г. Ессентуки |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А15-1834/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (ИНН 0541031172; ОГРН 1050562009926; РД г. Махачкала ул. Дахадаева 73), ОАО "Дагэнергосеть" (ИНН 0562076791; ОГРН 1100562000208; РД г. Махачкала ул. Дахадаева 73 а) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.01.2012 года по делу N А15-1834/2011 (судья Алиев А.А.) по заявлениям ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" и ОАО "Дагэнергосеть" об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (ИНН 0562044239; ОГРН 1020502629795; РД г. Махачкала пл. Ленина 2),
третьи лица: ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ИНН 2632082033; ОГРН 1062632029778; СК г. Пятигорск ул. Подстанционная 18), администрация МО "город Кизилюрт" (ИНН 0546020135; ОГРН 1080546000545; РД г. Кизилюрт ул. Гагарина 40 б), МУП "Кизилюртэнергосбыт" (ИНН 0546019316; ОГРН 1070546000645; РД г. Кизилюрт ул. Г.Цадасы 5 а), МУП "Электросеть" (ИНН 0562076791; ОГРН 1100562000208; РД г. Кизилюрт ул. Г.Цадасы 5),
при участии в судебном заседании: от ОАО "Дагэнергосеть" - Гаджиев И.М.; от ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" - Каиров С.А.;
путём использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан: от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан - Кусиев М.Б.; от ОАО "Дагэнергосеть" - Даудова Г.К.; от ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" - Халиков А.А.;
в отсутствие представителей ОАО "МРСК Северного Кавказа", администрации МО "город Кизилюрт", МУП "Кизилюртэнергосбыт", МУП "Электросеть",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.01.2012 отказано в удовлетворении заявлений ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее также - ОАО "ДЭСК", общество "ДЭСК") и ОАО "Дагэнергосеть" (далее также - общество "Дагэнергосеть") об оспаривании решения от 15.06.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - антимонопольный орган, управление) о нарушении антимонопольного законодательства.
Дело рассмотрено с участием ОАО "МРСК Северного Кавказа", администрации муниципального образования "город Кизилюрт", МУП "Кизилюртэнергосбыт" и МУП "Электросеть" в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора.
В апелляционных жалобах ОАО "ДЭСК" и ОАО "Дагэнергосеть" просят отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и неправильное применение норм материального права. В частности, податели жалоб указывают на ошибочность выводов суда о законности решения управления, установившего неправомерность введения ограничения энергопотребления в отношении МУП "Кизилюртэнергосбыт" (далее - предприятие), негативно отразившегося на иных потребителях, присоединенных к сетям предприятия. Заявители считают, что ограничение введено в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, а негативные последствия ограничения для потребителей предприятия явились следствием бездействия последнего по принятию организационно-технических мер по обеспечению введения ограничения режима потребления.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционных жалоб, просит решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители данных участников дела поддержали доводы апелляционных жалоб и отзыва, соответственно.
Третьи лица отзывов на апелляционные жалобы и своих представителей в суд не направили.
Дело пересматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением от 15.06.2011 по делу N 20-07/2624 управление признало ОАО "ДЭСК" и ОАО "Дагэнергосеть" нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) как инициировавшие и фактически ограничившие электроснабжение предприятия, в результате которого ущемлены права и законные интересы добросовестных потребителей электроэнергии г. Кизилюрта.
Из решения следует, что: ОАО "ДЭСК" занимает доминирующее положение на рынке поставки (реализации) электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом управления от 30.08.2005 N 48 внесено в реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%; ОАО "МРСК Северного Кавказа" (в лице филиала "Дагэнерго") занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом управления от 29.12.2008 N 189 внесено в реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%. Все электросетевое имущество ОАО "МРСК Северного Кавказа" на территории Республики Дагестан (закрепленное ранее за филиалом "Дагэнерго") на основании соответствующих договоров передано в аренду ОАО "Дагэнергосеть", срок аренды - с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Основанием для признания заявителей нарушителями антимонопольного законодательства послужили следующие обстоятельства.
На основании договора купли - продажи от 01.07.2007 N 1-К-ЭО общество "ДЭСК" (гарантирующий поставщик) и предприятие (покупатель) состоят в правоотношениях по электроснабжению.
В соответствии с договором от 01.04.2010 N 102/2010-ДЭСК общество "Дагэнергосеть" (сетевая организация) оказывает обществу "ДЭСК" услуги по передаче электроэнергии потребителям г. Кизилюрта, присоединенным к сетям предприятия.
Согласно пункту 2.2.1 и приложению N 7 договора от 01.07.2007 N 1-К-ЭО гарантирующий поставщик имеет право приостановления исполнения обязательств по настоящему договору путем ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору. Ограничение вводится по инициативе гарантирующего поставщика, при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления сетевой организации, к электрической сетям которой присоединены энергопринимающие устройства покупателя. В отношении покупателя (отдельных его субъектов), ограничение режима потребление которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства (при установлении покупателю величины аварийной брони в акте согласования аварийной и технологической брони, являющимся Приложением N 4 к настоящему договору), а также в отношении покупателя, ограничение режима потребления, которого ниже уровня аварийной брони не допускается (в соответствии с требованиями действующего законодательства), применяется специальный порядок введения ограничений режима потребления.
В связи с имеющейся на 01.02.1010 кредиторской задолженностью предприятия в размере 76,3 млн. руб. и поскольку предприятие не представило затребованную информацию по принятию мер и введению ограничений в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате электрической энергии, не предприняло никаких мер по урегулированию имеющейся задолженности, 26.03.2010 общество "ДЭСК" направило предприятию уведомление N 13-628 о снижении величины передаваемой мощности на 5% от среднемесячного суточного потребления с 10 ч 00 мин 05.04.2010 до полного погашения задолженности.
Соответствующая заявка от 29.03.2010 N 155 на введение ограничения была направлена сетевой организации и исполнена последней.
Данный режим частичного ограничения энергопотребления предприятия был отменен 25.05.2010 (уведомление от 25.05.2010 N 13-1068 и заявка от 26.05.2010 N 226) и возобновлен с 07.06.2010 по заявке от 26.05.2010 N 227, поскольку предыдущее ограничение не привело к улучшению ситуации, оплата потребляемой электроэнергии в июне уменьшилась, задолженность выросла на 4,5 млн. руб.
22.07.2010 общество "ДЭСК" уведомило предприятие (уведомление N 13-1409) о снижении с 10 ч 00 мин 01.08.2010 величины передаваемой мощности с питающих центров ОАО "Дагэнергосеть" на 10% среднемесячного суточного потребления путем ввода в работу автоматики ограничения мощности по точкам поставки электроэнергии в сети ООО "Энергострой".
Заявка была направлена сетевой организации (заявка от 22.07.2010 N 292), согласно которой ОАО "Дагэнергосеть" ввело ограничение мощности. Введение мощности на 10% не привело к улучшению ситуации, задолженность за август - октябрь выросла на 18,3 млн. руб.
24.11.2010 ОАО "ДЭСК" уведомило предприятие (уведомление N 14-2252) о снижении с 10 ч 00 мин 02.12.2010 величины передаваемой мощности с питающих центров путем ввода в работу автоматики ограничения мощности с питающих центров ОАО "Дагэнергосеть" на 15% среднемесячного суточного потребления путем ввода в работу автоматики ограничения мощности по точкам поставки электроэнергии в сети ООО "Энергострой".
Предприятие не выполнило обязательства по оплате потребленной электроэнергии в декабре 2010 года. Задолженность предприятия на 01.12.2010 составляла 128,2 млн. руб.
11.01.2011 ОАО "ДЭСК" уведомило предприятие (уведомление N 14-2) о снижении с 10 часов 19.01.2011 величины передаваемой мощности с питающих центров ОАО "Дагэнергосеть" на 15% среднемесячного суточного потребления путем ввода в работу автоматики ограничения мощности по точкам поставки электроэнергии в сети ООО "Энергострой". ОАО "ДЭСК" указало, что при условии введения предприятием в отношении своих недобросовестных потребителей ограничений, снижение мощности на указанную величину не повлечет за собой наступления каких-либо негативных последствий, в том числе нарушения прав и законных интересов добросовестных потребителей.
Соответствующая заявка была направлена ОАО "Дагэнергосеть" (заявка N 1 от 11.01.2010).
Данное ограничение действовало до 11.04.2011 и было отменено заявкой N 192б, с указанной даты энергоснабжение предприятия возобновлено в полном объеме.
Отказывая в признании незаконным решения управления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Пунктом 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 (N 35-Фз "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качеств о в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе
его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.
В соответствии с пунктом 170 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними. Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление (пункты 171, 172 Правил).
В случае, если ограничение режима потребления инициированного в соответствии с пунктом 171 Правил, применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме (пункт 173 Правил).
Согласно пункту 168 Правил в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела факты прекращения подачи электрической энергии в периоды 19.01.2011 - 21.01.2011, 27.01.2011 - 29.01.2011, 31.01.2011 на фидерах N 15,18,25 подстанции "ЗФС" (копии актов об отключении абонентов). К указанным фидерам подсоединены: школы N 4 и N7, детские сады "Светлячок" и "Теремок", ГОВД, прокуратура (фидер N 15); узел связи, пожарная часть, ветлечебница, городская котельная, очистные сооружения, жилые дома N12, N14, N16, N18 по ул. Г. Цадасы (фидер N18); стоматологическая поликлиника, военкомат, детская поликлиника, РОВД, жилые дома N80, N86, 181 "а", N92 "а", N94, N96 по ул. Г. Цадасы (фидер N28).
Управлением установлено, что данные потребители являются добросовестными плательщиками (в материалах дела имеются реестры платежей) и часть из них относятся к категории потребителей, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается в силу пункта 168 Правил N 530.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие довод заявителей о том, что подаваемая предприятию с учетом введенного ограничения мощность электроэнергии обеспечивала надежное и бесперебойное снабжение названных конечных потребителей.
Ссылка заявителей на бездействие предприятия по обеспечению введения ограничения режима энергопотребления подлежит отклонению, поскольку по смыслу пункта 168 Правил N 530 это обстоятельство означает недопустимость для гарантирующего поставщика и сетевой организации вводить ограничение энергопотребления конечных добросовестных потребителей.
Доказательств превышения потребителями разрешенной мощности, вследствие чего сработала автоматика ограничений мощности по Кизилюртовским городским сетям и была прекращена подача электрической энергии, материалы дела также не содержат и заявителями не представлено. Соответствующий довод об отсутствии их вины во вменяемом правонарушении по данному основанию подлежит отклонению.
Таким образом, представляются обоснованными выводы решения управления и судебного акта о том, действия ОАО "ДЭСК" и ОАО "Дагэнергосеть" как профессиональных участников розничного рынка электроэнергии по инициированию и фактическому введению ограничений электроснабжения в отношении предприятия без должных на то оснований привели к ущемлению прав и законных интересов добросовестных потребителей электроэнергии г. Кизилюрта и имели социально опасные последствия.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В этой связи, принимая во внимание, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, апелляционный суд считает судебное решение законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.01.2012 года по делу N А15-1834/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
Семёнов М.У. |
Судьи |
Афанасьева Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
...
В соответствии с пунктом 170 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
...
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А15-1834/2011
Истец: ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Дагэнергосеть"
Третье лицо: Администрация МО "Город Кизилюрт", МУП "Кизилюртэнергосбыт", МУП "Электросеть", ОАО "Дагэнергосеть", ОАО "ДЭСК", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа"- ОАО "МРСК СК", ОАО "МРСК Северного Кавказа", Филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа" -"Дагэнерго", Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-642/12
22.04.2013 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1834/11
11.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1834/11
19.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12040/12
06.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12040/12
18.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3437/12
27.03.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-642/12
26.03.2012 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1834/11
20.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1834/11