г. Киров |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А31-10798/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма МОМ"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2012 по делу N А31-10798/2011, принятое судом в составе судьи Цветкова С.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма М.О.М." (ОГРН 1024400527469, Костромская область, Костромской район, г. Кострома, ул. Федосеева, д. 22а)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (Костромская область, г. Кострома, бульвар Петрковский, д. 5),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма М.О.М." (далее - заявитель, Общество, ООО "Фирма М.О.М.") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.11.2011 N 2348 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Фирма М.О.М." с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что представителю юридического лица, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ; проведенная Управлением проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц); руководитель Общества не был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; Управление неправильно квалифицировало совершенное Обществом правонарушение по статье 14.15 КоАП РФ; Управление и суд первой инстанции не указали, в чем именно выразилось допущенное Обществом нарушение (не доведение в наглядной и доступной форме до сведения покупателя Правил продажи отдельных видов товаров); Управлением не составлялся протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 25.08.2011 N 666 (л.д. 47-49) в период с 09.09.2011 по 23.09.2011 Управлением проведена плановая проверка в отношении Общества, осуществляющего деятельность по следующим адресам: г. Кострома, ул. Федосеева, д. 22А, г. Кострома, ул. Комсомольская, д. 21; г. Волгореченск, ул. Пионерская, д. 5. Результат проверки отражены в акте проверки от 26.09.2011. Из указанного акта следует, что ООО "Фирма М.О.М." согласно прейскуранту, утвержденному 01.07.2011 директором Общества, оказывает населению ритуальные услуги (перевозка умершего в морг, выезд на дом, оформление заказов, услуги по захоронению, услуги рабочих, хранение тела в морге) и осуществляет торговлю ритуальными принадлежностями по адресам: г. Кострома, ул. Федосеева, д. 22А, ул. Комсомольская, д. 21. В ходе проверки установлены нарушения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров). В нарушение пункта 9 Правил продажи отдельных видов товаров данные Правила в наглядной и доступной форме не доведены до сведения покупателей в агентстве ритуальных услуг по адресу: г. Кострома, ул. Федосеева, д. 22а.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12.10.2011 в отношении Общества протокола об административном правонарушении по статье 14.15 КоАП РФ (л.д. 26-27).
21.10.2011 Управлением вынесено постановление N 2259 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения (л.д. 9).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг) (пункт 2 статьи 1 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил продажи отдельных видов товаров данные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (пункт 1). Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется - договор) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 9 Правила продажи отдельных видов товаров, указанные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Таким образом, невыполнение продавцом требований Правил продажи отдельных видов товаров о доведении в наглядной и доступной форме до сведений покупателей указанных Правил, является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что Общество, осуществляя продажу швейных изделий по адресу: г. Кострома, ул. Федосеева, д. 22А (агентство ритуальных услуг) не довело до сведения потребителей в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров.
В силу вышеизложенного, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 14.15 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представителю юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ; проведенная Управлением проверка проведена с грубым нарушением требований Федеральный закон о защите прав юридических лиц были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что руководитель Общества не был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не принимается судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела. Определение от 25.10.2011 (л.д. 24), которым на 17.11.2011 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении, направлено в адрес Общества почтой и получено заявителем 29.10.2011 (л.д. 23).
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление неправильно квалифицировало совершенное Обществом правонарушение по статье 14.15 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление и суд первой инстанции не указали, в чем именно выразилось допущенное Обществом нарушение (не доведение в наглядной и доступной форме до сведения покупателя Правил продажи отдельных видов товаров); Управлением не составлялся протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, также не принимаются, поскольку факт невыполнения требований пункта 9 Правил продажи отдельных видов товаров подтвержден актом проверки от 26.09.2011 и приложенными к нему документами, протоколом об административном правонарушении от 12.10.2011.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2012 по делу N А31-10798/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма М.О.М." - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представителю юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ; проведенная Управлением проверка проведена с грубым нарушением требований Федеральный закон о защите прав юридических лиц были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
...
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление неправильно квалифицировало совершенное Обществом правонарушение по статье 14.15 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм права.
...
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается."
Номер дела в первой инстанции: А31-10798/2011
Истец: ООО "Фирма М. О.М."
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Костромской области