"
о взыскании 1.722 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Учкомсервис" о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1.722 руб.
Решением суда от 22.12.2011 в удовлетворении требований фонда отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что Фондом были допущены процессуальные нарушения при привлечении страхователя к ответственности, в частности не была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения акта проверки и представлять свои объяснения, чем нарушен п. 4 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда указывает на неправильное применение судом норм материального права, считает, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применимы к спорным правоотношениям, поскольку с 01.01.2010 вступил в силу Федеральный Закон от 24.07.2010 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 38 Федерального Закона N 212-ФЗ допускается направление акта проверки лицу, в отношении которого она проводилась, заказным письмом. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки общество было надлежащим образом извещено непосредственно в акте проверки.
В судебное заседание Пенсионный фонд своего представителя не направил, через канцелярию суда заявил письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество также в судебное заседание не явилось, письменный отзыв в материалы дела не направило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
В связи с чем коллегия на основании ст.ст. 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу фонда в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, коллегия установила.
ООО "Учкомсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.06.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером 1062511039018.
06.04.2011 обществом были представлены в ГУ-УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу индивидуальные сведения об уплаченных страховых взносах за 2 полугодие 2010 года.
Установив, что сведения о персонифицированном учете представлены страхователем с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Фондом был составлен акт N 331 от 29.06.2011 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением ГУ-УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края от 27.07.2011 N 331 общество было привлечено к ответственности по ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от суммы начисленных страховых взносов, что составило 1.722 руб.
Требованием N 331 от 18.08.2011 обществу было предложено уплатить сумму штрафа в размере 1.722 руб. в срок до 10.09.2011.
Неисполнение требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признает доводы жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Статьей 8 указанного Закона предусмотрена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 11 данного Закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о суммах страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Под отчетным периодом согласно ст. 1 указанного Закона понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, отчетными периодами признаются - первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
На основании ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Учкомсервис", являясь страхователем, представило в орган Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работающих у него застрахованных лиц и сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах за 2 полугодие 2010 года - 06.04.2011, то есть с нарушением срока, установленного п. 9 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Общая сумма начисленных страховых взносов за указанный отчетный период составила согласно представленным сведениям 17.220 руб., в том числе: 11.190 руб. - по страховой части трудовой пенсии, 6.030 руб. - по накопительной части трудовой пенсии.
В связи с чем привлечение общества к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 1.722 руб., что составляет 10% от причитающихся к уплате за отчетный период платежей в Пенсионный фонд, правомерно.
Обществом сведений о наличии обстоятельств, исключающих или смягчающих ответственность, не представлено, а коллегией апелляционной инстанции соответствующих обстоятельств не установлено.
Взыскание указанных штрафных санкций в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ не устанавливает порядок оформления результатов проверки и процедуру привлечения к ответственности, однако, поскольку данный закон также регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, то применительно к процедуре привлечения к ответственности следует руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Таким образом, коллегия признает обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что к правоотношениям по порядку оформления результатов проверок при обнаружении нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования подлежат применению не нормы Налогового кодекса Российской Федерации, а положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Пунктом 4 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регламентирующей порядок оформления результатов проверки, предусмотрено, что акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, положениями вышеуказанного Закона предусмотрен альтернативный способ вручения акта проверки: либо лично под расписку, либо направлен по почте заказным письмом, либо передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
При этом, предусмотрено, что в случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Из материалов дела следует, что акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, от 29.06.2011 N 331 был направлен обществу заказным письмом по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается списком заказных писем от 30.06.2011 с отметкой органа связи.
Следовательно, в силу п. 4 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт считается полученным на шестой день, считая с даты отправления заказного письма, то есть 07.07.2011.
О времени и месте назначения на 27.07.2011 рассмотрения акта проверки общество было извещено непосредственно в акте проверки от 29.06.2011, что не противоречит положениям ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", предусматривающем обязанность органа Пенсионного Фонда извещать о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Принимая во внимание, что акт проверки считается полученным 07.07.2011, то оснований считать, что ответчик не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки и органом Пенсионного Фонда не были соблюдены положения ст.39 Федерального Закона N 212-ФЗ, у суда не имелось.
Общество предъявленные требования не оспорило, доводов о том, что акт проверки от 29.06.2011 N 331 им не был получен и соответствующих доказательств этому не представило.
Таким образом, вывод суда о нарушении Пенсионным Фондом существенных условий порядка производства по делу о привлечении к ответственности основан на неправильном применении норм права.
Учитывая, что процедура привлечения общества к ответственности Пенсионным Фондом не нарушена, досудебный порядок урегулирования спора соблюден путем направления требования об уплате от 18.08.2011 N 331, срок давности взыскания штрафа, установленный ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не пропущен, доказательств уплаты штрафных санкций в добровольном порядке ответчик не представил, коллегия признает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а решение суда - подлежащим отмене.
Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, судебные расходы по оплате госпошлины в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2011 по делу N А51-16943/2011 отменить.
Взыскать с ООО "Учкомсервис", зарегистрированного в качестве юридического лица 02.06.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю, ОГРН 1062511039018, ИНН 2511049088, расположенного по адресу г. Уссурийск, ул. Некрасова, 37, в доход Пенсионного фонда финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 1.722 руб.; в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4.000 руб., в том числе: 2.000 руб. - за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 2.000 руб. - по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Пяткова |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О времени и месте назначения на 27.07.2011 рассмотрения акта проверки общество было извещено непосредственно в акте проверки от 29.06.2011, что не противоречит положениям ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", предусматривающем обязанность органа Пенсионного Фонда извещать о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Принимая во внимание, что акт проверки считается полученным 07.07.2011, то оснований считать, что ответчик не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки и органом Пенсионного Фонда не были соблюдены положения ст.39 Федерального Закона N 212-ФЗ, у суда не имелось.
...
Учитывая, что процедура привлечения общества к ответственности Пенсионным Фондом не нарушена, досудебный порядок урегулирования спора соблюден путем направления требования об уплате от 18.08.2011 N 331, срок давности взыскания штрафа, установленный ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не пропущен, доказательств уплаты штрафных санкций в добровольном порядке ответчик не представил, коллегия признает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а решение суда - подлежащим отмене."
Номер дела в первой инстанции: А51-16943/2011
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края
Ответчик: ООО "Учкомсервис"
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-910/12