г. Челябинск |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А76-17685/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.01.2012 по делу N А76-17685/2011 (судья Трапезникова Н.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "СТАРТ-АВТО" - Желандинова Т.В. (доверенность N 3 от 20.03.2012),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска - Коломиец Ю.Г. (доверенность N 03-20/002508 от 27.02.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "СТАРТ-АВТО" (далее - заявитель, ООО "СТАРТ-АВТО") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании осуществить возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 61 772 руб., взыскании процентов за несвоевременный возврат в сумме 6 093,28 руб. (с учетом уточнений от 14.11.2011, от 10.01.2012).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска (далее - фонд, управление).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.01.2012 по делу N А76-17685/2011 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции неверно применил положения законодательства, в которых определен алгоритм осуществления возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку излишняя уплата по страховым взносам у истца по состоянию на 31.12.2009 отсутствовала, в соответствии с чем возврат страховых взносов, излишне уплаченных в 2010-2011 годах на коды бюджетной классификации, администратором которых являются налоговые органы, не предусмотрен. Заявитель считает, что решение о возврате должно принимать не управление, а соответствующий налоговый орган.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих доводов ссылается на то, что с 01.01.2010 вопросы уплаты и возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются Федеральным Законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который не предоставляет право налоговым органам принимать решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов. В соответствии с чем, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате предоставлены органам Пенсионного фонда РФ, а на налоговые органы возложено лишь исполнение таких решений.
В отзыве, представленном заявителем, указано, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, поскольку решение о возврате переплаты по страховым взносам должно принять ГУ УПРФ в Тракторозаводском районе, а налоговый орган на основе данного решения обязан осуществить процедуру возврата излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование. Заявитель также ссылается на то, что к данным правоотношениям следует применить порядок, предусмотренный Письмом ФНС России и Пенсионного Фонда РФ от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58, АД-30-24/8509, поскольку общество осуществило оплату взносов на коды бюджетной классификации, администратором платежей по которым является ИФНС по Тракторозаводскому району.
Представитель фонда в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя управления.
Представители заявителя и налогового органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что ООО "СТАРТ-АВТО" 09.12.2010 обратилось в управление с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 61 772 руб. (л.д.43).
Извещением от 23.03.2011 (л.д.44) фонд заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 61 772 руб. оставил без исполнения по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов по состоянию на 31.12.2009. В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ возврату подлежат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009. Заявление N 11 и N 12 от 31.08.2010, поданные в инспекцию (л.д. 38-41) отклонены по мотиву того, что возврат страховых взносов может быть произведен только по согласованию с органом ПФР (решение об отказе в осуществлении возврата от 10.09.2010 N1019 - л.д.42).
В связи с отказом инспекции осуществить возврат переплаты, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 3 ст. 62 Закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01 января 2010 года.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (п. 11, 12 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 14 статьи 26 Закона N 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392).
Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
Судом первой инстанции установлено, что предъявленная сумма страховых взносов является излишне уплаченной за период 2007-2009 и внесена в доход бюджета на КБК "182".
Судом первой инстанции верно сделан вывод о несостоятельности довода управления о том, что согласованный двумя ведомствами в письме ФНС РФ, ПФ РФ N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 (далее - Письмо) порядок возврата переплаты страховых взносов касается лишь сумм страховых взносов, уплаченных в бюджет ПФР в 2002-2009 годах, поскольку из смысла содержания письма и приведенных выше норм законодательства вытекает, что указанный порядок относится к суммам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленным в ПФР за периоды 2002-2009 годов.
Так согласно абз. 1 Письма указано, что порядок регулирует осуществление возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК), главным администратором которых является ФНС России.
Согласно справки N 1986 по состоянию расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 06.08.2010 (л.д. 68-69) имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 49 839,62 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в сумме 11 855,35 руб. По данным ПФР указанные цифры составляют соответственно суммы 49 916 руб., 11 856 руб. (л.д. 48,45,55-59). Спор по размеру переплаты отсутствует.
В соответствии с п. 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Из представленного суду расчета (л.д.108) следует, что заявителем начислены проценты за период с 11.01.2011 - 27.02.2011 (с применением ставки рефинансирования 7,75%) - 48 дней, с 28.02.2011 - 02.05.2011 (с применением ставки рефинансирования 8%) - 63 дня, с 03.05.2011 - 25.12.2011 (с применением ставки рефинансирования 8,25%) - 237 дней, с 26.12.2011 - 10.01.2012 (с применением ставки рефинансирования 8%) - 16 дней.
Судом верно установлено, что общество обратилось в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов 09.12.2010, таким образом, период нарушения срока возврат должен исчисляться с 10.01.2011.
На основе проведенной судом проверки расчета верно установлено, что заявитель правильно определил количество дней просрочки и ставку рефинансирования, действовавшую в спорный период.
Расчет суммы процентов фондом и инспекцией не оспаривается.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.01.2012 по делу N А76-17685/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392).
Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
...
В соответствии с п. 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата."
Номер дела в первой инстанции: А76-17685/2011
Истец: ООО "Старт-Авто"
Ответчик: ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска, ИФНС по Тракторозаводскому р-ну г. Челябинска, ИФНС России по Тракторозаводскому району города Челябинска
Третье лицо: ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1746/12