г. Ессентуки |
|
28 февраля 2012 г. |
Дело N А63-6197/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Баканова А.П.,
судей Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011 по делу N А63-6197/2011,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336, г. Москва, ул. ЧЕЛОМЕЯ АКАДЕМИКА, 5А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 58),
о признании незаконными решений от 11.04.2011 N 28/011/2011-485, N 28/011/2011-486, N 28/011/2011-487, N 28/011/2011-488, N 28/011/2011-489, N 28/011/2011-490, N 28/011/2011-491 об отказе в государственной регистрации права собственности объектов недвижимости и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, иное описание местоположения: 3-й эшелон: забор, литера 1, длиной 530 м; резервуар накопитель неочищенных ливневых вод литера II, объем 50 куб. м; резервуар накопитель очищенных ливневых вод литер I, объем 50 куб. м; промливневая канализация, литера КС, протяженностью 192,3 м; хозпитьевой водопровод, литера ВС 1, протяженностью 283,8 м; противопожарный резервуар, литера III, объем 100 куб. м; внутриплощадочные автодороги, проезды и площадки, литера I, площадью 7264,0 кв. м., (судья Безлепко В.В.),
при участии в судебном заседании: от ОАО "ФСК ЕЭС" - Назаровой А.В. по доверенности от 06.12.2011 N 720-11, Жученко С.П. по доверенности от 31.01.2012 N38-2012, Комова И.В. по доверенности от 19.08.2011 N 67-2011.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации от 11.04.2011 N 28/011/2011-485, N 28/011/2011-486, N 28/011/2011-487, N 28/011/2011-488, N 28/011/2011-489, N 28/011/2011-490, N 28/011/2011-491 права собственности объекты недвижимости и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, иное описание местоположения: 3-й эшелон: забор, литера 1, длиной 530 м; резервуар накопитель неочищенных ливневых вод литера II, объем 50 куб.м; резервуар накопитель очищенных ливневых вод литер I, объем 50 куб.м; промливневая канализация, литера КС, протяженностью 192,3 м; хозпитьевой водопровод, литера ВС 1, протяженностью 283,8 м; противопожарный резервуар, литера III, объем 100 куб.м; внутриплощадочные автодороги, проезды и площадки, литера I, площадью 7264,0 кв.м.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", просит решение суда от 25.11.2011 отменить и принять новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, объекты в отношении которых управлением приняты отказы в государственной регистрации прав, являются сооружениями вспомогательного использования, в связи с чем, разрешение на строительство на эти объекты не требуется. Также заявитель указывает, что им были представлены в управление все необходимые документы, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на указанные объекты не имелось.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просит решение от 25.11.2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена 19.01.2012 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
В судебном заседании представители ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда от 25.11.2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 АПК РФ.
Исследовав и оценив в судебном заседании по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный апелляционный суд считает, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось 03.03.2011 в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: забор, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова 3-й Эшелон с кадастровым (условным) номером: 26-26-28/011/2011-485; промливневая канализация, расположенная по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова 3-й Эшелон с кадастровым (условным) номером: 26-26-28/011/2011-486; внутриплощадочные автодороги, проезды и площадки, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова 3-й Эшелон с кадастровым (условным) номером: 26-26-28/011/2011-487; хозпитьевой водопровод, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова 3-й Эшелон с кадастровым (условным) номером: 26-26-28/011/2011-488; резервуар N 3, объем 100 куб. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова 3-й Эшелон, с кадастровым (условным) номером: 26-26-28/011/2011-489; резервуар N 2, объем 50 куб. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова 3-й Эшелон, с кадастровым (условным) номером: 26-26-28/011/2011-490; резервуар N 1, объем 50 куб. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова 3-й Эшелон с кадастровым (условным) номером: 26-26-28/011/2011-491 (далее - объекты).
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 26:33:070101:0045, принадлежащем ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на праве собственности на основании договора купли продажи земельного участка от 15.10.2008 между обществом и администрацией г. Пятигорска, о чем в Едином государственном реестре прав имеется запись регистрации N 26-26-33/048/2008-100.
10 марта 2011 года государственная регистрация прав на спорные объекты недвижимости была приостановлена сроком на один месяц в связи с возникшими сомнениями в наличии основания для государственной регистрации в упрощенном порядке.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав регистрирующий орган указал, что ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" не представило документы, свидетельствующие о том, что для создания данного объекта не требуется разрешение на строительство с последующей выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Регистрирующим органом сделан запрос от 15.03.2011 N 26-25-39/844 в администрацию г. Пятигорска о том, требуется ли разрешение на строительств о следующих объектов: забор, резервуар N 2 объем 50 куб. м площадью 18 кв. м; сети хозпитьевого водопровода, сети промливневой канализации, внутриплощадочные автодороги, проезды и площадки площадью 7 264 кв. м, резервуар N 3 объем 100 куб. м; резервуар N 1 объем 50 куб. м.
Администрация г. Пятигорска письмом от 06.04.2011 N 1099/01-2 сообщила регистрирующему органу, что постановлением руководителя администрации города Пятигорска от 19.12.2007 N 6456 выдано разрешение ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на строительство административного здания, проходной, очистных сооружений, РП 0,4 кВ, а также на реконструкцию склада, литера М в составе объекта "Реконструкции Южной СПБ "Электросетьсервис"". 10.12.2008 администрацией г. Пятигорска выдано разрешение N 6721 на ввод в эксплуатацию данных объектов.
Кроме того, в ответе администрации содержится вывод о том, что на запрашиваемые объекты, кроме забора и внутриплощадочных автодорог, проездов и площадок площадью 7 264 кв. м требуется разрешение на строительство с последующим получением на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уведомлениями от 11.04.2011 N 28/011/2011-485, N 28/011/2011-486, N 28/011/2011-487, N 28/011/2011-488, N 28/011/2011-489, N 28/011/2011-490, N 28/011/2011-491 управление сообщило об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку не представлен документ, подтверждающий, что для создания указанных объектов не требуется разрешения на строительство с последующей выдачей разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" считая отказы в государственной регистрации прав на недвижимое имущество незаконными и необоснованными, обратилось в суд с заявлением о признании отказов незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона о регистрации).
В силу статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, перечисленных в данной норме.
Отказывая в государственной регистрации права федеральной собственности, управление сослалось на положения абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации и указало, что на земельном участке помимо объектов Российской Федерации находится недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности иным лицам; заявитель не представил документы, устанавливающие право собственности Российской Федерации на весь участок.
Особенности государственной регистрации права собственности на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, закреплены статьей 25.3 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о регистрации).
Приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 N 447 утверждена форма соответствующей декларации об объекте недвижимого имущества. Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2009 года, регистрационный N 15760.
Из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно подпункту 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Таким образом, законодателем действительно предусмотрен упрощенный порядок регистрации права собственности как физических так и юридических лиц на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества путем представления заявителем деклараций об объектах недвижимого имущества, но только в случае если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
Судом первой инстанции правомерно признан обоснованным довод ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о том, что предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены спорные объекты, не требуется, поскольку право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано. Кроме того, регистратор не требовал предоставление таких документов.
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" полагает, что кроме представления деклараций с описанием объектов недвижимого имущества не требуется иных документов для регистрации права собственности в упрощенном порядке.
Основания для государственной регистрации права собственности путем подачи декларации об объекте недвижимого имущества имеются только в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в качестве правоустанавливающего документа на вышеуказанные объекты были предоставлены декларации об объектах недвижимого имущества. Документы подтверждающие, что для создания данных объектов не требуется разрешения на строительство с последующей выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не представлено.
Выводы ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о том, что вышеуказанные объекты по своим характеристикам являются вспомогательными сделаны на основании кадастровых паспортов, которые в управление на государственную регистрацию не предоставлялись.
Из представленных на государственную регистрацию документов: заявлений о государственной регистрации права собственности и деклараций об объектах недвижимого имущества у управления не было возможности сделать вывод о вспомогательном характере вышеуказанных объектов.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что из одного только названия спорных объектов и указанных в декларации технических характеристик регистратору невозможно сделать однозначный вывод об отнесении спорных объектов к сооружениям вспомогательного использования.
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" не представило документы, свидетельствующие о том, что для создания спорных объектов не требуется разрешение на строительство с последующей выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку администрация г. Пятигорска в письме от 06.04.2011 N 1099/01-2 указала, что на запрашиваемые объекты, кроме забора и внутриплощадочных автодорог, проездов и площадок площадью 7 264 кв. м, требуется разрешение на строительство с последующим получением на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о том, что регистратор не указал какой конкретно документ должен быть представлен, поскольку закон не указывает какой это должен быть документ, а лишь обозначает условие, при котором возможно применение упрощенной процедуры регистрации права на создаваемый или созданный объект - если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство.
В тоже время таким документом может быть заключение компетентного органа о том, что для строительства спорных объектов недвижимости не требуется разрешение, и объекты недвижимости носят вспомогательный характер.
При удовлетворении заявленных требований общества о признании незаконными отказов в госрегистрации решение суда будет неисполнимым ввиду отсутствия в материалах регистрационного дела документа, подтверждающего вспомогательный характер спорных объектов недвижимости, для строительства которых не требуется разрешение. Заявителем не представлялись на регистрацию проекты реконструкции Южной СПБ "Электросетьсервис" и экспертное заключение от 20.09.2004 N Э-7 по проекту "Реконструкции Южной СПБ "Электросетьсервис"", на которые представители ссылались в обоснование своих требований и которые представлены в материалы дела.
Таким образом, судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, им дана правильная оценка, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" их не опровергают.
При разрешении спора суд первой инстанции предоставил равные процессуальные возможности лицам, участвующим в деле, в связи с чем не допустил нарушения принципа равноправия сторон, установленного статьей 7 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011 по делу N А63-6197/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
А.П. Баканов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
...
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в качестве правоустанавливающего документа на вышеуказанные объекты были предоставлены декларации об объектах недвижимого имущества. Документы подтверждающие, что для создания данных объектов не требуется разрешения на строительство с последующей выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не представлено.
...
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" не представило документы, свидетельствующие о том, что для создания спорных объектов не требуется разрешение на строительство с последующей выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку администрация г. Пятигорска в письме от 06.04.2011 N 1099/01-2 указала, что на запрашиваемые объекты, кроме забора и внутриплощадочных автодорог, проездов и площадок площадью 7 264 кв. м, требуется разрешение на строительство с последующим получением на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
При разрешении спора суд первой инстанции предоставил равные процессуальные возможности лицам, участвующим в деле, в связи с чем не допустил нарушения принципа равноправия сторон, установленного статьей 7 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А63-6197/2011
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-80/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6197/11
30.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2558/12
28.02.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-80/12
25.11.2011 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6197/11