г. Воронеж |
|
7 марта 2012 г. |
Дело N А14-7911/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 марта 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Воронежской таможни: Дубининой О.Н. - представителя по доверенности N 12-64/25 от 18.11.2009, Сусловой Г.В. - представителя по доверенности N 12-64/7 от 16.11.2009,
от ОАО "Комбинат мясной Калачеевский": Астанина Н.И. - генерального директора, выписка из протокола общего собрания Общества N 18 от 12.04.2008 г., Середы М.Ю. - представителя по доверенности от 01.08.2011,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.11.2011 по делу N А14-7911/2011 (судья Соболева Е.П.) по заявлению Открытого акционерного общества "Комбинат мясной Калачеевский" (ОГРН 1023600794348) к Воронежской таможне (ОГРН 1023601540830) о признании недействительным решения от 21.07.2011 г.. N 10104000/210711/17 и требования N 62 от 27.07.2011 г.. об уплате таможенных платежей и пени в размере 1 634 618,37 руб.
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Комбинат мясной Калачеевский" (далее - ОАО "Комбинат мясной Калачеевский", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне о признании недействительными решения от 21.07.2011 г.. N 10104000/210711/17 и требования N 62 от 27.07.2011 г.. об уплате таможенных платежей и пени в размере 1 634 618,37 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.11.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены, ненормативные правовые акты таможенного органа признаны недействительными.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Воронежская таможня обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Воронежская таможня ссылается на то, что, признавая недействительным решение таможенного органа, принятое в порядке ведомственного контроля, которым было отменено решение Россошанского таможенного поста о предоставлении льготы по уплате НДС в отношении ввозимых Обществом товаров, задекларированных в ГТД N 10104050/020610/0000727, судом не была дана оценка правомерности заявленной декларантом льготы. В частности, не исследован вопрос о соответствии Общества критериям, предусмотренным п.2 ст. 246.2 НК РФ для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По мнению Общества, при принятии оспариваемого решения ответчик не располагал безусловными и допустимыми доказательствами, подтверждающими отсутствие права заявителя на применение налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара (племенных свиней), установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у таможенного органа оснований для принятия оспариваемого решения, вследствие чего, последнее обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Отклоняя ссылку Воронежской таможни на неполное исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, в частности, касающихся соответствия Общества статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, заявитель указывает, что вывод о неправомерности применения ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" спорной льготы, также был сделан ответчиком без исследования документов, характеризующих деятельность организации.
Таким образом, заявитель считает, что при таможенном оформлении ввозимого товара Общество правомерно заявило о своем праве на льготу в виде освобождения от НДС, при этом самостоятельно определив свой статус как сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании установленных в п. 2 ст. 246.2 НК РФ критериев, соответствие Общества которым ответчиком не опровергнуто. При этом, то обстоятельство, что Обществом не применялась специальная система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, а также не заявлялось о применении льгот по налогу на прибыль организаций в 2009-2010гг., не влечет, по мнению заявителя, автоматического лишения налогоплательщика права на использование льготы по НДС, установленной Постановлением Правительства РФ N 438 от 20.05.2009 г..
В представленных письменных пояснениях Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области указывает, что ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" с момента постановки на учет в налоговых органах применяет общепринятую систему налогообложения; налоговые льготы Обществом как сельскохозяйственным товаропроизводителем по налогу на прибыль организаций не заявлялись, в связи с чем, соответствие Общества установленным ст. 346.2 НК РФ критериям Инспекция в рамках мероприятий налогового контроля не проверяла. В связи с указанными обстоятельствами, выдаваемые налоговым органом справки основывались на данных представляемого Обществом в Департамент аграрной политики Воронежской области Отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2009 г.. (форма N 6-АПК).
В судебное заседание не явились представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области, извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы и представившей в суд заявление о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителей налогового органа.
На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" был заключен контракт от 22.01.2010 N 1/R с фирмой "Реп Ar Lan" (Франция), предметом которого является приобретение Обществом племенных хряков и свиноматок.
При таможенном оформлении ввозимого товара (живые чистопородные (чистокровные) племенные свиноматки породы "крупная белая" - 748 шт., живые чистопородные (чистокровные) племенные хряки породы "крупная белая" - 36 шт.) 02.06.2010 г.. по ГТД N 10104050/020610/0000272 ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" была заявлена льгота по уплате налога на добавленную стоимость в сумме 1 472 352,82 руб., применяемая в отношении племенной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.05.2009 N 438 "Об утверждении перечня кодов в товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2009 до 1 января 2012 освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и российскими организациями, занимающимися лизинговой дельностью, с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
В целях документального подтверждения правомерности применения льготы по уплате НДС декларантом представлены следующие документы:
- письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области от 02.06.2010 N 09-31/06055, содержащее информацию о том, что согласно представленной отчетности по форме N 6-АПК "Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса" за 2009 год доля дохода ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), составляет не менее 70 процентов;
- отчет ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" по форме N 6-АПК об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 1 квартал 2010 года, содержащий информацию о том, что за отчетный период доля дохода ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки, к общему доходу от реализации товаров (работ, услуг), составляет 75 процентов.
В ходе таможенного контроля Россошанским таможенным постом Воронежской таможни принято решение о предоставлении льготы по уплате НДС в отношении товаров по ГТД 10104050/020610/0000727, в связи с чем, выпуск товаров осуществлен 03.06.2010 г.. с предоставлением льготы по уплате НДС.
Воронежской таможней в порядке части 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" был проведен ведомственный контроль в отношении решения Россошанского таможенного поста Воронежской таможни о предоставлении льгот по уплате НДС в размере 1 472 352,82 руб. в отношении товара N 1 по ГТД N 10104050/020610/0000727.
По результатам проведения ведомственного контроля заместителем начальника Воронежской таможни по таможенному контролю было принято решение N 10104000/210711/17 от 21.07.2011 г.. об отмене в порядке ведомственного контроля решения Россошанского таможенного поста Воронежской таможни.
На основании данного решения в адрес Общества направлено требование Воронежской таможни от 27.07.2011 N 62 об уплате таможенных платежей в общей сумме 1634618,37 руб., в том числе НДС 1 472 352,82 руб. и пени 162265,55 руб.
Не согласившись с указанными решением N 10104000/210711/17 от 21.07.2011 г.. и требованием N 62 от 27.07.2011 г.. Воронежской таможни, ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов, в том числе контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов.
Статьей 24 Закона N 311-ФЗ предусмотрено право вышестоящего таможенного органа или вышестоящего должностного лица таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
В соответствии со ст. 319 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент ввоза товара) при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров возникает с момента пересечения таможенной границы.
Согласно части 2 указанной нормы, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В то же время, статьей 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что с 1 января 2007 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, до 1 января 2012 года не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемый сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, определенному Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, в частности, при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.05.2009 N 438. В числе прочего, под кодом ТН ВЭД ТС из 0103 в Перечне указаны племенные свиньи.
Предусмотренная статьей 26.1 Закона N 118-ФЗ льгота по уплате налога на добавленную стоимость при осуществлении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации указанных товаров может применяться сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, установленным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, ни Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", ни Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит формализованного перечня документов, представлением которых налогоплательщик мог бы подтвердить свое соответствие критериям сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 0812.1995 г.. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Как следует из оспариваемого решения Воронежской таможни, принятого в порядке ведомственного контроля, основанием для его принятия послужил вывод ответчика о том, что на момент оформления ввезенного товара по ГТД N 10104050/020611/0000727 ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" не являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, у нижестоящего таможенного органа отсутствовали правовые основания для предоставления декларанту льготы в виде освобождения от уплаты НДС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.05.2009 N 438.
Оценивая правомерность оспариваемого решения Воронежской таможни N 10104000/210711/17 от 21.07.2011 г.., суд первой инстанции обоснованно исходил из положений ч.5 ст. 200 АПК РФ, в соответствии с которыми, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, при подтверждении декларантом при таможенном оформлении ввезенного по ГТД N 10104050/020610/0000727 товара наличия у него права на освобождение от уплаты НДС (результатом чего явилось соответствующее решение Россошанского таможенного поста о предоставлении ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" льготы по уплате НДС в размере 1 472 352,82 руб.), бремя доказывания обстоятельств, обусловивших принятие вышестоящим таможенным органом в рамках ведомственного контроля решения N 10104000/210711/17 от 21.07.2011 г.. об отмене решения Россошанского таможенного поста, исходя из неправомерности предоставления Обществу указанной льготы, лежит именно на ответчике.
Как следует из материалов дела, при принятии оспариваемого решения таможенный орган руководствовался следующими обстоятельствами.
Так, после выпуска товаров, в целях проверки правомерности предоставления декларанту льготы по уплате НДС, таможней был направлен запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области от 15.06.2010 N 16-5893 с просьбой подтвердить информацию о том, что ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии статьей 346.2 НК РФ, и при этом доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.
Письмом от 06.07.2010 N 09-31/07306 МИФНС России N 9 по Воронежской области сообщила, что в ходе дополнительных контрольных мероприятий инспекцией получена копия отчета N 6-АПК за 2009 год, представленного Обществом в Департамент аграрной политики Воронежской области. В результате анализа представленных документов установлено, что сведения, отраженные в отчете по форме N 6-АПК за 2009 год, представленном ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" в налоговый орган, искажены и существенно отличаются от показателей того отчета, который был представлен в Департамент аграрной политики Воронежской области. Согласно копии отчета по форме N 6-АПК за 2009 год, направленной Департаментом аграрной политики Воронежской области в адрес налогового органа, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции ОАО "Комбинат мясной Калачеевский", включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет значительно меньше 70%.
Поскольку письма налогового органа (от 02.06.2010 N 09-31/06055, от 06.07.2010 N 09-31/07036) содержали противоречивую информацию, таможенным органом на основании статьи 111 ТК ТС в рамках Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1, были направлены запросы в Управление ФНС России по Воронежской области от 26.07.2010 N 7349, от 07.04.2011 N 09-25/3347, от 14.06.2011 N 09-29/5825, а также запрос в МИФНС России N 9 по Воронежской области от 16.09.2010 N 09-23/9177, с просьбой представить информацию о том, является ли ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" сельскохозяйственным товаропроизводителем, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй НК РФ.
Управление ФНС России по Воронежской области письмом от 30.08.2010 N 13-1-12280 сообщило, что Общество применяет общепринятую систему налогообложения, льгот как сельскохозяйственный товаропроизводитель не заявляло. В письме также было указано, что в связи с этим налоговый орган не располагает данными о фактической доле дохода от реализации сельскохозяйственной продукции.
МИФНС России N 9 по Воронежской области письмом от 08.10.2011 N 09-31/11142 сообщила органу таможенного контроля, что отчетность, на основании которой можно судить о статусе ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" как сельскохозяйственного товаропроизводителя в налоговую инспекцию не поступает и Инспекцией не администрируется, в связи с чем, выдаваемые налоговым органом справки основывались на данных представляемого Обществом в Департамент аграрной политики Воронежской области Отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2009 г.. (форма N 6-АПК).
27.08.2010 г.. налогоплательщиком была предоставлена в налоговый орган уточненная форма отчета N 6-АПК, представленная в Департамент аграрной политики 29.07.2010, по данным которого, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции ОАО "Комбинат мясной Калачеевский", включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет более 70%.
Кроме того, налоговый орган указал, что ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" с момента постановки на учет в налоговых органах применяет общепринятую систему налогообложения; налоговые льготы Обществом как сельскохозяйственным товаропроизводителем по налогу на прибыль организаций не заявлялись. Исходя из данных обстоятельств, а также, учитывая, что статус сельскохозяйственного товаропроизводителя согласно подпунктам 1, 2 пункта 5 статьи 346.2 НК РФ определяется по результатам налогового периода, соответствие Общества установленным ст. 346.2 НК РФ критериям Инспекция в рамках мероприятий налогового контроля не проверяла.
Письмом от 21.06.2011 N 09-02-03/07511 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области сообщила, что в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" налоговой инспекцией произведен расчет удельного веса выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее переработки, в общем объеме выручки за период 2009 - 2010 годы, в результате которого установлено, что Общество не может быть отнесено к сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с установленными критериями.
Оценивая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого решения у таможенного органа фактически отсутствовало надлежащее документальное подтверждение наличия либо отсутствия у ОАО "Комбинат мясной Воронежский" права на льготу, применяемую в отношении племенной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.05.2009 N 438.
При этом судом учтено, что вывод таможенного органа об отсутствии у ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в смысле статьи 346.2 НК РФ сделан на основе данных, предоставленных налоговым органом.
В свою очередь, информация, предоставленная налоговым органом, носит противоречивый и косвенный характер, основывается фактически лишь на данных представляемого Обществом в Департамент аграрной политики Воронежской области Отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2009 г.. (форма N 6-АПК). При этом показатели данного Отчета были уточнены Обществом путем представления 29.07.2010 уточненной формы отчета N 6-АПК в Департамент аграрной политики, а также 27.08.2010 г.. - в налоговый орган.
Соответствие Общества установленным ст. 346.2 НК РФ критериям не являлось предметом каких-либо мероприятий налогового контроля, проводимых Инспекцией в установленных налоговым законодательстве порядке и форме. В связи с тем, что статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, согласно подпунктам 1, 2 пункта 5 статьи 346.2 НК РФ, определяется по результатам налогового периода и ввиду того, что данная льгота налогоплательщиком не заявлялась, вне проведения соответствующих контрольных мероприятий налоговый орган не мог располагать достоверными данными о фактической доле дохода, полученного Обществом в 2009 г.. от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, поэтому у Инспекции отсутствовали достаточные правовые основания для выводов о наличии или отсутствии у ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в 2009 году.
Само по себе неприменение Обществом специального режима налогообложения, а также иных налоговых льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не означает, что заявитель не обладает соответствующим статусом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с частью 2 указанной статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом судом апелляционной инстанции учтены данные представителем заявителя пояснения, согласно которым, мотивом, по которому Общество при соответствии налогоплательщика установленным критериям не заявляло о применении, в частности, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей льгот по налогу на прибыль организации за 2009 г.., являлось получение им по итогам года убытка, исходя из чего, применение в данном случае освобождения от налогообложения прибыли не повлияло бы на финансовый результат деятельности Общества.
Отклоняя довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не был исследован вопрос о соответствии Общества в спорный период критериям, предусмотренным п. 2 ст. 246.2 НК РФ для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, апелляционная коллегия исходит из того, что в рамках рассматриваемого спора оценке подлежит законность оспариваемого заявителем решения таможенного органа.
В связи этим, в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства, положенные таможенным органом в основу вынесенного решения. Поэтому вопрос о соответствии Общества в спорный период критериям, предусмотренным п. 2 ст. 246.2 НК РФ для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, должен был быть установлен ответчиком при принятии оспариваемого решения.
При этом судом апелляционной инстанции не принимается довод Воронежской таможни о том, что в рамках ведомственного контроля вышестоящим таможенным органом проверяется правомерность принятого нижестоящим таможенным органом решения исключительно на основании документов, которыми располагал нижестоящий таможенный орган при его принятии.
Задачей ведомственного контроля деятельности таможенных органов, в том числе контроля со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов, исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" является обеспечение соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействия).
В этой связи вышестоящие таможенные органы при осуществлении ими ведомственного контроля не могут быть ограничены в реализации предусмотренных этим же Законом прав таможенных органов в той мере, которая необходима для достижения цели ведомственного контроля, не нарушая при этом прав участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В частности, согласно п.п.11 п.1 ст.19 указанного Закона таможенные органы для выполнения возложенных на них функций вправе получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ходе проведения ведомственного контроля Воронежская таможня ограничилась обращениями за получением необходимой информации в МИФНС России N 9 по Воронежской области и в Управление ФНС России по Воронежской области, не предложив организации-налогоплательщику представить необходимые для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя применительно к п. 2 ст. 246.2 НК РФ документы в порядке п.п.11 п.1 ст.19 Федерального закона от 21.11.2010 N 311-ФЗ.
Вместе с тем, у налогоплательщика такие документы имелись.
Так в материалах дела имеются представленные ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" справки-расчеты с приложением форм N 2 "Отчет о прибылях и убытках", отчетов "Анализ счета 90.02.1 "Себестоимость продаж", Анализ счета 90.01.1. "Выручка", "Анализ счета 90.03 "Налог на добавленную стоимость", "Обороты чета 43 "Готовая продукция", "Затраты на выпуск", "Продажи" за 2009 и 2010 годы, согласно которым доля дохода от реализации произведенной комбинатом сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет более 70 процентов, в 2009 г. - 71,8%, в 2010 - 72,74%.
Каких-либо возражений по существу указанных документов Воронежской таможней не представлено ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу ч.2 ст.9 АПК РФ исходя из содержания принципа состязательности, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, поскольку таможенный орган на момент вынесения в порядке ведомственного контроля оспариваемого решения не располагал достаточными документами и сведениями, подтверждающими, что принятое нижестоящим таможенным органом решение не соответствует требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в связи с чем оспариваемое решение Воронежской таможни и направленное на его основании требование об уплате таможенных платежей N 62 от 27.07.2011 правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в указанной части.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, не содержит, в связи с чем, она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.11.2011 по делу N А14-7911/2011, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ) таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.11.2011 по делу N А14-7911/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л.Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствие Общества установленным ст. 346.2 НК РФ критериям не являлось предметом каких-либо мероприятий налогового контроля, проводимых Инспекцией в установленных налоговым законодательстве порядке и форме. В связи с тем, что статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, согласно подпунктам 1, 2 пункта 5 статьи 346.2 НК РФ, определяется по результатам налогового периода и ввиду того, что данная льгота налогоплательщиком не заявлялась, вне проведения соответствующих контрольных мероприятий налоговый орган не мог располагать достоверными данными о фактической доле дохода, полученного Обществом в 2009 г.. от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, поэтому у Инспекции отсутствовали достаточные правовые основания для выводов о наличии или отсутствии у ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в 2009 году.
...
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
...
В силу ч.2 ст.9 АПК РФ исходя из содержания принципа состязательности, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
...
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ) таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается."
Номер дела в первой инстанции: А14-7911/2011
Истец: ОАО "Комбинат мясной Калачеевский", ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" (ОАО "КМК")
Ответчик: Воронежская таможня
Третье лицо: МИФНС России N 9 по Воронежской области, МИФНС РФ N9 по Воронежской обл.