г. Пермь |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А50-24119/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) (ОГРН 1045207821493, ИНН 5262130969) - Оборина Л.П., доверенность от 28.11.2011 N 81
от заинтересованного лица ОАО "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809) - Верещагина Е.М., доверенность от 28.12.2011
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ОАО "Пермская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2012 года
по делу N А50-24119/2011,
принятое судьей Мухитовой Е.М.
по заявлению Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта)
к ОАО "Пермская энергосбытовая компания"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении ОАО "Пермская энергосбытовая компания" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2012 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 19.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на то, что оно не может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, так как в данном случае субъектом ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортирования либо утилизации продукции является не общество, осуществляющее деятельность по купли-продаже электрической энергии, а сетевая организация (в Пермском крае это филиал ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго"), которая, в силу осуществляемой ею деятельности по передаче электрической энергии и эксплуатации электрических сетей обязана обеспечить передачу электрической энергии надлежащего качества.
Также заявитель жалобы указывает на то, что в связи с вступлением в законную силу с 19.01.2012 Федерального закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ", которым ч. 1 ст. 19.19 изложена в новой редакции, административная ответственность за деяние, которое вменено обществу, отменена.
Управление на апелляционную жалобу представило письменный отзыв, в котором выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления - доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 3470 от 25.10.2011 Управлением в период с 01.11.2011 по 24.11.2011 проведена внеплановая проверка общества за соблюдением им обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов при передаче электрической энергии.
Проверка проведена на основании обращения гражданки Серединой Л.Г. от 27.09.2011, с которой ОАО "Пермская энергосбытовая компания" заключен договор купли-продажи для бытовых нужд N 61001868096 от 28.09.2010.
Управлением совместно с аккредитованной испытательной лабораторией электрической энергии ФБУ "Удмуртский ЦСМ" и ОАО "Пермская сбытовая компания" в пункте по адресу г. Пермь, Свердловский район, пос. Новобродовский, ул. Ясеневая, 54 проведена проверка соответствия показателей качества поставляемой обществом электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместность технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", произведен отбор образцов электроэнергии.
Образцы направлены в аккредитованную испытательной лабораторией электрической энергии ФБУ "Удмуртский ЦСМ".
Результаты испытаний оформлены протоколом испытаний электрической энергии N ПМТУ/НН/11.11/262/1 от 14.11.2011, в котором на третьей странице сделан вывод о том, что показатели качества электрической энергии не соответствуют требованиям ГОСТ 13109-97 (л.д. 21).
По результатам проверки Управлением составлен акт N 262 от 24.11.2011 (л.д.10-13).
По факту выявленных нарушений Управлением 24.11.2011 в отношении ОАО "ПЭК" составлен протокол N 262-Ю-с об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ.
При составлении протокола присутствовала Неволина Е.М. представитель ОАО "ПЭК" по доверенности 27.12.2010, которая с процессуальными правами ознакомлена, копию протокола получила, о чем свидетельствуют подписи в соответствующих разделах протокола (л.д.6-8).
На основании ст. 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, и принятия решения судом первой инстанции) нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из содержания ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530, установлено, что качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Согласно п. 15 раздела II Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана, в частности, обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Из содержания, имеющегося в материалах дела договора купли-продажи для бытовых нужд N 61001868096 от 28.09.2010 следует, что общество, выступая в качестве гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии и по отношению к потребителям является энергосбытовой организацией, получающей электроэнергию от сетевой организации филиала ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго" (л.д. 25).
Согласно п. 4.1. договора купли-продажи для бытовых нужд N 61001868096 от 28.09.2010 общество несет ответственность за соответствие качества подаваемой потребителю электрической энергии требованиям ГОСТ, а также за непрерывность подачи электроэнергии только до границы балансовой принадлежности электрических сетей и (или) иного электрооборудования сетевой организации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что показатели качества электроэнергии, передаваемой обществом, не соответствовали требованиям ГОСТ 13109-97.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в нарушении последним обязательных требований, установленных техническими регламентами, при реализации (поставке, продаже) электроэнергии, в ненадлежащем контроле за качеством передаваемой электрической энергии.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия показателей качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, материалы дела не содержат, суду такие доказательства не представлены (ст. 65 ПК РФ).
Доводы общества о том, что субъектом ответственности является сетевая организация, которой в Пермском крае является филиал ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу абз. 3 п. 1 ГОСТ 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.
Таким образом, реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТ 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Более того, согласно п. 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Пунктом 114 названных Правил предусмотрено, что в случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
В силу условий договора купли-продажи для бытовых нужд N 61001868096 от 28.09.2010, общество, выступая в качестве гарантирующего поставщика, по отношению к потребителям электрической энергии является энергосбытовой организацией, отвечающей перед потребителями услуг электрической энергии за непрерывность обеспечения их электрической энергии и ее качество. Общество как гарантирующий поставщик обязано отпускать электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов.
Приложением Е к ГОСТ 13109-97 Е2 - Е4 предусмотрен контроль качества электрической энергии энергоснабжающими организациями, его периодичность.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что доказательств, подтверждающие принятие обществом каких-либо действий, направленных на осуществление контроля качества реализуемой им электрической энергии, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Довод общества о том, что в связи с вступлением в законную силу с 19.01.2012 Федерального закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ", которым ч. 1 ст. 19.19 изложена в новой редакции, административная ответственность за деяние, которое вменено обществу, отменена, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку и Управлением, и судом первой инстанции при оглашении решения о привлечении общества к административной ответственности 18.01.2012, применена редакция ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ, действовавшая во время совершения административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ошибочно уплаченная обществом по платежному поручению N 928 от 18.03.2011 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2012 года по делу N А50-24119/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809) из доходов федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 (две тысячи) рублей по платежному поручению от 18.03.2011 N 928.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абз. 3 п. 1 ГОСТ 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.
Таким образом, реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТ 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Более того, согласно п. 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
...
Приложением Е к ГОСТ 13109-97 Е2 - Е4 предусмотрен контроль качества электрической энергии энергоснабжающими организациями, его периодичность.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что доказательств, подтверждающие принятие обществом каких-либо действий, направленных на осуществление контроля качества реализуемой им электрической энергии, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Довод общества о том, что в связи с вступлением в законную силу с 19.01.2012 Федерального закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ", которым ч. 1 ст. 19.19 изложена в новой редакции, административная ответственность за деяние, которое вменено обществу, отменена, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку и Управлением, и судом первой инстанции при оглашении решения о привлечении общества к административной ответственности 18.01.2012, применена редакция ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ, действовавшая во время совершения административного правонарушения."
Номер дела в первой инстанции: А50-24119/2011
Истец: Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта)
Ответчик: ОАО "Пермская энергосбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6920/12
24.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6920/12
16.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3620/12
29.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1755/12