г. Владивосток |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А51-22686/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии:
от Администрации г. Владивостока - Стовбун Ю.С. (дов. N 1-3/4648 от 19.12.2011);
от Минфина РФ - Панфилова В.С. (дов. N 20-11-29/2 от 08.02.2012);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-1781/2012
на решение от 10.02.2012
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-22686/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации г.Владивостока
к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 1 239 613,70 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края к РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 1 239 613,70 - компенсация стоимости жилого помещения, предоставленного Саенко Денису Михайловичу, участковому уполномоченному милиции.
Решением от 10.02.2012 с Российской Федерации в лице Министерства Финансов за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации г. Владивостока взыскано 1 239 613 руб. 70 коп.
Не согласившись с решением суда, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на статью 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1, в соответствии с которой обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления. Указал также, что согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" финансирование участковых уполномоченных милиции осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований. На этом основании ответчик считает, что действующее законодательство не предусматривает последующей компенсации муниципальным образованиям стоимости жилого помещения, предоставленного вышеуказанным категориям граждан.
Истец считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение проверяется в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.12.2010 Решением Ленинского районного суда г.Владивостока по иску Саенко Д.М. к Администрации г.Владивостока о предоставлении жилого помещения исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию г.Владивостока предоставить Саенко Д.М. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 11,43 кв.м. и не более 17,43 кв.м на состав семьи из двух человек в черте г.Владивостока.
11.05.2011 Управление по учету и распределению жилой площади (Наймодатель) и Саенко Д.М. (Наниматель) заключили Договор социального найма жилого помещения N 520, согласно которому Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 18,9 кв.м., расположенное по адресу: г.Владивосток, ул.Нахимова, д.1, кв.62.
Полагая, что расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением участковому уполномоченному милиции Саенко Денису Михайловичу отдельного жилого помещения за счет муниципальной казны г. Владивостока, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, Администрация г.Владивостока обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О подразделениях милиции общественной безопасности" от 07.12.00 N 926, утвердившему структуру милиции общественной безопасности, участковые уполномоченные милиции входят в структуру общественной безопасности.
Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников органов милиции, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, проживающих на территории соответствующего образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.
Статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции" не определены источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.
Как следует из Закона Российской Федерации "О милиции", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" обязательства по социальной защите населения, установленные федеральным законом, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты.
Таким образом, Законом Российской Федерации "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
Вместе с тем в части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Поскольку федеральным законом не разработан порядок финансирования данной льготы и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации льготы, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.07.2004 N 30-О "по жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и от N 58-О от 15.02.05 "Об отказе в принятии жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью по установленным законодательством нормам по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и признана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, положения статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Довод ответчика о том, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" финансирование участковых уполномоченных милиции осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Указанное постановление устанавливает структуру общественной милиции и не направлено на правовое регулирование вопроса о компенсации расходов органа местного самоуправления по обеспечению вышеуказанных категорий граждан жилыми помещениями во исполнение требования статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции".
Апелляционная коллегия также не согласилась с доводом ответчика о неправомерности возложения обязанности по компенсации стоимости жилых помещений, не выбывших из собственности Владивостокского округа.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляется малоимущим.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут быть предоставлены по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п.4 ст.49 ЖК РФ).
Законом Российской Федерации "О милиции", иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Таким образом, сам факт предоставления жилых помещений, определенным в Законе Российской Федерации "О милиции" лицам, влечет обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Конституционный суд Российской Федерации в вышеуказанных определениях также разъяснил, что компенсация указанных расходов органов местного самоуправления призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.02.2012 по делу N А51-22686/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчика о том, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" финансирование участковых уполномоченных милиции осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
...
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляется малоимущим.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут быть предоставлены по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п.4 ст.49 ЖК РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А51-22686/2011
Истец: Администрация г. Владивостока
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, РФ в лице УФК по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12940/12
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12940/12
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2148/12
27.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1781/12
10.02.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-22686/11