г. Красноярск |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А78-6489/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Войтова Е.И., представителя по доверенности от 16.05.2010 N 110н/11,
от антимонопольного органа: Забелиной Е.В., представителя по доверенности от 11.01.2012 N 7,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Забайкальского края
от "14" октября 2011 года по делу N А78-6489/2011, принятое судьей Анисимовым М.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) (далее по тексту - ОАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541) (далее по тексту - УФАС по Забайкальскому краю, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения N 02-05-4405 от 28 июля 2011 года и предписания N 02-05-4406 от 28 июля 2011 года.
Определениями Арбитражного суда Забайкальского края от 24.08.2011, от 21.09.2011 по делу N А78-6489/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ИНН 7536044468, ОГРН 1087536008790), Макарцев Алексей Васильевич.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14.10.2011 по делу N А78-6489/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2011 года принята к производству апелляционная жалоба ОАО "МРСК Сибири" на указанный выше судебный акт, судебное разбирательство назначено на 20.12.2011. В судебном заседании 20.12.2011 объявлен перерыв до 27.12.2011.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2011 года заявление Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края об отводе судей Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., рассматривающих дело N А78-6489/2011, удовлетворено. Апелляционная жалоба ОАО "МРСК Сибири" вместе с судебным делом переданы на рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А78-6489/2011 апелляционная жалоба ОАО "МРСК Сибири" принята к производству, судебное заседание назначено на 13 марта 2012 года.
ОАО "МРСК Сибири" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- для исполнения заявки по подключению объекта необходимо произвести строительство линии от границ участка Макарцева А.В. до существующих объектов электросетевого хозяйства филиала протяженностью более 1500 метров, и установить трансформаторную подстанцию;
- учитывая значительность расстояния от действующих линий электропередачи нужного заявителю класса напряжения (0,4 кВ), и связанные с этим дополнительные мероприятия, в процессе подготовки проекта договора необходимо было определить порядок установления и размер платы за технологическое присоединение в данном случае;
- срок направления Макарцеву А.В. проекта договора об осуществлении технологического присоединения был нарушен по объективным причинам (проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям был подписан со стороны филиала 30.05.2011, после получения ответа на запрос от Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края);
- антимонопольный орган не представил доказательств наступления для Макарцева А.В. вредных последствий в результате несвоевременного предоставления последнему проекта договора технологического присоединения;
- анализ положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 позволяет сделать вывод о том, что 30-дневный срок для направления проекта договора следует исчислять с момента утверждения индивидуального тарифа либо с момента получения разъяснений Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;
- из положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 следует, что если расстояние от присоединяемого объекта до электросетей соответствующего класса напряжения превышает расстояние 300 метров в городах и поселках городского типа и 500 метров в сельской местности, размер платы может превышать установленные 550 рублей;
- согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, в случае если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства превышает 300 метров в городах и поселках городского типа и 500 метров в сельской местности, то размер платы за технологическое присоединение рассчитывается исходя из ставки платы за технологическое присоединение за 1 кВт, установленной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
- ОАО "МРСК Сибири" произвело расчет размера платы за технологическое присоединение, исходя из присоединенной мощности до 100 кВт напряжение 6-10 кВ.
В Третий арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу от Макарцева А.В., в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель антимонопольного органа письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, отклонил доводы апелляционной жалобы. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 20.02.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 21.02.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Макарцевым А.В. 18 марта 2011 года подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке по адресу: г. Чита, Молоковский тракт, 21к, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, для бытовых и иных нужд.
24 мая 2011 года в УФАС по Забайкальскому краю поступило заявление гражданина Макарцева А.В. о нарушении ОАО "МРСК" в лице филиала "Читаэнерго" антимонопольного законодательства, на момент подачи данного заявления в антимонопольный орган ответ от сетевой организации Макарцевым А.В. получен не был. Договор об осуществлении технологического присоединения был подписан со стороны сетевой организации 30 мая 2011 года и вручен заявителю 02 июня 2011 года.
03 июня 2011 года Макарцев А.В. направил в филиал "Читаэнерго" заявление об отказе от подписания проекта договора с ходатайством о предоставлении в течение 5 рабочих дней новой редакции проекта договора со ссылкой на пункт 15 Правил технологического присоединения и на несоответствие представленного проекта договора приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 110 от 27.09.2010 года.
Письмом от 16 июня 2011 года сетевая компания уведомила Макарцева А.В. о том, что размер платы рассчитан за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжение 6 -10 кВ, поскольку для исполнения его заявки необходимо строительство линии электропередач и установка трансформаторной подстанции. Также было предложено подписать проект договора об осуществлении технологического присоединения в существующей редакции.
В связи с изложенным, УФАС Забайкальского края было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Читаэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения которого 28.07.2011 УФАС по Забайскальскому краю было принято решение N02-05-4405 о признании ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением антимонопольного органа от 28.07.2011 N 02-05-4405 установлено, что в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 общество не направило Макарцеву А.В. в установленный 30-дневный срок проект договора об осуществлении технологического присоединения, предъявило требование о внесении Макарцевым А.В. платы за технологическое присоединение в размере 99 948 рублей 45 копеек, не соответствующей заявленным им техническим характеристикам, осуществило навязывание Макарцеву А.В. невыгодных условий договора о технологическом присоединении (в части размера платы за технологическое присоединение) путем отказа Макарцеву А.В. в требовании об изменении проекта договора и приведении его в соответствие с установленными требованиями.
ОАО "МРСК Сибири" УФАС по Забайкальскому краю было выдано предписание от 28.07.2011 N 02-05-4406 о совершении действий, направленных на прекращение указанных нарушений, а именно: внести изменения в проект договора от 30.05.2011 N 20.75.803.11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, уменьшить размер платы за технологическое присоединение до 550 рублей (с НДС) и представить его для подписания Макарцеву А.В. О выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с принятым решением антимонопольного органа, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые решение и предписания вынесены должностными лицами антимонопольного органа в пределах предоставленных им полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "МРСК Сибири" требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что антимонопольный орган обоснованно признал заявителя нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности антимонопольным органом факта нарушения заявителем части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что приказом УФАС Забайкальского края от 30.12.2008 N 171/75 филиал ОАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% или занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Доля филиала на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям на территории Забайкальского края составляет более 50%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 14 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил;
г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Пунктом 15 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 1 и направляется заявителю - физическому лицу.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ОАО "МРСК Сибири", в нарушение пункта 15 Правил N 861 проект договора об осуществлении технологического присоединения был подписан со стороны сетевой организации только 30 мая 2011 года и вручен заявителю 02 июня 2011 года.
Довод общества о том, что срок направления Макарцеву А.В. проекта договора об осуществлении технологического присоединения был нарушен по объективным причинам (проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям был подписан со стороны филиала 30.05.2011, после получения ответа на запрос от Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края), не принимается судом апелляционной инстанции. Законодательством установлен срок для направления договора - 30 дней. Исключения из данного правила не предусмотрено, в том числе и в случае возникновения у сетевой организации каких-либо вопросов, связанных с технологическим присоединением.
Кроме того, из материалов дела следует, что ОАО "МРСК Сибири" обратилось в РСТ Забайкальского края с соответствующим запросом только 19.05.2011 (л.д. 94 том 1), то есть через два месяца после обращения Макарцева А.В. с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью 15 кВт включительно и свыше 15 кВт для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (л.д. 129 том 1). Таким образом, на момент направления ОАО "МРСК Сибири" соответствующего запроса в РСТ Забайкальского края срок направления проекта договора Макарцеву А.В. был нарушен.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что бездействие общества как субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, по несвоевременному рассмотрению заявки Макарцева А.В. на технологическое присоединение привело к нарушению срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что имеющийся в материалах дела ответ РСТ Забайкальского края от 20.05.2011 N 05/1088 на запрос ОАО "МСРК Сибири" от 19.05.2011 N 1.8/04-2075 не может являться соответствующим разъяснением о применении тарифа по технологическому присоединению по заявке Макарцева А.В. в виду следующего.
Согласно письму от 20.05.2011 N 05/1088 РСТ Забайкальского края при определении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для заявителей в категориях присоединения до 100 кВт, от 100 до 750 кВт и свыше 750 кВт с уровнем напряжения в точках присоединения 0,4 кВ должны применяться тарифы, установленные для заявителей с указанной присоединяемой мощностью на напряжении 6-10 кВ. При этом на сетевую организацию возлагается обязанность по строительству подстанции 6-10/0,4 кВ, а на заявителя возлагается обязанность по строительству линий 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ трансформаторной подстанции до энергопринимающих устройств заявителя.
При этом согласно приказу РСТ Забайкальского края от 27.09.2010 N 110 под заявителями в категориях присоединения свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства. Таким образом, указанное письмо РСТ Забайкальского края не может быть применено к правоотношениям между обществом и Макарцевым А.В., как физическим лицом.
Довод общества, что анализ положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 позволяет сделать вывод о том, что 30-дневный срок для направления проекта договора следует исчислять с момента утверждения индивидуального тарифа либо с момента получения разъяснений Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, подлежит отклонению как необоснованный, так как действующим законодательством исчисление срока исполнения заявки с момента получения разъяснений РСТ Забайкальского края не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установление обществом Макарцеву А.В. тарифа за технологическое присоединение энергопринимающих устройств в размере 99 948 рублей 45 копеек не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Макарцева А.В., исходя из следующего.
Пунктом 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5, установлен закрытый перечень расходов сетевой организации, которые учитываются при установлении платы за технологическое присоединение. В данный перечень не входят расходы по строительству электросети.
Таким образом, организация, которой принадлежит электросеть, не вправе в качестве условия заключения договора устанавливать обязанность абонента компенсировать понесенные при строительстве этой сети затраты.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 17 Правил N 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5, под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке и реализуемой в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 Правил, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
В случае если с учетом последующего увеличения присоединяемой мощности ранее присоединенного Устройства присоединяемая мощность превысит 15 кВт и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с разделом III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему присоединяемой мощности.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы от 01.06.2010 "По отдельным вопросам о порядке технологического присоединения к электрическим сетям" пункта 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, в случае, если расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства превышает 300 или 500 метров, расчет платы производится по ставке, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.
В силу абзаца 8 пункта 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.
Согласно приказу РСТ Забайкальского края от 27.09.2010 N 110 "Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества для заявителей до 15 кВт включительно составляет 550 рублей присоединение.
Приказом РСТ Забайкальского края от 27.09.2010 N 110 не установлен размер платы для заявителей с техническими характеристиками до 15 кВт включительно при превышении указанного выше расстояния. Кроме того, названный приказ не содержит указания на то, что данный размер платы применяется либо не применяется в зависимости от расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Из изложенных выше норм следует, что:
- тариф за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, составляет не более 550 рублей, если расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства не превышает 300 метров в городах и 500 метров в сельской местности,
- если расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства превышает, расчет платы за технологическое присоединение осуществляется по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему присоединяемой мощности,
- иные ставки за технологическое присоединение энергопринимающих устройств нормативно не установлено;
- размер платы за технологическое присоединение при превышении расстояния от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства 300 метров в городах и 500 метров в сельской местности РСТ Забайкальского края не разработан и не утвержден.
Таким образом, в нарушение приказа РСТ Забайкальского края от 27 сентября 2010 года N 110 в проекте договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Ф-11/1, зарегистрированном 30 мая 2011 года в реестре договоров под N 20.75.803.11, размер платы за технологическое присоединение указан в размере 99 948 рублей 45 копеек.
Довод общества о том, что согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы от 01.06.2010 размер платы за технологическое присоединение рассчитывается исходя из ставки платы за технологическое присоединение за 1 кВт, установленной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, подлежит отклонению.
Согласно принятой РСТ Забайкальского края дифференциации ставок единственным критерием применения платы в размере 550 рублей является величина присоединяемой мощности, такой критерий, как расчет ставки за технологическое присоединение исходя из 1 кВт Приказом РСТ Забайкальского края от 27.09.2010 N 110 не предусмотрен.
Суд апелляционной инстанции считает, что включение указанных условий в договор на технологическое присоединение объекта свидетельствует о нарушении обществом установленного порядка ценообразования, так как обществом в договоре устанавливался размер платы за технологическое присоединение, превышающий нормативно установленный указанными правовыми актами.
Ссылка общества на то, что ОАО "МРСК Сибири" произвело расчет размера платы за технологическое присоединение, исходя из присоединенной мощности до 100 кВт напряжение 6-10 кВ, не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание.
Заявка на технологическое присоединение была подана Макарцевым А.В. на напряжение 0,22 кВ, техусловия составлены на 0,23 кВ, в связи с чем, другие тарифы, указанные в Приложении к приказу РСТ Забайкальского края от 27.09.2010 N 110 не применимы, поскольку установлены для присоединения на напряжение 0,4 кВ и более. На напряжение 0,22 кВ данные тарифы распространены быть не могут ввиду отсутствия специального указания об этом. На напряжение 0,22 кВ и мощность 15 кВт иного тарифа, чем 550 рублей, при наличии технической возможности присоединения не разработано и не утверждено.
Довод общества о том, что антимонопольным органом не представлено доказательств наступления для Макарцева А.В. вредных последствий в результате несвоевременного предоставления последнему проекта договора технологического присоединения, подлежит отклонению.
Согласно пункту 4 Постановления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что ОАО "МРСК Сибири" допустило злоупотребление доминирующим положением при заключении с Макарцевым А.В. договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. Антимонопольный орган правомерно признал ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ОАО "МРСК Сибири".
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 2000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При обращении с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд ОАО "МРСК Сибири" уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей по платежному поручению N 21473 от 20.10.2011 (л.д. 96 том 2).
Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "14" октября 2011 года по делу N А78-6489/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 21473 от 20.10.2011.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 8 пункта 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.
...
Довод общества о том, что согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы от 01.06.2010 размер платы за технологическое присоединение рассчитывается исходя из ставки платы за технологическое присоединение за 1 кВт, установленной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, подлежит отклонению.
...
Согласно пункту 4 Постановления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что ОАО "МРСК Сибири" допустило злоупотребление доминирующим положением при заключении с Макарцевым А.В. договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. Антимонопольный орган правомерно признал ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Номер дела в первой инстанции: А78-6489/2011
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
Третье лицо: Макарцев Алексей Васильевич, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, "Читаэнерго"-филиал ОАО "МРСК Сибири"
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2574/12
20.03.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-684/12
01.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-348/12
27.12.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4906/11
14.10.2011 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6489/11