г. Киров |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А82-11062/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2011 по делу N А82-11062/2011, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля (ИНН 7604088265, ОГРН 1067604058092)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля (ИНН 7603007070, ОГРН 1047600209931)
о признании незаконным решения,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля (далее - заявитель, МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля (далее - ответчик, ИФНС по Заволжскому району г. Ярославля, Инспекция, регистрирующий орган) от 10.08.2011 N 04-35/06671, обязании ответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об отмене ранее принятого решения о реорганизации МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2011 в удовлетворении заявленных требований МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля отказано.
Муниципальное унитарное предприятие "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель обращает внимание, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) основания для отказа в государственной регистрации изменений находящихся в ЕГРЮЛ сведений о МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля.
Ссылаясь на статьи 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 13.1 Закона N 129-ФЗ, Предприятие полагает, что поскольку законом не установлен порядок регистрации сведений о прекращении процедуры реорганизации, то он носит уведомительный характер с последующим внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), однако, в связи с отсутствием установленной формы и запрета на подачу соответствующего уведомления, такое уведомление может быть подано в свободной форме с приложением документов, подтверждающих отмену реорганизации.
Кроме того, МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля считает, что не определение действующим законодательством порядка внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о реорганизации юридического лица не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку действующее законодательство не содержит запрета учредителю юридического лица до завершения процесса реорганизации отменить ранее принятое решение о реорганизации. Нахождение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о юридическом лице нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и фактически служит обстоятельством, принуждающим Предприятие помимо его воли к завершению начатой реорганизации.
Ответчик в отзыве опроверг доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.03.2009 председателем комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля издан приказ N 6/470, которым оформлено решение о реорганизации МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля в форме преобразования в открытое акционерное общество.
26.03.2009 Предприятие обратилось в регистрирующий орган с заявлением-уведомлением о начале процедуры реорганизации (л.д. 31-34). Инспекцией выдана расписка о принятии заявления и приложенных документов (л.д. 30).
31.03.2009 Инспекцией за государственным регистрационным номером 2097603999953 внесена запись в ЕГРЮЛ о том, что МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля находится в процессе реорганизации в форме преобразования (л.д. 24).
11.06.2009 мэром г. Ярославля вынесено постановление N 1731 "О приватизации имущественного комплекса МУП "Яргорэнергосбыт" г.Ярославля", в котором изложено решение о приватизации имущественного комплекса Предприятия в открытое акционерное общество "Яргорэнергосбыт" (далее - ОАО "Яргорэнергосбыт"), утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса (л.д.25).
Приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 19.06.2009 N 6/1161 утвержден Устав и передаточный акт ОАО "Яргорэнергосбыт" (л.д.26-27).
06.07.2010 мэром г. Ярославля вынесено постановление N 2702, которым признано утратившим силу постановление мэра г. Ярославля от 11.06.2009 N 1731 "О приватизации имущественного комплекса МУП "Яргорэнергосбыт" города Ярославля" (л.д.37).
В соответствии с приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 07.09.2009 N 6/1659 признан утратившим силу приказ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 19.06.2009 N 6/1161 "Об утверждении Устава и передаточного акта ОАО "Яргорэнергосбыт" (л.д.38).
13.10.2010 Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля направил директору МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля письмо N 6008, в котором сообщил, что приватизация Предприятия в период с 2010-2013г.г. (включительно) не планируется (л.д.39).
02.08.2011 Предприятие обратилось в Инспекцию с заявлением в произвольной форме N 2260 о внесении изменения в ЕГРЮЛ об отмене реорганизации Предприятия в связи с отменой процедуры приватизации МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля (л.д.40).
В ответ на данное заявление Инспекция направила в адрес заявителя письмо от 10.08.2011 N 04-35/06671, в котором указала, что письмо Предприятия от 02.08.2011 N 2260 оставляет без исполнения, так как действующим законодательством не определен порядок внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о реорганизации юридического лица (л.д.41).
Полагая, что данный отказ нарушает права Предприятия, МУП "Яргорэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС по Заволжскому району г. Ярославля от 10.08.2011 N 04-35/06671, обязании ответчика внести в ЕГРЮЛ запись об отмене ранее принятого решения о реорганизации МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области указал, что государственной регистрации в установленном порядке подлежат любые соответствующие гражданскому законодательству изменения, касающиеся сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ. Но, поскольку заявление о регистрации изменений, поданное заявителем в Инспекцию 02.08.2011, не соответствует установленной Правительством Российской Федерации форме, то у ответчика отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий в силу пункта "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно статье 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена, в том числе в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.
Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Статьей 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.
Согласно статьям 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Статьей 3 указанного закона установлено, что одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
Из изложенного следует, что единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей должны содержать достоверные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля в Инспекцию с заявлением об отмене реорганизации Предприятия послужило издание Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля приказа от 07.09.2009 N 6/1659, мэром г. Ярославля - постановления от 06.07.2010 N 2702, которыми отменена процедура приватизации, что свидетельствует об отказе собственника имущества Предприятия от реализации принадлежащего ему права до момента государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации.
Ограничений на совершение данного действия законодательство не содержит. Поскольку принятие собственником имущества МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля решения об отказе от ранее выраженного намерения реорганизовать юридическое лицо соответствует гражданскому законодательству, то вывод суда первой инстанции о том, что такие изменения, касающиеся сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, подлежат государственной регистрации, является правильным.
Обществу было отказано в исключении из ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица с указанием, что действующим законодательством не определен порядок внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о реорганизации юридического лица. Данный отказ регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ сведения об отмене решения о реорганизации порождает несоответствие записей в ЕГРЮЛ действительному юридическому статусу Предприятия. Поскольку ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, то он не может содержать в себе недостоверную информацию.
Вместе с тем, пунктом 1.2 части 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Соответственно, обращение в регистрирующий орган за совершением юридически значимого действия, полномочием на которое обладает ответчик, возможно только в форме, установленной соответствующим нормативно-правовым актом.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы регулируется Главой VI Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Форма Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с данной статьей отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (пункт "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Поскольку заявление, представленное МУП "Яргорэнергосбыт" г.Ярославля в регистрирующий орган 02.08.2011, не соответствует требованиям, предъявляемым к заявлению пунктом 1.2 части 1 статьи 9 и частью 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, то следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае у Инспекции отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий в силу пункта "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Соответственно, отказ в удовлетворении требований Предприятия о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля от 10.08.2011 N 04-35/06671, обязании ответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об отмене ранее принятого решения о реорганизации МУП "Яргорэнергосбыт" г. Ярославля, следует признать обоснованным.
Утверждение Предприятия, что уведомление может быть подано в свободной форме с приложением документов, подтверждающих отмену реорганизации, подлежит отклонению как противоречащее нормам действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что оспариваемое решение Инспекции нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и фактически служит обстоятельством, принуждающим Предприятие помимо его воли к завершению начатой реорганизации, отклоняется, как не основанный на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2011 по делу N А82-11062/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Предприятия составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя. Государственная пошлина при обращении с апелляционной жалобой уплачена МУП "Яргорэнергосбыт" г.Ярославля по платежному поручению от 11.01.2012 N 22 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2011 по делу N А82-11062/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 22 от 11.01.2012.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Форма Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с данной статьей отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (пункт "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Поскольку заявление, представленное МУП "Яргорэнергосбыт" г.Ярославля в регистрирующий орган 02.08.2011, не соответствует требованиям, предъявляемым к заявлению пунктом 1.2 части 1 статьи 9 и частью 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, то следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае у Инспекции отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий в силу пункта "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А82-11062/2011
Истец: МУП "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля