Москва |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А40-101990/11-107-434 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей С.Н. Крекотнева, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 5 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2012
по делу N А40-101990/11-107-434, принятое судьей М.В. Лариным,
по заявлению ФГОУ ВПО "Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого" Минобороны России (ОГРН 1027700508373; 109074, г. Москва, Китайгородский пр-д, д. 9)
к ИФНС России N 5 по г. Москве (ОГРН 1047705092380; 113184, г. Москва, ул. Ордынка М., 33, 1)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Жердев О.В. по дов. N б/н от 29.11.2011;
от заинтересованного лица - Горбунов Д.В. по дов. N 194 от 28.11.2011, Надирадзе Д.В. по дов. N 222 от 27.12.2011.
УСТАНОВИЛ:
ФГОУ ВПО "Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого" Минобороны России (далее - учреждение, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 5 по г. Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.06.2011 N 672 в части начисления и уплаты штрафа в размере 628 900 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.
Решением суда от 20.01.2012 г. заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения от 28.06.2011 N 672 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ и предложения уплатить штраф в размере 597 550 руб., как несоответствующего статьям 112, 114 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований отменить, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 05.04.2011 учреждение представило в инспекцию сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2010 год. По результатам проведенной проверки налоговым органом было обнаружено нарушение установленного пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срока представления сведений (не позднее 01.04.2011).
После установления инспекцией факта нарушения срока представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2010 год на основании статьи 101.4 НК РФ составлен акт обнаружения фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 06.06.2011 N 8318 (л.д. 56-57), налогоплательщик вызван на рассмотрение установленных нарушений уведомлением (л.д. 55). Акт обнаружения правонарушений и иные материалы были рассмотрены в отсутствие налогоплательщика, по итогам рассмотрения вынесено решение от 28.06.2011 N 672 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (л.д. 23-24), которым учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за нарушение сроков представления 3 145 справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2010 год в виде штрафа в размере 629 000 руб. (по 200 руб. за каждый документ).
Основанием для привлечения к ответственности послужили следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 24 и пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам - налогоплательщикам, признаются для целей налогообложения НДФЛ налоговыми агентами, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщиков (физических лиц - получателей дохода) и перечислить в соответствующий бюджет сумму НДФЛ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты (российские организации и индивидуальные предприниматели) ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов (пункт 1). Налоговые агенты в силу пункта 2 настоящей статьи обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ утверждены формы и форматы сведений о доходах физических лиц и порядок их заполнения, согласно которым Сведения о доходах физических лиц представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20_ год" по каждому физическому лицу, получившему доходы от данного налогового агента.
Порядок предоставления налоговыми агентами в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в настоящее время установлен Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ (ранее действовал Приказ МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583), согласно которому сведения на электронных носителях представляются в налоговый орган налоговыми агентами лично, через представителя, либо направляются в виде почтового отправления с описью вложения, в виде файла (файлов) утвержденного формата Сведений в электронном виде за соответствующий налоговый период на дискетах 3,5, дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти, с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц за 20__ год на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.
Следовательно, исходя из положений статьи 230 НК РФ и принятых в исполнение данной нормы Приказов ФНС России, утвердивших форму, формат и порядок предоставления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц, указанные сведения предоставляются на каждого физического лица - получателя дохода в виде справки по форме 2-НДФЛ на электронном носителе (дискете и др.), к которому прилагается сопроводительный реестр, поэтому под обязательным для представления документом (сведениями о доходах) понимается именно справка о доходах каждого физического лица по форме 2-НДФЛ за соответствующий год, а не сопроводительный реестр, который содержит всего лишь опись всех переданных в налоговый орган справок.
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговыми агентами в налоговые органы сведений и/или документов, предусмотренных НК РФ (в данном случае - справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ) установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ и предусматривает штраф в размере 200 рублей за каждый не представленный или несвоевременно представленный документ.
Поскольку статьей 230 НК РФ предусмотрено предоставление сведений о доходах физических лиц в виде справки по форме 2-НДФЛ на каждое физическое лицо, то каждая справка и будет являться соответствующим документов, обязательным к представлению в соответствии с НК РФ, поэтому штраф предусмотренный статьей 126 НК РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений по статье 230 НК РФ будет считаться как 200 руб. за каждую не представленную или несвоевременно представленную справку о доходах каждого физического лица по форме 2-НДФЛ за соответствующий год.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что учреждение ранее было привлечено к административной ответственности и по отношению к совершенному им правонарушению не могли быть применены смягчающие обстоятельства.
Указанный довод отклоняется в связи со следующим.
Налогоплательщик в нарушение пункта 2 статьи 230 НК РФ предоставил в инспекцию справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2010 год на 3 145 работников 5 апреля 2011 года, то есть с нарушением установленного законом срока на 2 рабочих дня (реестры - л.д. 42-49).
Так, суд первой инстанции установил, что налоговый орган правомерно привлек учреждение к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ на 3 145 работников за 2010 год в виде штрафа в размере по 200 руб. за каждую несвоевременно представленную справку.
Между тем, пунктом 1 статьи 112 НК РФ установлены обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, к которым относятся, в том числе и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (подпункт 3). Указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ смягчающие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 НК РФ).
Налоговая санкция на основании статьи 114 НК РФ является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза, по сравнению с размером, установленном соответствующей статьей НК РФ.
У налогового органа были основания применить следующие смягчающие обстоятельства: 1) несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения.
Академия представила в налоговый орган 3145 документов. Представленный объем документов был значительный, а пропуск срока составил 5 дней. Объем документов был настолько велик, что инспекцией прием документов проводился в четыре этапа и был завершен только 18 апреля 2011 года (протоколы о принятии сведений N N 13224, 12429, 13623, 12783). Подготовка, изготовление и заверение документов занимает значительно больше времени, чем формальный прием документов.
Академия представила надлежащим образом оформленные документы. Непредставление документов не повлекло каких-либо значимых нарушений неблагоприятных экономических последствий для бюджета, размер санкции за которые должен составлять 629 000 руб. Между тем, размер штрафа не соответствует причиненному вреду интересам государства.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, налоговым органом не представлено. Кроме того, доказательств того, что исполнение академией обязанности с незначительной просрочкой повлекло негативные последствия, в частности привело к причинению ущерба государству или третьим лицам, суду не представлено.
2) допущенное налоговое нарушение носит формальный характер.
Налоги в соответствии с представленными документами были выплачены в полном объеме. Налоги на доходы физических лиц, работающих в академии, были правильно исчислены и своевременно переведены в бюджет. Нарушение срока представления не наносит существенного и необратимого вреда интересам государства и обществу. Инспекция не отрицает перечисление налогов в полном размере.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. В абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и постановления Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Кроме того, необходимо отметить, что право суда на снижение размера подлежащей взысканию налоговой санкции не ограничено и максимальным пределом.
В связи с изложенным, суд первой инстанции, с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств и непринятия их инспекцией при вынесения решения и установления размера налоговой санкции, обоснованно пришел к выводу о том, что размер штрафа должен быть уменьшен в 20 раз и составить 31 450 руб.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2012 по делу N А40-101990/11-107-434 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налогоплательщик в нарушение пункта 2 статьи 230 НК РФ предоставил в инспекцию справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2010 год на 3 145 работников 5 апреля 2011 года, то есть с нарушением установленного законом срока на 2 рабочих дня (реестры - л.д. 42-49).
Так, суд первой инстанции установил, что налоговый орган правомерно привлек учреждение к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ на 3 145 работников за 2010 год в виде штрафа в размере по 200 руб. за каждую несвоевременно представленную справку.
Между тем, пунктом 1 статьи 112 НК РФ установлены обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, к которым относятся, в том числе и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (подпункт 3). Указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ смягчающие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 НК РФ).
Налоговая санкция на основании статьи 114 НК РФ является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза, по сравнению с размером, установленном соответствующей статьей НК РФ.
...
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. В абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и постановления Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Кроме того, необходимо отметить, что право суда на снижение размера подлежащей взысканию налоговой санкции не ограничено и максимальным пределом."
Номер дела в первой инстанции: А40-101990/2011
Истец: ФГОУ ВПО "Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им.Петра Великого", ФГОУ ВПО "Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого" МО РФ
Ответчик: ИФНС России N 5 по г. Москве