город Ростов-на-Дону |
N 15АП-1778/2012 |
12 марта 2012 г. |
дело N А32-14987/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Задорожней Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Сочинский продовольственный союз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2011 по делу N А32-14987/2011 (судья Гладков В. А.) по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Сочинский продовольственный союз" при участии третьих лиц федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" (ФГУ ДСД "Черноморье"), Администрации муниципального образования города-курорта Сочи
об изъятии для федеральных нужд земельного участка,
при участии:
от истца: представитель Голуб А.С. (доверенность от 15.12.2011);
от ответчика: не явились, извещены (уведомление N 34400247471057);
от третьих лиц: не явились, извещены (уведомление N 34400247471071);
УСТАНОВИЛ:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Сочинский продовольственный союз" (далее общество) об изъятии для федеральных нужд земельного участка площадью 123 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0301013:1024, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301013:52, ссылаясь на статью 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ) " Об организации и о проведении XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зим них игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При рассмотрении дела представителем Департамента заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с подписанием сторонами соглашения об изъятии земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" (ФГУ ДСД "Черноморье"), Администрация муниципального образования города-курорта Сочи.
Решением от 23.12.2011отказ от исковых требований судом не принят. В удовлетворении требований департамента имущественных отношений Краснодарского края об изъятии для федеральных нужд земельного участка отказано, погашена в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации от 24.02.2009 N 23-23-19/005/2009-289.
Суд указал, что договор аренды подписан сторонами 21.01.2009 после возникновения права муниципальной собственности на переданный в аренду земельный участок, однако процедура выбора земельного участка площадью 4 438 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0301013:0052, а также принятие решения о предоставление в аренду осуществлены органом местного самоуправления до возникновения на данный объект земельных отношений права муниципальной собственности, что влечет недействительность договора и отсутствие прав общества на земельный участок.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит судебный акт отменить, принять отказ от иска и прекратить производство по делу.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом необоснованно не принят отказ Департамента от иска, поскольку права общества в отношении земельного участка были легитимированы и зарегистрированы в установленном законом порядке. Заявленный отказ орт иска подлежал принятию в безусловном порядке, поскольку не противоречит закону. Судом также сделан неправильный вывод о ничтожности договора аренды от 21.01.2009, поскольку на момент его заключения уже возникло право муниципальной собственности на землю.
В судебном заседании представитель Департамента просит решение оставить без изменения, полагает договор аренды ничтожным. В настоящее время на участке возводится олимпийский объект.
Дело рассмотрено в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Сочи от 24.08.2007 N 04 утвержден акт выбора земельного участка площадью 4 438 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0301013:0052 с предварительным согласованием обществу места размещения автомобильного салона с техническим центром обслуживания на указанном земельном участке. Решение о предоставлении земельного участка в аренду принято 30.10.2008 года (постановление главы города Сочи от 30.10.2008 N 1197).
По договору аренды от 21.01.2009 N 4900005004, подписанному между администрацией города Сочи (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Компания Сочинский продовольственный союз" (Арендатор) обществу передан земельный участок площадью 4 438 кв.м.с кадастровым номером 23:49:0301013:52, расположенный в пределах второй зоны санитарной охраны курорта, на срок до 30.10.2011 года для строительства автомобильного салона с техническим центром обслуживания.
Указывая, что в соответствии с пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2010 N 1066-р земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0301013:1032 площадью 123 кв. м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0301013:52 площадью 4438 кв. м,, подлежит изъятию для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р.Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного просп. (проектные и изыскательские работы, строительство)", департамент обратился в суд.
Отказывая в принятии отказа от иска и требованиях об изъятии земельного участка, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ) в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Частью 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ полномочия по изъятию земельных участков для федеральных нужд переданы Российской Федерацией на период с 01.01.2008 до 01.01.2014 Краснодарскому краю, в том числе подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
Согласно части 32 статьи 15 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет других юридических лиц, оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются Корпорацией. В таком случае соглашение, указанное в части 25 данной статьи, заключается с участием Корпорации и должно содержать обязанность Корпорации осуществить соответствующую оплату.
Объект "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного просп. (проектные и изыскательские работы, строительство)"), включен в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 991.
Апелляционный суд учитывает, что срок договора аренды на момент принятия судом первой инстанции решения истек (срок до 30.10.2011). Общество спорным земельным участком не владеет. Кроме того, на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие обществу, возведенные в установленном законом порядке.
Более того, судом первой инстанции правильно оценен как ничтожный в силу противозаконности договор аренды земельного участка от 21.01.2009. Несмотря на то, что в силу статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ право собственности на земельный участок перешло к муниципальному образованию, муниципальное образование не освобождено от обязанности предоставлять земельные участки на принципах, установленных Земельным кодексом Российской Федерации. Доказательств соблюдения порядка предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения собственником земельного участка (иным уполномоченным собственником лицом) в материалы дела не представлено.
Поскольку процедура предоставления земельного участка на основании статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации фактически проведена администрацией в отсутствие возникновения у муниципального образования прав на земельный участок (до 19.12.2008), то принятые в данной процедуре ненормативные акты о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельного участка в аренду (Постановление главы администрации города Сочи от 24.08.2007 N 1043) сами по себе не могли явиться основанием для заключения договора аренды, и, как следствие, основанием возникновения аренды как правового обременения.
Поскольку запись в Едином государственном реестре юридических лиц о праве аренды не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в целях устранения из реестра соответствующей записи как элемента восстановления в первоначальном положении арбитражный суд правильно указал на погашение записи в Едином государственном реестре, что отвечает правилам ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации о правовом и фактическом восстановлении сторон в первоначальное положение.
Кроме того, возражение ответчика против погашения записи в реестре не имеет правового значения для ответчика, поскольку как констатация судом ничтожности аренды как правового обременения в решении, так и истечение срока договора аренды является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод об отсутствии у ответчика надлежащего титула на земельный участок, а, следовательно, невозможности применения положений Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ об изъятии земельного участка с выплатой компенсации.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ). Поскольку отказ от иска нарушает права Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал в принятии данного отказа. Кроме того, при рассмотрении дела апелляционным судом ранее заявленный отказ от иска Департаментом не поддержан.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не установил. Судебные расходы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2011 по делу N А32-14987/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку процедура предоставления земельного участка на основании статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации фактически проведена администрацией в отсутствие возникновения у муниципального образования прав на земельный участок (до 19.12.2008), то принятые в данной процедуре ненормативные акты о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельного участка в аренду (Постановление главы администрации города Сочи от 24.08.2007 N 1043) сами по себе не могли явиться основанием для заключения договора аренды, и, как следствие, основанием возникновения аренды как правового обременения.
Поскольку запись в Едином государственном реестре юридических лиц о праве аренды не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в целях устранения из реестра соответствующей записи как элемента восстановления в первоначальном положении арбитражный суд правильно указал на погашение записи в Едином государственном реестре, что отвечает правилам ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации о правовом и фактическом восстановлении сторон в первоначальное положение.
Кроме того, возражение ответчика против погашения записи в реестре не имеет правового значения для ответчика, поскольку как констатация судом ничтожности аренды как правового обременения в решении, так и истечение срока договора аренды является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод об отсутствии у ответчика надлежащего титула на земельный участок, а, следовательно, невозможности применения положений Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ об изъятии земельного участка с выплатой компенсации."
Номер дела в первой инстанции: А32-14987/2011
Истец: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года
Ответчик: ООО "Компания Сочинский продовольственный союз"
Третье лицо: Администрация города Сочи, Администрация муниципального образования города-курорта Сочи, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" (ФГУ ДСД "Черноморье")