г. Вологда |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А52-3697/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Венжел Плюс" Лежнева С.В. по доверенности от 07.01.2012 N 1, Саркисяна М.О. по доверенности от 26.10.2011, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Петрищева А.В. по доверенности от 08.11.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2011 года по делу N А52-3697/2011 (судья Лебедев А.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Венжел Плюс" (ОГРН 1066027044490, г. Псков; далее - ООО "Венжел Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (г. Псков; далее - инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным требования от 26.10.2011 N 1 в части требования возвратить 4 037 231 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 158 084 руб. 55 коп. процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2011 года требования общества удовлетворены в полном объеме: оспариваемое требование инспекции признано недействительным в оспариваемой части. Тем же решением суда с налогового органа в пользу заявителя взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 4000 руб.
Инспекция с данным судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2011 года отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на законность и обоснованность выставленного ею требования; неправильное применение судом норм материального права, поскольку решение о возмещении налога может быть отменено только в полном объеме, оснований для частичного возврата налога в бюджет у налогоплательщика не имеется, камеральная проверка по первоначальной декларации не была окончена в связи со сдачей уточненных налоговых деклараций.
ООО "Венжел Плюс" в отзыве отклонило доводы, приведенные в жалобе, просило оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, уточненная налоговая декларация была подана в связи с самостоятельно обнаруженной ошибкой. Поэтому, по мнению налогоплательщика, его положение не может быть хуже, чем в том случае, если бы уточненная декларация не была представлена.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Венжел Плюс" 20.07.2011 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2-й квартал 2011 года, в которой указало к возмещению из бюджета 4 055 748 руб. Одновременно им представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС в указанной сумме с приложением к нему необходимых документов.
Рассмотрев представленные документы, налоговый орган принял решение от 26.07.2011 N 15-05/4дсп о возмещении заявителю НДС в сумме 4 055 748 руб.
ООО "Венжел плюс" 20.10.2011 представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 2-й квартал 2011 года, в которой указало к возмещению из бюджета 4 037 231 руб. Разницу между суммами, указанными в первоначальной и уточненной налоговых декларациях, в размере 18 517 руб. общество перечислило в бюджет платежным поручением от 19.10.2011 N 718. Также заявитель не оспаривает необходимость возврата процентов в сумме 694 руб. 77 коп. (158 779,32 - 158 084,55 (л.д.88, 90)). Пени в сумме 770 руб. перечислены обществом в бюджет платежным поручением N 719 (л.д.85).
Решением инспекции от 21.10.2011 N 15-05/1 отменено в полном объеме решение от 26.07.2011 N 15-05/4 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в связи с представлением уточненной налоговой декларации по НДС.
Налоговым органом 26.10.2011 обществу направлено требование N 1 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС, которым налогоплательщику предписано возвратить в бюджет излишне полученную сумму НДС в размере 4 037 231 руб. с учетом добровольно уплаченных заявителем 18 517 руб.; а также сумму процентов в размере 158 779 руб. 32 коп., начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ на возмещенную ранее сумму - 4 055 748 руб.
Не согласившись с данным требованием налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании его частично недействительным.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворены в полном объеме.
Апелляционная инстанция находит этот судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 7 данной статьи Кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
Пунктом 8 статьи 176.1 НК РФ установлено, что в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. О принятых решениях налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
На основании пункта 24 названной статьи после подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Из абзаца третьего пункта 24 указанной статьи следует, что если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 настоящей статьи.
В пункте 17 статьи 176.1 НК РФ определено, что одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке) (далее в настоящей статье - требование о возврате). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Таким образом, пункт 24 статьи 176.1 НК РФ содержит отсылку в части порядка возврата возмещенных сумм НДС и процентов, начисленных на них, к положениям пункта 17 той же статьи. Пункт 17 статьи 176.1 Кодекса, как уже указывалось выше, предусматривает направление одновременно с принятием решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке).
Следовательно, положения абзаца третьего пункта 24 статьи 176.1 НК РФ не могут применяться в отрыве от положений пункта 15 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 176.1 НК РФ в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
Следовательно, в случае выявления налоговым органом факта необоснованного заявления налогоплательщиком сумм НДС к возмещению налоговый орган вправе принять решение о возврате только излишне выплаченных сумм и соответствующих процентов.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что толкование инспекцией положений пунктов 17, 24 статьи 176.1 НК РФ носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщику, представившему уточненную декларацию, поскольку ставит последнего в заведомо худшее положение в случае самостоятельного устранения выявленных ошибок в налоговой декларации путем подачи уточненной декларации по сравнению с выявлением недостоверно заявленных сведений непосредственно налоговым органом.
Исходя из системного толкования положений пунктов 17 и 24 статьи 176.1 НК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у налогоплательщика обязанности возвратить только излишне полученные в заявительном порядке суммы и соответствующие проценты при вышеописанных обстоятельствах.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что нормы статьи 88 НК РФ носят общий, по сравнению с положениями статьи 176.1 НК РФ, характер. Противоречий между указанными нормами апелляционный суд, как и суд первой инстанции, также не находит.
Норма пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, согласно которой прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации означает прекращение всех действий налогового органа в отношении этой декларации, включая действия по возмещению НДС, не лишает налоговый орган права учесть налог, возмещенный по первоначальной налоговой декларации, при принятии решения по результатам проверки уточненной налоговой декларации. Статья 88 НК РФ не регламентирует действия налогового органа в случае принятия им решения о возмещении НДС до окончания налоговой проверки налоговой декларации, возможность которого предусмотрена статьей 176.1 НК РФ.
При таких обстоятельствах направление обществу требования о возврате в полном объеме (за вычетом добровольно уплаченных) суммы НДС, полученной в заявительном порядке, а также об уплате предусмотренных НК РФ процентов на всю сумму полученного возмещения противоречит положениям пунктов 17, 24 статьи 176.1 НК РФ в их системном толковании.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно признал недействительным требование налогового органа в оспариваемой части, удовлетворив заявленные требования общества.
Расходы по госпошлине правомерно отнесены судом на инспекцию в порядке статьи 110 АПК РФ, а также в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
Процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции, влекущих безусловную отмену, апелляционной инстанцией не установлено.
В апелляционной жалобе налоговой орган приводит доводы, направленные на пересмотр выводов суда, проверка законности которых произведена апелляционной инстанцией. Жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ он освобожден от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2011 года по делу N А52-3697/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что нормы статьи 88 НК РФ носят общий, по сравнению с положениями статьи 176.1 НК РФ, характер. Противоречий между указанными нормами апелляционный суд, как и суд первой инстанции, также не находит.
Норма пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, согласно которой прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации означает прекращение всех действий налогового органа в отношении этой декларации, включая действия по возмещению НДС, не лишает налоговый орган права учесть налог, возмещенный по первоначальной налоговой декларации, при принятии решения по результатам проверки уточненной налоговой декларации. Статья 88 НК РФ не регламентирует действия налогового органа в случае принятия им решения о возмещении НДС до окончания налоговой проверки налоговой декларации, возможность которого предусмотрена статьей 176.1 НК РФ.
При таких обстоятельствах направление обществу требования о возврате в полном объеме (за вычетом добровольно уплаченных) суммы НДС, полученной в заявительном порядке, а также об уплате предусмотренных НК РФ процентов на всю сумму полученного возмещения противоречит положениям пунктов 17, 24 статьи 176.1 НК РФ в их системном толковании.
...
Расходы по госпошлине правомерно отнесены судом на инспекцию в порядке статьи 110 АПК РФ, а также в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08."
Номер дела в первой инстанции: А52-3697/2011
Истец: ООО "Венжел Плюс"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2013 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-3697/11
19.08.2013 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-3697/11
19.02.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 13311/12
11.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13311/12
24.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13311/12
03.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13311/12
15.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1054/12
20.03.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1149/12
26.12.2011 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-3697/11