город Омск |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А70-9983/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании при использовании системы видеоконференц - связи апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1251/2012) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.12.2011 по делу N А70-9983/2011 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" (ОГРН 1027200793333, ИНН 7203095473) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области о признании недействительным решения от 20 сентября 2011 г. N 18678А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Аношкин А.Ю. (по доверенности N 0311/008808 от 07.11.2011 сроком действия на один год);
от открытого акционерного общества "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" (далее - ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 14 по Тюменской области, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 20.09.2011 N 18678А "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.12.2011 по делу N А70-9983/2011 заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области от 20.09.2011 N 18678А "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" признано недействительным. Межрайонная ИФНС России N 14 по Тюменской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" путём осуществления государственной регистрации изменений в учредительные документы ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания", связанных с увеличением уставного капитала, на основании заявления от 13.09.2011 по форме N Р13001. С Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области в пользу ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания", взыскано 2 000 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Не соглашаясь с решением суда, Межрайонная ИФНС России N 14 по Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, нарушение обществом положений статьи 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также несоответствие устава общества нормам действующего законодательства является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
Утверждает, что налоговый орган не препятствует осуществлению обществом финансово-хозяйственной деятельности по мотиву несоответствия размера уставного капитала требованиям действующего законодательства.
Считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на пункт 8 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".
От ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителя в суд не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса, тем самым удовлетворив ходатайство заявителя.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области принял участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи.
До начала судебного заседания от Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств к апелляционной жалобе - письма Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе N 6212ДБ03/711 от 23.01.2012.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области в заседании суда апелляционной инстанции поддержал ходатайство, дал пояснения относительно невозможности представления данного доказательства в суд первой инстанции и необходимости его приобщения к материалам дела.
В силу статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Указанный документ не был представлен налоговым органом в суд первой инстанции ни при подаче отзыва на исковое заявление, ни в последующие заседания. Более того, инспекция не обосновала доказательственное значение письма Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе N 6212ДБ03/711 от 23.01.2012 для рассмотрения настоящего спора по существу.
Поскольку налоговый орган документально не доказал невозможность представления обозначенного выше документа в суд первой инстанции, что требует статья 268 АПК РФ, а также относимость письма Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе N 6212ДБ03/711 от 23.01.2012 к основанию заявленных требования, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о его приобщении к материалам дела, возвращает данный документ Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области, суд апелляционной инстанции установил следующее.
17.05.1994 ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" зарегистрировано в качестве юридического лица с регистрационным N 49/92.
Согласно свидетельству от 12.09.2008 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" присвоен основной государственный регистрационный номер 1027200793333 (л.д. 9).
Согласно уставу ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания", утвержденному протоколом общего собрания акционеров от 15.05.2002 N 2, уставный капитал общества составлял 2199 руб., который был разделен на обыкновенные именные акции в количестве 2199 штук номинальной стоимостью 1 руб. каждая.
03.08.2010 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" принято решение об увеличении размера уставного капитала общества до 4 398 руб. путем конвертации обыкновенных именных акций в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью следующим образом: 2 199 обыкновенных именных акций предыдущего выпуска номинальной стоимостью 1 руб. конвертированы в 2 199 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 2 руб. каждая (протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" от 03.08.2010 - л.д. 29).
В этой связи 13.09.2011 общество представило в регистрирующий орган заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, указав в разделе 3 приложения "В" данного заявления сведения о размере уставного капитала при его увеличении - 4398 руб. (л.д. 45-49).
20.09.2011 по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, представленных ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания", налоговым органом принято оспариваемое решение N 18678А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 8).
При этом правовым основанием отказа указаны подпункт "а" пункта 1 ст. 17 и подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", фактическим основанием - несоответствие уставного капитала общества минимальному размеру, установленному статьёй 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Считая, что решение инспекции от 20.09.2011 N 18678А "Об отказе в государственной регистрации юридического лица" не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания", общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании его недействительным.
27.12.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности, может признать эти акты недействительными.
Статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве оснований для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и для государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, определен статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" представило для регистрации изменений учредительных документов и изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, необходимый перечень документов.
Однако из смысла указанных норм следует, что Федеральный закон предусматривает не только соблюдение формальных требований к представлению в регистрирующий орган установленного перечня документов, но и соответствие этих документов требованиям закона по их содержанию.
Правовое положение акционерных обществ регулирует Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в котором содержатся требования к учредительным документам акционерного общества, а также установлен порядок внесения в них изменений и дополнений.
Абзацем 3 пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
Пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" определено, что при применении статьи 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", судам необходимо учитывать, что если на момент государственной регистрации акционерного общества (при его создании) размер уставного капитала общества соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества, либо регистрации устава в новой редакции государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений (кроме случаев внесения изменений в устав в связи с уменьшением размера уставного капитала по инициативе общества).
Поскольку на момент государственной регистрации заявителя (17.05.1994) размер уставного капитала составлял 2 199 руб. и соответствовал уровню, установленному действовавшими нормативно-правовыми актами, о чём свидетельствует факт постановки заявителя на соответствующий учёт в налоговом органе и внесения о нём сведения как о юридическом лице в ЕГРЮЛ, следовательно, отказ налогового органа в государственной регистрации вносимых в учредительные документы общества изменений в связи с увеличением уставного капитала со ссылкой на факт несоответствия его уставного капитала ныне действующему минимальному размеру, противоречит законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (подпункт "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области от 20.09.2011 N 18678А "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов".
Удовлетворив заявленные ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Межрайонная ИФНС России N 14 по Тюменской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.12.2011 по делу N А70-9983/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" определено, что при применении статьи 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", судам необходимо учитывать, что если на момент государственной регистрации акционерного общества (при его создании) размер уставного капитала общества соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества, либо регистрации устава в новой редакции государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений (кроме случаев внесения изменений в устав в связи с уменьшением размера уставного капитала по инициативе общества).
Поскольку на момент государственной регистрации заявителя (17.05.1994) размер уставного капитала составлял 2 199 руб. и соответствовал уровню, установленному действовавшими нормативно-правовыми актами, о чём свидетельствует факт постановки заявителя на соответствующий учёт в налоговом органе и внесения о нём сведения как о юридическом лице в ЕГРЮЛ, следовательно, отказ налогового органа в государственной регистрации вносимых в учредительные документы общества изменений в связи с увеличением уставного капитала со ссылкой на факт несоответствия его уставного капитала ныне действующему минимальному размеру, противоречит законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания" соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (подпункт "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области от 20.09.2011 N 18678А "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов"."
Номер дела в первой инстанции: А70-9983/2011
Истец: ОАО "ЗапСибНМЦ "Стройизыскания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области
Третье лицо: Управление ФССП по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2252/12
30.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1251/12
26.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1251/12
07.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1251/12
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9983/11