город Омск |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А75-7968/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10677/2011) Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2011 по делу N А75-7968/2011 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Север" к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Медведевой С.С.,
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "МЕЛОН-транс", Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2011 об окончании исполнительного производства и возращении взыскателю исполнительного документа,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "Север" - Вагнер Э.П. (паспорт серия 5205 N 067232 выдан 02.11.2004, по доверенности б/н от 22.09.2011 сроком действия на три года);
от судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Медведевой С.С. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "МЕЛОН-транс" - не явился, нет доказательств надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Север" (далее - ООО "Компания "Север", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Медведевой С.С. (далее - судебный пристав-исполнитель Медведева С.С., заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2011 об окончании исполнительного производства N 4197/10/16/86 и возращении взыскателю исполнительного документа.
Определениями Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2011 и от 11.10.2011 по делу N А75-7968/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление), ООО "МЕЛОН-транс", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что судебный пристав-исполнитель не принял всех возможных мер к исполнению требований исполнительного документа, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционной суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы отмечает, что все предпринятые заинтересованным лицом действия соответствуют положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Заинтересованное лицо и третьи лица по настоящему делу, надлежащим образом извещённый в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 АПК РФ находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель ООО "Компания "Север" с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.08.2010 Арбитражным судом Омской области по делу N А46-5485/2010 выдан исполнительный лист серия АС N 001475547 на взыскание с ООО "Мелон-траснс" (должник) в пользу ООО "Компания "Север" (взыскатель) денежных средств в общей сумме 465 552 руб. 38 коп.
09.11.2010 на основании указанного исполнительного документа по заявлению взыскателя судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Медедевой С.С. возбуждено исполнительное производство N 86/16/21779/101/2010, которое постановлением от 18.11.2010 было объединено в сводное исполнительное производство N4197/10/16/86-СД.
12.08.2010 по результатам исполнительного производства судебный пристав-исполнитель Медведева С.С. составила акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, указав на невозможность установить имущество должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.
12.08.2011 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 4197/10/16/86-СД в связи с невозможностью исполнения и исполнительный документ возвращен взыскателю.
Полагая, что вышеупомянутое постановление нарушает права и законные интересы ООО "Компания "Север", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
11.11.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Указанные положения применяется в совокупности с требованиями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в качестве основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом исполнителем указаны подпункт 3 пункта 1, пункт 3 статьи 46, подпункт 3 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю.
В указанном случае судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, и выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Закона, исполнительное производство судебным приставом-исполнителем оканчивается.
На основании пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Таким образом, исполнительное производство может быть окончено по причине отсутствия у должника имущества и принятия судебным приставом-исполнителем всех мер, направленных на исполнение исполнительного документа.
Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции учитывает, что Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решением от 24.06.2011 по делу N А75-11921/2010 взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Компью Текс" в пользу ООО "Мелон-транс" 15 762 436 руб. задолженности.
Изложенное свидетельствует о наличии у должника в период ведения исполнительного производства N 4197/10/16/86-СД дебиторской задолженности.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, к которым в том числе относятся исполнительные листы.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, приведен в статье 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены также условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц и юридических лиц обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно пункту 3 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.
Статьей 76 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
Обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится, в том числе, при наличии согласия взыскателя - путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов (часть 1 пункта 2 статьи 76 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Однако доказательств принятия заинтересованным лицом мер к обращению взыскания на дебиторскую задолженность материалы в дела не содержат. Доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению как необоснованные.
В указанном случае у должника по состоянию на 24.06.2011 имелась дебиторская задолженность, между тем заинтересованное лицо 12.08.2011 вынесло постановление об окончании исполнительного производства N 4197/10/16/86 и возвращении исполнительного документа взыскателю, в нарушение норм действующего законодательства, и нарушило законные права заявителя на получение сумм задолженности.
Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, исследовав имеющиеся в материалах настоящего дела документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что судебный пристав-исполнитель не принял всех возможных мер к исполнению требований исполнительного документа, предусмотренных положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В связи с этим окончание исполнительного производства не соответствует положениям процитированных выше норм Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2011 по делу N А75-7968/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.
Статьей 76 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
Обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится, в том числе, при наличии согласия взыскателя - путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов (часть 1 пункта 2 статьи 76 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
...
Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, исследовав имеющиеся в материалах настоящего дела документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что судебный пристав-исполнитель не принял всех возможных мер к исполнению требований исполнительного документа, предусмотренных положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В связи с этим окончание исполнительного производства не соответствует положениям процитированных выше норм Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"."
Номер дела в первой инстанции: А75-7968/2011
Истец: ООО "Компания Север"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Советскому району УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Медведева С. С., Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Советскому району УФССП по ХМАО - Югре Медведева С. С,
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы N4 по ХМАО-Югре, ООО "МЕЛОН-транс", Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, УФССП по ХМАО
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2718/12
30.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10677/11
05.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10677/11
20.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10677/11
17.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10677/11
23.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10677/11