г. Саратов |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А57-7719/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,
при участии в судебном заседании представителей заявителя: Кокшаровой Н.А., действующей на основании доверенности от 26 декабря 2011 года; налоговых органов: Турсуновой О.В., действующей на основании доверенности инспекции от 10 января 2012 года N 3, доверенности Управления от 22 декабря 2011 года N 05-17/120,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод" (г. Балаково Саратовской области)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2012 года по делу N А57-7719/2010 (судья Калинина А.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод", ОГРН 1086439001505, ИНН 6439068743 (г. Балаково Саратовской области),
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, ОГРН 1046403913357, ИНН 6439057300 (г. Балаково Саратовской области)),
Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860 (г. Саратов)
о признании недействительным решения от 29 марта 2010 г. N 78 в части
УСТАНОВИЛ
В арбитражный суд Саратовской области обратилось ЗАО "Балаковский автомобильный завод" с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области от 29 марта 2010 года N 78 в части доначисления и уплаты суммы земельного налога в размере 1 211 679 руб., пени в сумме 47 235,29 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2010 г. в удовлетворении требований ЗАО "Балаковский автомобильный завод" было отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 28 декабря 2010 г. судебные акты суда первой и апелляционной инстанций по настоящему делу оставил без изменения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением N 2647/11 от 26 июля 2011 г. решение арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2010 по делу N А57-7719/2010, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.12.2010 по тому же делу отменил, дело направил на новое рассмотрение в арбитражный суд Саратовской области.
По результатам нового рассмотрения дела принято решение от 25 января 2012 г., которым заявленные требования ЗАО "Балаковский автомобильный завод" удовлетворены в части. Суд признал недействительным решение межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 29 марта 2010 г. N 78 в части доначисления и уплаты земельного налога в размере 698 098 руб., пени в размере 27 218,47 руб. В остальной части заявленных требований отказано. С межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области в пользу ЗАО "Балаковский автомобильный завод" взысканы судебные расходы по госпошлине в сумме 7 000 руб.
ЗАО "Балаковский автомобильный завод" не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение в обжалуемой части отменить и принять по делу в указанной части новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области и мжрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области представлены отзывы на апелляционную жалобу. Налоговые органы просят решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Общество обжалует решение в части отказа в удовлетворении требований заявителя. Возражений против рассмотрения судом апелляционной инстанции настоящего дела в части, обжалуемой ЗАО "Балаковский автомобильный завод" межрайонной инспекцией ФНС РФ N 2 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области не заявлено.
До рассмотрения дела по существу общество заявило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А57-1914/2012 по заявлению Общества об оспаривании результата государственной кадастровой оценки земельного участка.
В удовлетворении ходатайства отказано, о чем принято протокольное определение.
Обществом заявлено устное ходатайство об истребовании из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области отчета об определении кадастровой стоимости, который положен в основу постановления Правительства Саратовской области 6-П и назначении по делу судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции полагает, что заявленное ходатайство в целях установления определенных обстоятельств, не связано с рассмотрением настоящего дела. В удовлетворении ходатайства отказано, о чем принято протокольное определение.
Заслушав представителей налоговых органов и ЗАО "Балаковский автомобильный завод", обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 29 октября 2009 г. по 29 января 2010 г. была проведена камеральная налоговая проверка расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2009 г., представленного в налоговый орган 29 октября 2009 г., зарегистрированного за номером 11132418. По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 413 от 12 февраля 2010 г. Проверкой установлено, сумма налога, подлежащая уплате в соответствии с представленным расчетом составила 0 руб., в результате применения кадастровой стоимости в сумме 0 руб. по земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:52. В связи с изложенным, налоговый орган пришлет к выводу, что сумма земельного налога, подлежащая к уплате за 3 квартал 2009 года занижена на 1 211 679 руб.
На акт камеральной налоговой проверки налогоплательщиком 16 марта 2010 г. представлены возражения, зарегистрированные за номером N 13126. Возражения на акт проверки рассмотрены 24 марта 2010 г.
29 марта 2010 г. межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области по результатам камеральной проверки принято решение N 78 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением ЗАО "Балаковский автомобильный завод" предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1211679 руб., начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 47235,29 руб.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Балаковский автомобильный завод" обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Саратовской области.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика УФНС России по Саратовской области 26 мая 2010 года приняло решение об оставлении без удовлетворения жалобы, решения межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области - без изменения.
Общество, не согласившись с решением налогового органа N 78 в оспариваемой части и полагая, что оно нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Саратовской области рассмотрел дело по заявлению ЗАО "Балаковский автомобильный завод" по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в части, суд первой инстанции принял во внимание доводы налогового органа, касающиеся кадастровой оценки земельного участка и ставки земельного налога. По мнению инспекции, с чем согласился и суд первой инстанции, общество при исчислении кадастровой стоимости земельного участка неправомерно посчитало, что кадастровая стоимость земельного участка не была установлена.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ЗАО "Балаковский автомобильный завод" в проверяемом периоде имел объект налогообложения по земельному налогу в виде земельного участка, площадью 180000 кв.м., кадастровый номер 64:40:20214:52, кадастровой стоимостью 323 114 400 руб., находящегося в собственности ЗАО "Балаковский автомобильный завод", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, 76, площадью кв. м., что не оспаривается налогоплательщиком.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области N 13 от 31.10.2008 года "О земельном налоге" на территории муниципального образования город Балаково введен в действие земельный налог.
В соответствии со статьёй 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Относительно объекта налогообложения, между налоговым органом и налогоплательщиком спора не имеется.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы установлен ст. 391 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
26 июля 2011 г.. N 2647/11 установлено, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Саратовской области постановлением от 30.11.2007 N 423-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2.
Постановлением от 03.03.2009 г. N 75-П указанные приложения к постановлению от 30.11.2007 г.. N 423-П были признаны утратившими силу.
В 2008 - 2009 годах Саратовским областным судом был вынесен ряд решений по заявлениям отдельных налогоплательщиков, которыми признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решений в законную силу сведения, содержащиеся в приложении N 1 к постановлению от 30.11.2007 г.. N 423-П в части утверждения по соответствующим строкам среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков, принадлежащих заявителям.
При рассмотрении данных споров суд общей юрисдикции констатировал наличие нарушений при определении органом исполнительной власти кадастровой стоимости земельных участков.
Правительство Саратовской области постановлением от 02.04.2009 г.. N 121-П (далее - постановление от 02.04.2009 г.. N 121-П) внесло изменения в постановление от 30.11.2007 г.. N 423-П и утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01 января 2007 г.. согласно приложениям N 1 и N 2. Пунктом 2 названного постановления было доведено до сведения заинтересованных лиц, что результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные этим постановлением в размерах, ранее предусмотренных постановлением от 30.11.2007 г.. N 423-П, установлены без их пересмотра в сторону увеличения.
Постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 г.. N 270-П (далее - постановление от 07.07.2009 г.. N 270-П) были вновь утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 г.. и признаны утратившими силу постановления от 30.11.2007 г.. N 423-П, от 03.03.2009 г.. N 75-П, от 02.04.2009 г.. N 121-П, от 20.05.2009 г.. N2 202-П
В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков -организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вместе с тем, поскольку авансовый платеж представляет собой часть налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть уплачен обществом на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. Изданные правительством Саратовской области постановления от 02.04.2009 г.. N 121-П и от 07.07.2009 г.. N 270-П об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в силу требований статьи 5 Кодекса могли применяться налогоплательщиками только с 01.01.2010 г., то есть с начала нового налогового периода
С учетом изложенного Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что при расчете земельного налога за отчетные периоды 2009 года подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что отменяя судебные акты по делу N А57-7719/2010 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит проверить расчет, произведенный инспекцией, и определить сумму земельного налога, подлежащую уплате обществом в рассматриваемый период.
При новом рассмотрении дела межрайонная ИФНС N 2 по Саратовской области представила перерасчет суммы земельного налога по ЗАО "Балаковский автомобильный завод" за 3 квартал 2009 года в соответствии с положениями Постановления Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П.
Земельный участок 64:40:020214:52 принадлежащий на праве собственности ЗАО "Балаковский автомобильный завод", поставлен на кадастровый учет 27.05.2008 г. с видом разрешенного использования - под промышленные объекты.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П для вида разрешенного использования - под промышленные объекты определен удельный показатель в размере 760,86 руб./кв.м., что соответствует седьмому виду состава разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка 64:40:020214:52 по Постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П составит: 760,86руб./кв.м. * 180000 кв.м. =136 954 800 руб. Сумма земельного налога за 3 квартал 2009 г. составила 513581руб. (136 954800 руб. *1.5%*1 (Змес./Змес.)/4). В связи с несвоевременной уплатой авансового платежа за 3 кв. 2009 г. подлежит уплате пеня в сумме 20 016,82 руб. в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ.
Суммы авансового платежа земельного налога и пени, начисленные сверх авансового платежа - 513581руб. и пени в сумме 20 016,82 руб. по решению инспекции от 29 марта 2010 года N 78, являются излишне начисленными, а, соответственно, в указанной части решение является недействительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что решение межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 29.03.2010 г. N 78 подлежит признанию недействительным в части доначисления и уплаты земельного налога в размере 698 098 руб., пени в размере 27 218,47 руб.
Решение суда первой инстанции по настоящему делу соответствует фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права. Судом не допущено нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены либо изменения суда не имеется. Апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2012 года по делу N А57-7719/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод" (г. Балаково Саратовской области)- без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
26 июля 2011 г.. N 2647/11 установлено, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Саратовской области постановлением от 30.11.2007 N 423-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2.
...
В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
...
Кадастровая стоимость земельного участка 64:40:020214:52 по Постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П составит: 760,86руб./кв.м. * 180000 кв.м. =136 954 800 руб. Сумма земельного налога за 3 квартал 2009 г. составила 513581руб. (136 954800 руб. *1.5%*1 (Змес./Змес.)/4). В связи с несвоевременной уплатой авансового платежа за 3 кв. 2009 г. подлежит уплате пеня в сумме 20 016,82 руб. в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А57-7719/2010
Истец: ЗАО "Балаковский автомобильный завод"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области
Третье лицо: УФНС по Саратовской области, УФНС РФ Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2011/12
25.01.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7719/10
26.07.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 2647/11
28.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2647/11
01.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2647/11
28.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-7719/2010