город Омск |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А46-10141/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулагиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-840/2012) федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.12.2011 по делу N А46-10141/2011 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная Компания "Омскагрегат" (ОГРН 1025500744367, ИНН 5503067547) к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (ОГРН 1025500754400 при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Земельное бюро", Прокуратуры города Омска о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (правопреемник Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области) - Жилинская О.И., предъявлен паспорт, по доверенности N 55/2012-03 от 02.03.2012 сроком действия один год;
от открытого акционерного общества "Акционерная Компания "Омскагрегат" - Попов И.В., предъявлен паспорт, по доверенности от 10.12.2010 сроком действия три года и Малыгина О.В., предъявлен паспорт, по доверенности N 8 от 01.08.2011 сроком действия один год;
от Прокуратуры города Омска - Лазарчук А.В., предъявлено удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Земельное бюро" - Марченко К.В., предъявлен паспорт, по доверенности от 01.09.2011 сроком действия по 31.12.2012;
установил:
открытое акционерное общество "Акционерная Компания "Омскагрегат" (далее по тексту - ОАО "АК "Омскагрегат", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области, обществу с ограниченной ответственностью "Земельное бюро", в котором просило суд:
1. признать действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области в части восстановления характеристик земельного участка (местоположения границ, площади и размера кадастровой стоимости) с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости по состоянию до принятия решения от 04.02.2011 N 36/11-1372 незаконными;
2. обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области совершить действия по восстановлению в Государственном кадастре недвижимости характеристик земельного участка (местоположения границ, площади и размера кадастровой стоимости) с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003 в соответствии с решением от 04.02.2011 N 36/11-1372, принятым на основании заявления ОАО "АК "Омскагрегат" и межевого плана от 23.11.2010.
Определением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2011 по делу N А46-10141/2011 было удовлетворено ходатайство федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области о процессуальном правопреемстве: замене Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области на федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области, заинтересованное лицо).
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.10.2011 по делу N А46-10141/2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, была привлечена прокуратура города Омска.
Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 13.12.2011 по делу N А46-10141/2011 было удовлетворено ходатайство ОАО "АК "Омскагрегат" об исключении из числа заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью "Земельное бюро" и привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.12.2011 по делу N А46-10141/2011 заявленные Обществом требования удовлетворены, при этом, суд первой инстанции исходил из того, что у ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области не имелось правовых оснований на осуществление действий по восстановлению характеристик спорного земельного участка на основании представления Прокуратуры города Омска от 12.05.2011 N 7-04-2011/6787.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФБУ "Кадастровая палата" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 20.12.2011 по делу N А46-10141/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, податель жалобы указывает на то, что в представлении Прокуратуры города Омска изложены факты, подтверждающие нарушение интересов неопределенного круга лиц и государства при исправлении кадастровой ошибки, причем, по мнению подателя жалобы, указанный вывод сделан Прокуратурой города Омска в пределах предоставленных ей действующем законодательством полномочий. Также податель жалобы, ссылаясь на Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, считает, что действующим законодательством не предусмотрена процедура отмены принятого органом кадастрового учета решения.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с проведенными реорганизационными мероприятиями федеральных структур, путем присоединения Федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Рассмотрев указанное ходатайство в судебном заседании суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции счел его подлежащим удовлетворению и в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заинтересованного лица - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области, на его правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители открытого акционерного общества "Акционерная Компания "Омскагрегат" в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просят оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Прокуратуры города Омска в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает незаконным, просит удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Земельное бюро" в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
ОАО "АК "Омскагрегат" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 6226 кв.м с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Центральный административный округ, ул.Некрасова, д.1.
Права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003 подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 16.08.2005 серия 55 АВ N 137509, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области; свидетельством о государственной регистрации права от 27.05.2011 серия 55 АА N 218002, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:2003 внесен в государственный кадастр недвижимости 04.04.2005 на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет и приложенных документов: распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Омской области от 28.03.2005 N 97-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г.Омск, ул.Некрасова, 1, 1а", описания земельных участков, подготовленных ОГУП "Омский земельный центр".
20.10.2010 между закрытым акционерным обществом "Омские агрегаты" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Земельное бюро" (подрядчик) заключен договор подряда N 87-п на выполнение работ по землеустройству, согласно пункту 1.1 которого подрядчик в соответствии с условиями настоящего договора обязуется выполнить для заказчика в счет оговоренной в настоящем договоре стоимости, в сроки, определенные настоящим договором, за свой риск собственными силами и средствами: работы (услуги) по получению сведений из ГЗК на земельный участок, расположенный по адресу: г.Омск, ул. Некрасова, д.1, с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003 и смежные земельные участки с целью графического изображения границ данного участка и смежных участков (пункт 1.1.1 договора); геодезические работы по установлению на местности границ земельного участка (пункт 1.1.2 договора); кадастровые работы по изменению (уточнению) границ земельного участка (пункт 1.1.3 договора).
Во исполнение договора подряда N 87-п на выполнение работ по землеустройству 20.10.2010 обществом с ограниченной ответственностью "Земельное бюро" 23.11.2010 был подготовлен межевой план с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:2003.
29.12.2010 ОАО "АК "Омскагрегат" обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области с заявлением N 5536/116/10-284 об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:2003 с приложением межевого плана от 23.11.2010.
20.01.2011 ОАО "АК "Омскагрегат" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью архитектурная мастерская "АМА" (проектировщик) заключен договор N 2011-03 на выполнение проектных работ, в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает, а проектировщик обязуется разработать проектно-техническую документацию и провести авторский надзор за строительством объекта: "Многофункциональный комплекс по ул. Некрасова, 1а, в Центральном административном округе г.Омска".
04.02.2011 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области (прежнее наименование заинтересованного лица) принято решение N 36/11-1372 об исправлении кадастровой ошибки, в соответствии с которым местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:2003 изменено согласно межевому плану.
12.05.2011 Прокуратурой города Омска ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области внесено представление N 7-04-2011/6787 об устранении нарушений законодательства о государственном кадастре недвижимости.
По результатам рассмотрения представления Прокуратуры города Омска от 12.05.2011 N 7-04-2011/6787 Отделом кадастрового учета по городу Омску ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области было принято решение от 13.05.2011 N 36/11-5348 "Об учете изменений объекта недвижимости", согласно которому проведен кадастровый учет изменений объекта недвижимости: в части восстановления характеристик земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:2003 (местоположение границ, площадь, размер кадастровой стоимости), содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию до принятия решения от 04.02.2011 N 36/11-1372.
Письмом от 16.05.2011 N 3557 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области сообщило ОАО "АК "Омскагрегат" о восстановлении характеристик земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:2003 (местоположение границ, площадь, размер кадастровой стоимости), содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию до принятия решения от 04.02.2011 N 36/11-1372 на основании решения от 13.05.2011 N 36/11-5348 об учете изменений объекта недвижимости.
ОАО "АК "Омскагрегат", считая действия ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области, выразившиеся в восстановлении характеристик земельного участка (местоположение границ, площадь и размер кадастровой стоимости) с кадастровым номером 55:36:040115:2003, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию до принятия решения от 04.02.2011 N 36/11-1372, незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской
области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.12.2011 по делу N А46-10141/2011 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется заинтересованным лицом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО "АК "Омскагрегат" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 6226 кв.м с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Центральный административный округ, ул.Некрасова, д.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.08.2005 серия 55 АВ N 137509, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области; свидетельством о государственной регистрации права от 27.05.2011 серия 55 АА N 218002, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003 внесены в государственный кадастр недвижимости 04.04.2005 на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет и приложенных к нему документов: распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 28.03.2005 N 97-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: г.Омск, ул. Некрасова, 1, 1а", описания земельных участков, подготовленных ОГУП "Омский земельный центр".
Согласно представленным документам земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с местоположением, установленным относительно 1-этжного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г.Омск, Центральный административный округ, ул.Петра Некрасова, дом 1, площадью 6225 кв.м.
Как верно указал суд первой инстанции, 29.12.2010 ОАО "АК "Омскагрегат" обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области с заявлением на осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Земельное бюро".
В составе представленного межевого плана имеется заключение кадастрового инженера о допущенной кадастровой ошибке при первоначальном выполнении кадастровых работ.
04.02.2011 Отделом кадастрового учета по городу Омску ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области было принято решение N 36/11-1372 "Об исправлении кадастровой ошибки", согласно которому в государственном кадастре недвижимости изменено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 15:2003, а также изменена площадь земельного участка до 6819 кв.м с изменением его конфигурации.
13.05.2011 Отделом кадастрового учета по г.Омску ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области было принято решение N 36/11-5348 "Об учете изменений объекта недвижимости", согласно которому восстановлены характеристики земельного участка 55:36:04 01 15:2003 (местоположение границ, площадь, размер кадастровой стоимости), содержащиеся в государственном кадастре недвижимости по состоянию до принятия решения от 04.02.2011 N 36/11- 1372, о чем был уведомлен заявитель письмом от 16.05.2011 N 3557.
Судом первой инстанции верно установлено, что основанием вынесения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области решения N 36/11-5348 от 13.05.2011 послужило представление Прокуратуры города Омска от 12.05.2011 N 7-04-2011/6787 об устранении нарушений законодательства о государственном кадастре недвижимости.
Между тем, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в рассматриваемом случае необоснованно не было учтено следующее.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (необходимые для кадастрового учета документы) (часть 2 статьи 16 обозначенного Федерального закона).
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
В части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано на то, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объект недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 23 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в предусмотренных законом о кадастре случаях решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законно, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Так, с заявлением в орган кадастрового учета, в частности, в соответствии с пунктом 6 части 1 указанной нормы права должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
Учитывая положения указанных норм права, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что закон связывает осуществление кадастрового учета изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с наличием заявления собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иного лица.
Само по себе представление Прокуратуры не соответствует указанным выше требованиям закона и было представлено органом, не имеющим в соответствии с законодательством права на подачу заявления об учете изменений объектов недвижимости, в связи с чем представление Прокуратуры города Омска не является основанием для учета изменений объекта недвижимости.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, осуществление ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в отношении принадлежащего на праве собственности ОАО "АК "Омскагрегат" земельного участка учета изменений на основании представления прокуратуры является нарушением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области процедуры осуществления кадастрового учета изменений недвижимого имущества, установленной положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области на то, что изменения в государственный кадастр недвижимости были внесены законно на основании представления прокуратуры, осуществляющей надзор за законностью в Российской Федерации, поэтому ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области незамедлительно исполнило представление прокуратуры, которое в соответствии со статьями 24, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" является обязательным к исполнению.
Так, ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области при осуществлении своей деятельности как орган кадастрового учета обязано руководствоваться нормами действующего законодательства, в частности, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", принятого во исполнение данного закона приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", в соответствии с которым орган кадастрового учета не наделен правом самостоятельного осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества на основании представления прокуратуры.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что представление Прокуратуры города Омска также нельзя расценить как требование об устранении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке ин формационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с
обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета земельных участков документы: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета; межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой
ошибки.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки. В данном случае представление Прокуратуры города Омска не относится к таким документам.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что у ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не имелось правовых оснований на осуществление действий, выразившихся в восстановлении характеристик земельного участка (местоположение границ, площадь и размер кадастровой стоимости) с кадастровым номером 55:36:040115:2003, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию до принятия решения от 04.02.2011 N 36/11-1372, на основании представления Прокуратуры города Омска от 12.05.2011 N 7-04-2011/6787.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 20.12.2011 по делу N А46-10141/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета земельных участков документы: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета; межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
...
ошибки.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки. В данном случае представление Прокуратуры города Омска не относится к таким документам."
Номер дела в первой инстанции: А46-10141/2011
Истец: ОАО "Акционерная Компания "Омскагрегат"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области
Третье лицо: ООО "Земельное бюро", Прокуратура города Омска
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4101/13
05.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2828/12
26.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-840/12
20.12.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10141/11