г. Самара |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А55-786/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 г.
В полном объеме постановление изготовлено 22 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Радушевой О.Н., Садило Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хатыповой О.В.,
с участием:
от ОАО "ФАРМБОКС" - Аникина Е.А., доверенность N 11 от 07.06.2011 г., Куликова Н.А., доверенность N 25 от 10.02.2012 г.,
от ответчиков:
Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области - Берман И.Я., доверенность N 84 от 29.12.2010 г., Шумихин А.Е., доверенность N 14 от 14.03.2012 г.,
ООО "ФАРМ СКД" - Курникова М.А., доверенность N 19 от 15.03.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7,
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ФАРМБОКС", г. Самара,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2012 года об отказе в обеспечении иска по делу N А55-786/2012 (судья Сафаева Н.Р.)
по иску открытого акционерное общество "ФАРМБОКС", г. Самара,
к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области,
обществу с ограниченной ответственностью "ФАРМ СКД", г. Самара,
о признании недействительными результатов размещения государственного заказа на оказание фармацевтических услуг и государственных контрактов, заключенных по результатам такого размещения заказа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "ФАРМБОКС", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "ФАРМ СКД", г.Самара, о признании недействительными результатов размещения заказа путем проведения открытого конкурса - протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 0142200001311005445-3 от 19.12.2011 и государственных контрактов, заключенных на основании Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 0142200001311005445-3 от 19.12.2011 между Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области и ООО "ФАРМ СКД".
27 января 2012 г. ОАО "ФАРМБОКС" заявило ходатайство о принятии мер по обеспечению иска, в котором просит запретить Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области и ООО "ФАРМ СКД" исполнять государственные контракты N 380/1, 380/2 и 380/3, заключенные 21.12.2011 на основании оспариваемых результатов размещения государственных заказов.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2012 года в принятии обеспечительных мер по иску отказано.
Не согласившись с вынесенным определением суда, ОАО "ФАРМБОКС" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просило определение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2012 г. отменить, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела. Считал, что суд первой инстанции не оценил обстоятельства дела и факты, свидетельствующие о необходимости применить подобные меры. Полагал, что данные меры направлены исключительно на восстановление правового положения истца, просил ходатайство о применении обеспечительных мер удовлетворить.
Представители ОАО "ФАРМБОКС" (заявитель апелляционной жалобы) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали, полагали определение суда первой инстанции не обоснованным, просили его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Мотивирует тем, что к моменту исполнения заключенных ответчиками контрактов ОАО "ФАРМБОКС", в силу специфики оказания фармацевтических услуг, предусмотренных контрактами, уже не сможет восстановить нарушенные имущественные права ввиду невозможности возвращения сторон этих контрактов в положение, которое существовало до нарушения права, поскольку оказываемые по контрактам услуги не могут быть возвращены или заменены лицу, ее оказавшему.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, ООО "ФАРМ СКД" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили определение суда первой инстанции без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2012 года об отказе в обеспечении иска по делу N А55-786/2012, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд также учитывает наличие данных, основывающих исковые требования, и исходит из того, что меры по обеспечению иска должны применяться с учетом конкретных обстоятельств дела и тогда, когда в этом действительно есть необходимость.
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что предметом оспариваемых контрактов является:
- оказание фармацевтических услуг для обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и продуктами лечебного питания для детей-инвалидов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" - по контракту N 380/1 от 21.12.2011;
- оказание фармацевтических услуг для обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и продуктами лечебного питания граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение в 2012 году за счет средств бюджета Самарской области - по контракту N 380/2 от 21.12.2011;
- оказание в 2012 году фармацевтических услуг по обеспечению граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Роше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами, поставляемыми на территорию Самарской области поставщиками по номенклатуре, в порядке и на условиях, установленных законодательством, в целях обеспечения амбулаторного лечения граждан - по контракту N 380/3 от 21.12.2011.
При этом стороны сделок определили, что для целей контактов N 380/1 и N 380/2 фармацевтическая услуга включает в себя комплекс мероприятий, направленных на организацию и оказание следующих услуг:
- прием Товара (лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и продукты лечебного питания) у Поставщиков от лица Заказчика или передаваемого Заказчиком по количеству и качеству в соответствии с действующим законодательством, нормативно правовыми актами и настоящим Контрактом в согласованные с Поставщиком или Заказчиком сроки и время, с оформлением всех необходимых приемочных документов;
- хранение Товара в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и инструкций по применению Товара и настоящим Контрактом на всех этапах его движения;
- доставка Товара в установленное время и в необходимом количестве в пункты отпуска, бесплатный и льготный отпуск льготополучателям Товара в пунктах отпуска с обеспечением его доступности в соответствии с режимом работы учреждения здравоохранения, льготополучатели которого обслуживаются в пункте отпуска;
- организация и осуществление контроля качества Товара на всех этапах его движения до льготополучателя, обеспечение наличия в пунктах отпуска документов, подтверждающих соответствие качества каждой серии товара;
- осуществление контроля сроков годности Товаров на всех этапах его движения и заблаговременное (за 4 месяца до окончания срока годности) информирование учреждения здравоохранения, по заявке которого поставлен Товар, а также Заказчика об истечении срока годности Товара, его месте нахождения и прогнозе отпуска;
- организация и осуществление учета движения Товара, в том числе персонифицированного учета отпущенного Товара;
- обеспечение информационного взаимодействия с другими участниками системы льготного лекарственного обеспечения с применением типового программного обеспечения обеспечивающего компьютерный учет отпуска лекарственных препаратов в аптечных учреждениях по машиночитаемым рецептурным бланкам;
- своевременное предоставление периодической и по запросам информации о Товаре и оказанной услуге Заказчику и по требованию Заказчика другим лицам в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами и настоящим Контрактом;
- осуществление вывоза своими силами и за свой счет Товара, находящегося на складах Заказчика, для обеспечения их транспортировки, хранения и отпуска льготополучателям в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- контроль исполнения фармацевтической услуги Пунктами отпуска, включая проверку организации и осуществления выше обозначенного комплекса мероприятий.
В контракте N 380/3 от 21.12.2011 фармацевтическая услуга была определена как деятельность по приемке, разгрузке, хранению, транспортировке, доставке лекарственных препаратов до пунктов отпуска и при необходимости гражданам на дом, организации отпуска лекарственных препаратов гражданам по рецептам врача (фельдшера), ведению персонифицированного предметно-количественного учета, ведению регистра граждан, организации взаимодействия между поликлиническими учреждениями и Центрами по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической помощи и назначению лекарственных препаратов, обеспечение их деятельности.
Учитывая подобные предметы заключенных ответчиками контрактов, в соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что приостановление их исполнения в рамках принятия обеспечительных мер затронет публичные интересы Самарской области, поскольку повлечет затруднения в беспрепятственном и своевременном обеспечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и продуктами лечебного питания детей-инвалидов, граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение в 2012 году за счет средств бюджета Самарской области, а также граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Роше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Сбои в доставке лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения указанной категории граждан, которые могут возникнуть в связи с приостановлением исполнения указанных контрактов, способны создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью определенной группы населения Самарской области, что является недопустимым и противозаконным.
Анализ условий оспариваемых истцом контрактов позволяет сделать вывод о том, что они имеют социальную направленность, в связи с чем принятие обеспечительных мер в виде приостановления их исполнения может причинить ущерб и негативные последствия гораздо более весомые и значимые чем непринятие таких мер. В данном случае приоритет имеют интересы указанной в контрактах группы населения Самарской области, которые могут быть затронуты принятием испрашиваемых истцом обеспечительных мер. Интересы данной группы лиц защищены законом, действие которого не подлежит ограничению судебным актом, в том числе о принятии обеспечительных мер.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в нем материалы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что оснований для отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2012 года об отказе в обеспечении иска по делу N А55-786/2012 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2012 года об отказе в обеспечении иска по делу N А55-786/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Из материалов дела следует, что предметом оспариваемых контрактов является:
- оказание фармацевтических услуг для обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и продуктами лечебного питания для детей-инвалидов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" - по контракту N 380/1 от 21.12.2011;
...
Учитывая подобные предметы заключенных ответчиками контрактов, в соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что приостановление их исполнения в рамках принятия обеспечительных мер затронет публичные интересы Самарской области, поскольку повлечет затруднения в беспрепятственном и своевременном обеспечении лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и продуктами лечебного питания детей-инвалидов, граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение в 2012 году за счет средств бюджета Самарской области, а также граждан, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Роше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей."
Номер дела в первой инстанции: А55-786/2012
Истец: ОАО "ФАРМБОКС"
Ответчик: Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, ООО "ФАРМ СКД"
Третье лицо: Главное управление организации торгов Самарской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области