г. Владивосток |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А51-16833/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей О.Ю. Еремеевой, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии:
от ООО "Камео" - Ким В.А. по доверенности от 01.08.2011, сроком действия 3 года, паспорт, Курбатов В.Г. по доверенности от 01.11.2009, сроком действия 3 года, паспорт
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю - Гресь А.М. по доверенности от 10.01.2012 N 10, сроком действия до 31.12.2012, удостоверение
Государственный инспектор Россельхознадзора по Приморскому краю Горбач Валентина Михайловна - не явилась, извещена
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Камео"
апелляционное производство N 05АП-908/2012
на решение от 22.12.2011 судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-16833/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Камео"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю, Государственному инспектору Россельхознадзора по Приморскому краю Горбач Валентине Михайловне
об оспаривании действия, бездействия
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камео" (далее - далее - заявитель, общество, ООО "Камео") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю (далее - Россельхознадзор, ответчик, управление) и должностному лицу управления Горбач В.М. о признании незаконными действий по запрету ввоза подкарантинной продукции и бездействия, выразившегося в неосуществлении осмотра или досмотра в целях установления фитосанитарного состояния подкарантинной продукции; в незаверении штампа "Ввоз запрещен" оттиском номерной печати с указанием даты и оформлением акта по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; в невынесении предложения собственнику продукции провести по выбору собственника продукции ее обеззараживание, уничтожение или утилизацию; в несоблюдении сроков проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля, в том числе срока проведения отдельных действий должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов, а также об обязании Россельхознадзор по ПК установить фитосанитарное состояние подкарантинной продукции и ее дальнейшее использование.
Решением суда от 22.12.2011 в удовлетворении требований отказано. При принятии решения суд исходил из того, что оспариваемые обществом действие и бездействие уполномоченного органа и должностного лица соответствуют Федеральному закону "О карантине растений" и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество указывает на нарушение судом норм материального права, в связи с чем просит решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.
По мнению ООО "Камео", судом неверно применены положения ст.4, ст.7, ст. 9 Федерального закона от15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", поскольку вышеприведенными нормами права определена компетенция должностных лиц на осуществление конкретных действий при осуществлении государственного фитосанитарного контроля. При этом проверка документов и вынесение запрета ввоза по ее результатам отнесена к компетенции должностных лиц таможенных органов, следовательно, запрет ввоза на основании документарной проверки должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не соответствует положениям Федерального закона "О карантине растений".
Кроме того, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что документарная проверка проведена должностным лицом таможенного органа в соответствии с его полномочиями, в связи с чем им принято решение о направлении подкарантинного груза для проведения досмотра. Судом первой инстанции не проверено, входит ли в компетенцию должностного лица Россельхознадзора осуществление документарного контроля, а соответственно и вынесение им решения о запрете ввоза подкарантинной продукции.
В судебном заседании представители общества на доводах апелляционной жалобы настаивали в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю доводы апелляционной жалобы отклонила по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы государственный инспектор Россельхознадзора по Приморскому краю Горбач Валентина Михайловна в судебное заседание не явилась, в связи с чем коллегия на основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу ООО "Камео" в ее отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Камео" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.06.2002 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022500854540 и выдано свидетельство серии 25 N 00745518.
Основным видом деятельности общества согласно коду ОКВЭД 51.31.2 является оптовая торговля непереработанными овощами, фруктами и орехами.
На территорию Российской Федерации 19.09.2011 на судне "Капитан Афанасьев 532" по коносаменту FSCOPUVV306227 был ввезен товар - свежие яблоки весом брутто 21.977,2 кг.
В ходе мероприятий карантинного фитосанитарного контроля управление установило, что в фитосанитарном сертификате N NZL2011/DELICAAP101504 от 02.09.2011 отсутствует раздел, содержащий информацию об обеззараживании; приложение к фитосанитарному сертификату не заверено подписью и печатью органа, оформившего его, отсутствует дата его оформления.
По результатам контроля управлением был составлен акт государственного карантинного фитосанитарного контроля от 26.09.2011 N 250403260911001.
В этот же день сотрудником Управления на коносаменте была проставлена отметка "Ввоз запрещен".
Не согласившись с действиями по запрету ввоза подкарантинной продукции и бездействием управления, посчитав, что они не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Камео" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и Таможенной территории Таможенного союза, утвержденному решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318, ввезенные в адрес заявителя яблоки относятся к подкарантинной продукции.
Согласно ст.2 Федерального закона от 15.07.2000 "99-ФЗ "О карантине растений" подкаратинная продукция - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
Статье 9 Федерального закона от 15.07.2000 N 99 "О карантине растений" ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99 "О карантине растений" каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Порядок фитосанитарной сертификации установлен Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года).
Согласно ст. 5 Конвенции каждая договаривающаяся сторона должна принять меры по проведению фитосанитарной сертификации с целью обеспечить, чтобы экспортируемые растения, растительные продукты и другие подкарантинные материалы и грузы с ними соответствовали записи и сертификате согласно параграфу 2б данной статьи.
Каждая договаривающаяся сторона должна принять меры к выдаче фитосанитарных сертификатов.
Модель фитосанитарного сертификата определена приложением к Международной конвенции. Согласно ст. 4 международной конвенции фитосанитарные сертификаты должны заполняться и оформляться в соответствии с учетом соответствующих международных стандартов, в частности Международного стандарта по фитосанитарным мерам N 12 "Руководство по фитосанитарным сертификатам".
В соответствии с Международным стандартом по фитосанитарным мерам N 12 в сертификате обязательно должен быть раздел 3, содержащий информацию об обеззараживании продукции.
Как установлено судом первой инстанции и не отрицается сторонами на территорию Российской Федерации 19.09.2011 на судне "Капитан Афанасьев 532" по коносаменту FSCOPUVV306227 был ввезен товар - свежие яблоки весом брутто 21.977,2 кг.
23.09.2011 Управление Россельхознадзора получило от ООО "Камео" уведомление о ввозе на территорию Российской Федерации подкарантийной продукции, с приложением фитосанитарного сертификата от 02.09.2011 N NZL2011/DELICAAP/101504.
При проверке предоставленных заявителем документов должностными лицами Управления установлено, что в фитосанитарном сертификате отсутствует раздел, содержащий информацию об обеззараживании; приложение к фитосанитарному сертификату не заверено подписью и печатью органа, оформившего его, отсутствует дата его оформления.
Согласно п. 4.1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе случае, если фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным.
Пунктом 4.1.5 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, установлено, что фитосанитарный сертификат признается поддельным в том числе, если фитосанитарный сертификат не соответствует установленным требованиям о бланке, на котором выдается фитосанитарный сертификат.
В соответствии с п.16 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза фитосанитарный сертификат признается недействительным в том числе если не полностью оформлен и не содержит не заверенные уполномоченным лицом или организацией, его выдавшим, изменения или дополнения.
С учетом вышеизложенного, коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что действия управления по проставлению штампа "ввоз запрещен" на коносаменте FSCOPUVV306227 от 26.09.201 соответствуют требованиям законодательства и не нарушат права общества, поскольку представленный на проверку сертификат являлся недействительным, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления общества в данной части не имеется.
Доказательств обратному со стороны ООО "Камео" в материалы дела не представлено.
Кроме того, из анализа п. 4.1.9. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза следует, что проведение карантинного фитосанитарного контроля (надзора) оканчивается принятием решения о ввозе либо о запрете ввоза подкарантинной продукции. Проведение каких-либо мероприятий карантинного фитосанитарного контроля (надзора) после принятия решения о запрете ввоза действующим законодательством не предусмотрено.
Соответственно как правильно указал суд первой инстанции, бездействие управления, выразившееся в неосуществлении мероприятий государственного карантинного фитосанитарного контроля в отношении подкарантинной продукции, отсутствует.
Более того, 03.11.2011 ООО "Камео" представило в Россельхознадзор письмо с представлением электронной копии фитосанитарного сертификата по форме и содержанию согласованный с Россельхознадзором НОКРЗ Новый Зеландии и 07.11.2011 Россельхознадзором товар был выпущен, что подтверждается проставлением отметки на фитосанитарном сертификате "Выпуск разрешен".
Довод апелляционной жалобы о том, что осуществление документарного контроля и вынесение по его результатам запрета на ввоз товара отнесено к компетенции должностных лиц таможенных органов и не входит компетенцию должностных лиц Россельхознадзора, коллегией отклоняется.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному карантинному фитосанитарному контролю.
Карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется органом государственного надзора, а также таможенными органами.
Пунктом 3.7. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза установлено, что карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе по месту завершения таможенного оформления предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий: документарная проверка; осмотр транспортных средств - если местом завершения таможенного оформления является место прибытия подкарантинной продукции; осмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска; осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском; досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.
На основании п.4.1.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены: коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции; фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска.
Постановлением Правительства Российской от 30.06.2004 N 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", из которого следует, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в том числе в сфере карантина и защиты растений.
В с п.5.5 вышеуказанного Положения Россельхознадзор осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов.
Таким образом, из системного толкования вышеназванных норм права следует, что органы Россельхознадзора в числе прочего правомочны проводить карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в том числе путем проведения документарной проверки.
Остальные доводы апелляционной жалобы коллегией во внимание не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельства у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2011 по делу N А51-16833/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и Таможенной территории Таможенного союза, утвержденному решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318, ввезенные в адрес заявителя яблоки относятся к подкарантинной продукции.
...
Согласно п. 4.1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе случае, если фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным.
...
Согласно ст. 9 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному карантинному фитосанитарному контролю."
Номер дела в первой инстанции: А51-16833/2011
Истец: ООО "Камео"
Ответчик: Государственный инспектор Россельхознадзора по ПК Горбач Валентина Михайловна, Государственный инспектор Россельхознадзора по Приморскому краю Горбач Валентина Михайловна, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ПК, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-908/12