город Омск |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А46-9106/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1359/2012) общества с ограниченной ответственностью "Терминал" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2012 по делу N А46-9106/2011 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал" (ОГРН 1057200183149, ИНН 7206030717) в лице конкурсного управляющего Лясман Аглаи Эдуардовны к отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа г.Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Терминал" - Чертакова А.С. (по доверенности б/н от 31.01.2012 сроком действия на один год, выданной конкурсным управляющим Лясман А.Э., полномочия которого подтверждены определением Арбитражного суда Омской области от 07.09.2010 об утверждении конкурсным управляющим ООО "Терминал" Лясман А.Э.(том 1 л.д. 114-115));
от Отдела надзорной деятельности Ленинского административного округа г.Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - ООО "Терминал", Общество, заявитель) в лице конкурсного управляющего Лясман Аглаи Эдуардовны обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа г.Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Отдел, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 07.07.2011 N 516 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные исковые требований, просил:
- признать незаконным постановление от 07.07.2011 N 516 о признании ООО "Терминал" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отменить полностью постановление от 07.07.2011 N 516 о признании ООО "Терминал" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2012 по делу N А46-9106/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, ООО "Терминал" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ООО "Терминал" не было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении в отношении Общества был составлен административным округом в отсутствие законного представителя заявителя, надлежащим образом не уведомленного о дате и времени составления протокола.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Терминал" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2005, о чём Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении обществу основного государственного регистрационного номера 1057200183149 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 72 N 000563245).
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу N А46-6396/2010 ООО "Терминал" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощённой процедуре как ликвидируемого должника сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим утверждён Коротаев Эдуард Дмитриевич.
Определением от 07.07.2010 конкурсным управляющим заявителя утверждена Лясман Аглая Эдуардовна. Впоследствии срок конкурсного производства в отношении ООО "Терминал" был продлён до 01.04.2012 (судебный акты от 30.11.2010, 05.04.2011, от 05.08.2011 и от 12.12.2011).
На основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора Ленинского административного округа г.Омска по пожарному надзору Вербенко Д.А. от 17.06.2011 N 333 в отношении заявителя была проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Ленинского административного округа г.Омска, на предмет соблюдения обществом обязательных требований в области пожарной безопасности по адресу: город Омск, улица Серова, дом 19а. Основанием явилось заявление гражданина Лосева Б.Е. от 17.06.2011 (вход. N Г-148).
По результатам контрольных мероприятий должностными лицами Отдела был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 28.06.2011 N 333, в котором зафиксированы следующие нарушения:
- на выходе из здания в лестничных клетках установлено оборудование (банкоматы) и размещены торговые места;
- на пути эвакуации на высоте менее 2,2 м допускается размещение оборудования выступающего из плоскости стен (батарея);
- торговое оборудование (витрина с золотыми изделиями) препятствует свободному открыванию двери из лестничной клетки на пути эвакуации;
- лестничные клетки в здании не имеют выхода непосредственно на улицу;
- в служебной лестничной клетке проложен транзитный воздуховод от установки для приготовления кур-гриль, проложены транзитные электрические кабели;
- допущено загромождение служебной лестничной клетки;
- торговый зал "Книга-мир" не имеет естественного освещения или систему вытяжной противодымной вентиляции;
- отсутствуют перекрытия над торговым залом "Книга-мир" (проём закрыт подвесным потолком Армстронг);
- ширина проходов в торговом зале "Книга-мир" менее 1,4 м (фактически 1,14 м);
- на выходе из электрощитовой порог высотой более 0,05 м (фактически 13 см);
- помещение ломбарда размещено под лестничным маршем;
- эвакуационный выход из помещения ломбарда высотой менее 1,9 м и шириной менее 0,8 м (фактически 1,58 м х 0,66 м);
- прибор автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного дежурства, естественного освещения, искусственной вентиляции, и не защищён от несанкционированного доступа;
- автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре находится в нерабочем состоянии (на втором этаже частично оборваны соединительные линии, на первом этаже датчики в сработанном состоянии);
- не заключён договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализация и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в целом на всё здание;
- на пути эвакуации на втором этаже здания отделка стен и пола выполнена горючими материалами (пластиковые стеновые панели, ковралин);
- двери вентиляционной камеры не выполнены с пределом огнестойкости EI 30;
- не установлены противопожарные клапаны в местах пересечения воздуховодами перегородки вентиляционной камеры;
- ширина эвакуационного прохода в коридоре второго этажа при одностороннем открывании дверей служебных помещений менее 1 метра;
- двери лестничных клеток на втором этаже открываются не по направлению эвакуации из помещения второго этажа;
- двери лестничных клеток не имеют устройств для самозакрывания и уплотнения в притворах;
- предел огнестойкости стены в лестничной клетке, в которой установлены банкоматы, менее REI 90 (имеется проём в смежное помещение);
- в пределах марша лестницы (слева от центрального входа) ступени выполнены различной высоты;
- выходы на кровлю выполнены не через противопожарные люки (лестничные клетки слева от центрального входа и та, где расположены банкоматы);
- под лестничным маршем в лестничной клетке (слева от центрального входа) выгорожено помещение для банкомата;
- на пути эвакуации из цокольного (подвального) этажа допущено устройство забежных ступеней;
- ширина эвакуационного выхода из подвала менее 1 м (по факту 75 см);
- перепад высот пола на пути эвакуации из подвала устранён при помощи двух ступеней (необходимо не менее трёх или пандус с уклоном 1:6);
- на приямках окон подвала установлены глухие металлические решётки;
- высота пути эвакуации из помещения теплового узла менее двух метров;
- в помещении подвального этажа допущено складирование горючих материалов (теплоузла);
- вход в подвальный этаж выполнен по металлическому маршу (у теплоузла);
- на прилегающей территории производится складирование горючих (строительных) материалов;
- размещены временные строения на расстоянии менее 15 метров от здания;
- на пути эвакуации в коридор установлен турникет с шириной прохода менее 1 метра ("Книга-мир");
- ширина выхода из торгового зала (отдел нижнего белья) менее 0,8 м (по факту 0,56 метра);
- нет доступа к пожарному крану (установлен отдел по торговле сотовыми телефонами);
- помещение охраны расположено на пути эвакуации со второго этажа по лестничной клетке;
- в лестничной клетке (у помещения охраны) высота эвакуационного прохода менее 2 м ( по факту 1,97 м);
- ширина марша лестницы менее 1,2 м (по факту 1,05 м), площадка меньше ширины марша лестницы (по факту 1,02 м);
- в пределах марша допускаются ступени различной высоты (у помещения охраны);
- выход на кровлю не через противопожарную дверь 2-го типа (фактически деревянная) размерами не менее 0,75 x 1,5 м (фактически - 0,86 м х 1,16 м);
- отделка маршей служебной лестницы на пути эвакуации выполнена по горючему каркасу;
- в электрощитовой оборудовано рабочее место и складируются горючие материалы.
По результатам проверки заместителем главного государственного инспектора Ленинского административного округа г.Омска по пожарному надзору Сергиенко А.Е. в рамках полномочий, предоставленных должностному лицу частью 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 28.06.2011 в отношении ООО "Терминал" составлены протоколы об административном правонарушении N 516, 517 и 518.
В данных протоколах зафиксирован факт нарушения заявителем требований пунктов 3, 22, 24, 40, 52, 53, 60, 96, 98 и 164 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313; пунктов 5.14, 5.18, 6.16, 6.25, 6.26, 6.27, 6.28, 6.30, 6.32, 6.34 и 8.4 Строительных норм и правил Российской Федерации "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введённых в действие Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7; пунктов 12.48, 12.55 Норм пожарной безопасности "НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утверждённых Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел от 04.06.2001 N 31; пунктов 5.8, 5.9, 5.22 Строительных норм и правил Российской Федерации "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения", утверждённых Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2009 N 390; пункта 5.1 Свода правил "СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*", утверждённых Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 783; пунктов 7.11.13, 8.2 Строительных норм и правил Российской Федерации "СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятых и введённых в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26.06.2003 N 115.
07.07.2011 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 516, которым ООО "Терминал" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО "Терминал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Арбитражным судом Омской области принято решение от 17.01.2012 по делу N А46-9106/2011, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. По смыслу части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные сроки исчисляются в рабочих днях.
Оспариваемое постановление вынесено 07.07.2011, его копия была получена в этот же день представителем общества - Назаровым Сергеем Константиновичем. Данный факт заявителем не оспаривается.
С настоящим заявлением ООО "Терминал" обратилось 20.07.2011, о чём свидетельствует штамп Арбитражного суда Омской области.
С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что за защитой своего права заявитель обратился в рамках установленного на обжалование решения административного органа о привлечении к административной ответственности срока.
В соответствии со статьёй 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.4 означенного кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, подпунктом 2 пункта 3 которого предусмотрено, что к органам государственного пожарного надзора относятся, помимо прочего, структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени таких органов вправе, в том числе, главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители (пункт 3 части 2 статьи23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено правомочным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
По смыслу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, заинтересованным лицом соблюдён установленный действующим законодательством Российской Федерации срок.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" установлен перечень требований пожарной безопасности обязательный для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В ходе проверки были выявлены нарушения следующих требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений (пункт 22).
Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен. Отдельные блок-контейнерные здания допускается располагать группами не более 10 в группе и площадью не более 800 м2. Расстояние между группами этих зданий и от них до других строений, торговых киосков и т.п. следует принимать не менее 15 м (пункт 24).
В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. (Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно); загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; оставлять неубранным промасленный обтирочный материал; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла (пункт 40).
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (пункт 52).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг (пункт 53).
При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы (пункт 60).
Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования (пункт 96).
Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах (пункт 98).
Вещевые рынки, организованные по разрешению местных органов власти в установленном порядке на открытых площадках или в зданиях (сооружениях), должны отвечать следующим требованиям пожарной безопасности: торговое оборудование должно располагаться с учетом обеспечения свободных проходов шириной не менее 2 м вдоль рядов к эвакуационным выходам; через каждые 30 м торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 м; не разрешается торговать в лестничных клетках, холлах и коридорах; размещение рынка в зданиях (сооружениях) не должно повышать их пожарную опасность и нарушать установленные для этих зданий (сооружений) требования пожарной безопасности (пункт 164).
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 предусмотрено, что наряду с указанными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.
Так, Строительными нормами и правилами Российской Федерации "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введённых в действие Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, были установлены требования к противопожарным преградам в зависимости от огнестойкости их ограждающей части, заполнениям проёмов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы), тамбур-шлюзам, предусматриваемым в проёмах противопожарных преград (пункт 5.14), к степеням огнестойкости зданий и пожарных отсеков (пункт 5.18), к высоте эвакуационных выходов в свету, ширине наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль (пункт 6.16), к материалам для отделки стен, пола, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, вестибюлях, холлах и фойе, лестничных клетках, лифтовых холлах (пункт 6.25), высоте и ширине горизонтальных участков путей эвакуации в свету (пункт 6.27).
В коридорах, по общему правилу, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку (пункт 6.26).
В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки (пункт 6.28).
Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см. Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1. Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел. - до 12 см. Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже RЕI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов. Лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках (пункт 6.30).
В лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и электропроводку для освещения помещений. В объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны. Под маршами первого, цокольного или подвального этажа допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств. В незадымляемых лестничных клетках допускается предусматривать только приборы отопления (пункт 6.32).
Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу. Лестничные клетки типа Н1 должны иметь выход только непосредственно наружу (пункт 6.34).
В чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Фз и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам (пункт 8.4).
Требования к приёмно-контрольным пожарным приборам и пожарным приборам управления, а также аппаратуре и её размещению содержатся в Нормах пожарной безопасности "НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утверждённых Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел от 04.06.2001 N 31.
Приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа (пункт 12.48).
Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: площадь, как правило, не менее 15 м2; температура воздуха в пределах 18 - 25 °С при относительной влажности не более 80%; наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать СНиП 23.05-95; освещённость помещений: при естественном освещении - не менее 100 лк; от люминесцентных ламп - не менее 150 лк; от ламп накаливания - не менее 100 лк; при аварийном освещении - не менее 50 лк; наличие естественной или искусственной вентиляции согласно СНиП 2.04.05-91; наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта. В данных помещениях не должны устанавливаться аккумуляторные батареи резервного питания кроме герметизированных (пункт 12.55).
Ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м: 1,35 - для лестниц зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 100 человек, а также для зданий клубов, кинотеатров и лечебных учреждений независимо от числа мест; 1,2 - для лестниц остальных зданий, а также в зданиях кинотеатров, клубов, ведущих в помещения, не связанные с пребыванием в них зрителей и посетителей, и в зданиях лечебных учреждений, ведущих в помещения, не предназначенные для пребывания или посещения больных; 0,9 - для лестниц, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 человек. Ширина лестничных маршей в корпусах учебном, учебно-лабораторном и лекционно-аудиторном высших учебных заведений должна быть не менее 1,5 м. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша. Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м. При установке на лестничных площадках радиаторов отопления на любой высоте должны обеспечиваться нормативные ширина и высота прохода (пункт 5.8 Строительных норм и правил Российской Федерации "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения", утверждённых Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2009 N 390).
Пунктом 5.9 определено, что в полу на путях движения не допускаются перепады высотой менее трех ступеней (при высоте ступеней не менее 0,12 м) и пороги выше 0,05 м. На перепадах меньшей высоты следует предусматривать пандус с уклоном, который не должен превышать 1:6.
Требования к ширине основных эвакуационных проходов в торговом зале установлены пунктом 5.22 указанных Строительных норм и правил.
Согласно пункту 5.1. Свода правил "СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*", утверждённых Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 783, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения, которые определены соответствующими сводами правил на проектирование зданий и сооружений, нормативными документами по строительному проектированию зданий и сооружений отдельных отраслей промышленности, утвержденными в установленном порядке, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 7.11.13. Строительных норм и правил Российской Федерации "СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятых и введённых в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26.06.2003 N 115, противопожарные клапаны, устанавливаемые в отверстиях и в воздуховодах, пересекающих противопожарные преграды, следует предусматривать с учетом требований 12.4 с установленными пределами огнестойкости. Пожарно-технические характеристики противопожарных клапанов всех типов должны соответствовать НПБ 241.
Данный нормативным актом также предусмотрены места оборудования системами вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (пункт 8.2). Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2: производственных категорий В1 - В3 или предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов.
Однако вышеперечисленные требования законодательства Российской Федерации заявителем соблюдены не были.
Данный факт ООО "Терминал" не оспаривается.
С учётом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган при вынесении оспариваемого постановления правомерно пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом совершённых ООО "Терминал" административных правонарушений выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами, направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнём и складывающихся в процессе обеспечения защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Объективная сторона выражается в нарушении или невыполнении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
С субъективной стороны правонарушения могут быть как умышленными, так и неосторожными.
При этом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для применения к ООО "Терминал" положений статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, по следующим основаниям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 приводимого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решён вопрос о социальной опасности деяния.
Объектом административного правонарушения, установленного в статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правоотношения, связанные с пожарной безопасностью.
Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", представляет собой состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1).
Правонарушение, вменяемое заявителю, является по своему составу формальным и угроза охраняемым общественным отношениям от данного правонарушения заключается не в наступлении определённых вредных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Кроме того, по данному конкретному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в том, что не имелось никаких препятствий для соблюдения законодательства в области пожарной безопасности.
Указанное правонарушение считается оконченными с момента невыполнения правил, установленных в области пожарной безопасности. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия - нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности.
Цель анализируемой статьи - обеспечение выполнения предписаний законодательства, направленных на реализацию права каждого на пожарную безопасность. Введение ответственности преследует задачу снижения пожароопасных ситуаций, вызывающих неблагоприятные последствия для человека, растительного и животного мира, а также наносящих ущерб материальным ценностям.
Порядок и процедура привлечения заявителя к административной ответственности Отделом соблюдены.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 3 приводимой нормы).
В случае нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений ответственность наступает по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу изложенного выше суд апелляционной инстанции приходит к выводу о непредставлении в материалы дела документов и доказательств, подтверждающих отсутствие вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех возможных мер для надлежащего выполнения правил пожарной безопасности.
Таким образом, суд считает, что Обществом не применена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством, что свидетельствует о виновности заинтересованного лица в совершении указанного правонарушения, выраженной в пренебрежительном отношении к правилам пожарной безопасности. Иного заявителем по делу не представлено.
По смыслу статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае административное наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения.
Таким образом, к ООО "Терминал" в силу изложенного не может быть применена мера ответственности в виде предупреждения. Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 07.07.2011 N 516 является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что органом пожарного надзора были допущены нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности, а именно, законный представитель Общества не был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции отклоняется, как опровергающийся материалами дела.
Действующим законодательством предусмотрена определенная процедура привлечения лица к административной ответственности, несоблюдение которой может являться основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В силу пункта 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (пункт 2 статьи 25.1 КоАП РФ).
27.06.2011 в адрес конкурсного управляющего ООО "Терминал" Лясман Аглаи Эдуардовны заказным письмом с уведомлением о вручении (номер почтового отправления 644121 39 079 36 5, л.д. 67) направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (от 23.06.2011 N 847-10-8-25, л.д. 68).
Согласно названному уведомлению заинтересованное лицо сообщало адресату о том, что проводилась внеплановая проверка в отношении собственника нежилого помещения ООО "Терминал" по адресу: г. Омск, ул. Серова, 19 А, в связи с чем Лясман Аглая Эдуардовна приглашается для составления протокола об административном правонарушении и документов по результата проверки.
В уведомлении содержалась информация о времени и месте составлении протокола, о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.
В обозначенное время (28.06.2011 в 12 часов 00 минут) законный представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола, не явился, защитника не направил, поэтому протокол составлен в его
Приведенные факты свидетельствуют о том, что заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае обществом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2012 по делу N А46-9106/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае административное наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения.
Таким образом, к ООО "Терминал" в силу изложенного не может быть применена мера ответственности в виде предупреждения. Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
В силу пункта 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (пункт 2 статьи 25.1 КоАП РФ).
...
В уведомлении содержалась информация о времени и месте составлении протокола, о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А46-9106/2011
Истец: Конкурсный управляющий ООО "ТЕРМИНАЛ" Лясман Аглая Эдуардовна, ООО "Терминал"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Территориальный отдел надзорной деятельности Ленинского АО г. Омска Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий Главного управления МЧС России по Омской области
Третье лицо: Куйбылевский районный суд города Омска