г. Пермь |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А50-19960/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,
при участии:
от истца, Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", - не явились,
от ответчика, Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 декабря 2011 года
по делу N А50-19960/2011,
принятое судьей Ю.В.Батраковой,
по иску Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края
об изменений условий договора аренды земельного участка,
установил:
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края (далее - ответчик) об изменении пункта 2.1 договора аренды земельного участка N 177 от 24.07.2008, заключенного между Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края и ОАО "МРСК Урала". В исковом заявлении истец просит изложить п. 2.1. договора аренды в следующей редакции: "Стоимость арендной платы за используемые земельные участки определяется в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков", распространить срок действия пункта 2.1. договора аренды с 01 января 2011 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2011 изменен договор аренды N 177 от 24.07.2008 (далее - "договор аренды"), заключенный между Комитетом имущественных отношений администрации Оханского муниципального района и ОАО "МРСК Урала". Изложен п. 2.1 договора аренды в следующей редакции: "Стоимость арендной платы за используемые земельные участки определяется в размере 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков". Применено действие п. 2.1 договора аренды с 01.01.2011 года.
Решение суда от 13.12.2011 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылается на то, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в соответствии с абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 137-ФЗ). Также ссылается на принцип предсказуемости расчета арендной платы.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве истец указывает, что с доводами апелляционной жалобы не согласен. Отмечает, что ЭСК N 3 относится к линейным объектам, поэтому подлежит применению п.2 ст.3 137-ФЗ.
Истец, ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит объект права - электросетевой комплекс N 3, находящийся по адресу: Пермский край, Оханский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 59 БА 0932364, выданное 09.07.2008.
24.07.2008 между ОАО "МРСК Урала" (арендатор) и Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 177, в соответствии с которым Арендодатель предоставил Арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование, а арендатор принял земельные участки общей площадью 10524,9 кв.м. из земель населенных пунктов расположенный по адресу: Пермский край, в границах Оханского района.
Разрешенный вид использования: для размещения электросетевого комплекса N 3. Кадастровый номер 59:30:0000000:23. Срок действия договора определен сторонами с 24.07.2008 по 23.07.2057, то есть на 49 лет (п. 1.3. Договора).
Земельный участок был передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 24.07.2008.
Согласно Постановления Главы Оханского муниципального района Пермского края от 28.06.2010 N 93 "Комитет имущественных отношений Администрации Оханского муниципального района" реорганизован в форме присоединения к Муниципальному учреждению "Отдел по градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству" Администрации Оханского муниципального района.
Решением Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края от 23.06.2010 N 25/5 Муниципальное учреждение "Отдел по градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству" Администрации Оханского муниципального района переименован в "Управление развития инфраструктуры и ЖКХ" Администрации Оханского муниципального района Пермского края.
В соответствии с п. 2.1 договора аренды земельного участка общая сумма арендной платы за земельный участок на текущий год устанавливается согласно расчету арендной платы на основании нормативно - правовых актов Российской Федерации, Пермского края, органа местного самоуправления об установлении ставок арендной платы.
23.03.2011 истец и ответчик подписали Протокол согласования разногласий к протоколу разногласий от 25.01.2011 к дополнительному соглашению N 1 от 25.01.2011, составленному к договору N 177 от 24.07.2008 аренды земельного участка, в котором Истец предложил ответчику изложить п. 2.1. Договора аренды в следующей редакции: "Расчет арендной платы за земельные участки производится в размере 2 (Двух) процентов от кадастровой стоимости земельных участков, начиная с 01 января 2011 года".
Указанный протокол согласования разногласий был подписан сторонами в редакции Арендодателя, то есть предложение Истца установить арендную плату за земельный участок в размере 2 (двух) процентов кадастровой стоимости земельных участков, ответчиком было проигнорировано.
Отказ Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края изменить условия заключенного договора аренды в досудебном порядке послужил поводом для обращения ОАО "МРСК Урала" в арбитражный суд с исковым заявлением об изменении договора аренды N 177 от 24.07.2008.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По смыслу ч. 4 ст. 421, ч. 1 ст. 424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 2 ст. 3 закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 разъяснено, что статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Внесенные законом N 212-ФЗ изменения в эту статью относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Судом апелляционной инстанции также принимается во внимание, что вышеуказанный объект не входит в перечень объектов электросетевого хозяйства, подлежащих к включению в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденный приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.11.2005 N 325.
С учетом изложенного, требования истца о внесении изменений в договор аренды в части определения ставки арендной платы за земельные участки, на которых расположены линейные объекты электросетевого комплекса N 3 в размере не более 2% кадастровой стоимости земельных участков являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2011 по делу N А50-19960/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Судом апелляционной инстанции также принимается во внимание, что вышеуказанный объект не входит в перечень объектов электросетевого хозяйства, подлежащих к включению в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденный приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.11.2005 N 325."
Номер дела в первой инстанции: А50-19960/2011
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОАО "МРСК Урала"), ОАО "МРСК-Урала"
Ответчик: Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края, Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района ПК
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-874/12