г. Владивосток |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А51-20331/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей А.С. Шевченко, Г.М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-1439/2012
на решение от 26.01.2012 года
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-20331/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "НТК" (ИНН 2536213558, ОГРН 1092536001326)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НТК" (далее заявитель, ООО "НТК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Владивостокской таможни (далее ответчик, таможенный орган) 7 374 рублей 74 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации (далее ГТД) N 10702030/121109/0032648за период с 10.08.2010 по 28.10.2010.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов своей жалобы, ссылаясь на ст. ст. 63, 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), указал, что Владивостокская таможня не является администратором доходов федерального бюджета и не обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В поступившем через канцелярию апелляционного суда отзыве на апелляционную жалобу общество, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению, сослалось на те обстоятельства, что Владивостокская таможня является надлежащим ответчиком по делу, поскольку являлась взыскателем спорных таможенных платежей и принимала решение о возврате таможенных платежей.
Извещенные в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителей в настоящее судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи чем суд, руководствуясь ч. 3 ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле. Заявлений, ходатайств до начала рассмотрения апелляционной жалобы в канцелярию суда не поступало.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
Частью 1 ст. 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции исследует обстоятельства, которые, будучи установленными вступившим в законную силу судебным актом, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего иска с участием тех же лиц (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 28.06.2010 по делу N А51-5584/2010 решение Владивостокской таможни от 25.01.2010 по таможенной стоимости товаров по ГТД N 10702030/121109/0032648, выразившееся в проставлении записи о принятии таможенной стоимости в графе "для отметок таможни" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2, признано незаконным.
На основании данного решения ООО "НТК" 08.07.2010 обратилось к Владивостокской таможне с письменным заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 434 158 рублей 48 копеек, уплаченных по платежным поручениям N 311 от 28.10.2009, N 435 от 16.11.2009, N 436 от 16.11.2009, по результатам рассмотрения которого таможенный орган письмом от 13.07.2010 N 25-26/21387 отказал обществу в возврате спорной суммы по причине того, что на дату подачи заявления о возврате денежных средств, решение арбитражного суда от 28.06.2010 не вступило в законную силу.
Таможенный орган 20.08.2010 письмом N 25-26/25590 сообщил декларанту, что в связи с возникшими проблемами в процессе установки программного обеспечения, возвратить излишне уплаченные таможенные платежи не представляется возможным, в связи с чем денежные средства, подлежащие возврату будут перечислены обществу после возобновления стабильной работы.
27.10.2010 таможенным органом принято решение N 4202 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, 29.10.2010 платежными поручениями N 979 (на сумму 9 411 рублей 68 копеек) и N 995 (на сумму 424 746 рублей 81 копейку) спорная сумма была зачислена на расчетный счет заявителя.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.11.2010 по делу N А51-14568/2010 действия Владивостокской таможни, выразившиеся в неосуществлении возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 434 158 рублей 48 копеек ООО "НТК" в период с 09.08.2010 по 28.10.2010 признаны незаконными.
Полагая, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможенным органом с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 355 Таможенного кодекса РФ, ООО "НТК" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании выплатить проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 10.08.2010 по 28.10.2010.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке ст. ст. 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 355 ТК РФ сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством, является излишне уплаченной.
Согласно ч. 2 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с ч. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. При этом, общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении срока возврата на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, приведенными выше нормами права предусмотрен предельный срок удовлетворения заявления, включая фактический возврат излишне уплаченных таможенных платежей, и нарушение установленного срока влечет начисление процентов за каждый день просрочки.
Как следует из материалов дела, в судебном порядке решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости и действия Владивостокской таможни, выразившиеся в неосуществлении возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 434 158 рублей 48 копеек, признаны незаконными.
С заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество обратилось в таможенный орган 08.07.2010, по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ N 607 от 25.05.2004, следовательно, предельный срок, в течение которого таможенным органом должно было быть рассмотрено заявление, принято решение и произведен фактический возврат, выпадает на 09.08.2010.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможенным органом только 29.10.2010 согласно представленным в дело платежным поручениям N 979 (на сумму 9 411 рублей 68 копеек) и N 995 (на сумму 424 746 рублей 81 копейку), то есть с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 355 ТК РФ.
Следовательно, требования ООО "НТК" о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 09.08.2010 по 28.10.2010 в сумме 7 374 рублей 74 копеек являются обоснованными.
Проверив расчет суммы заявленного требования, апелляционная коллегия приходит к выводу, что требования ООО "НТК" правомерно удовлетворены судом первой инстанции правомерно в полном объеме.
Довод таможенного органа о том, что Владивостокская таможня не является надлежащим ответчиком по данному делу, судом апелляционной инстанции коллегией отклоняется в силу следующего.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сборов осуществлялся в спорном периоде в соответствии со ст. 355 ТК РФ по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
В силу п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями - принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Главным администратором доходов федерального бюджета по таможенным платежам в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" является Федеральная таможенная служба.
Владивостокская таможня в силу Положения о Федеральной таможенной службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, и Приказа Федеральной таможенной службы от 12.01.2005 N 7, является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением.
Следовательно, именно на таможенном органе лежит обязанность принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, и направлять поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в установленном законом порядке.
Поскольку декларирование товара, заявленного в по ГТД N 10702030/121109/0032648, происходило во Владивостокской таможне и решение о корректировке таможенных платежей принималось ответчиком, то Владивостокская таможня как территориальный орган Федеральной таможенной службы, являющийся администратором поступлений в бюджет Российской Федерации, является надлежащим ответчиком по делу о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 года по делу N А51-20331/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможенным органом только 29.10.2010 согласно представленным в дело платежным поручениям N 979 (на сумму 9 411 рублей 68 копеек) и N 995 (на сумму 424 746 рублей 81 копейку), то есть с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 355 ТК РФ.
...
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сборов осуществлялся в спорном периоде в соответствии со ст. 355 ТК РФ по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
В силу п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями - принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Главным администратором доходов федерального бюджета по таможенным платежам в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" является Федеральная таможенная служба.
Владивостокская таможня в силу Положения о Федеральной таможенной службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, и Приказа Федеральной таможенной службы от 12.01.2005 N 7, является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением."
Номер дела в первой инстанции: А51-20331/2011
Истец: ООО "НТК!, ООО "НТК"
Ответчик: Владивостокская таможня