Кража имущества - двойная потеря
Хищение имущества - большая неприятность для любой организации. К сожалению, потери на этом не заканчиваются. Минфин в очередной раз удивил налогоплательщиков, выпустив в свет письмо от 14 августа 2007 г. N 03-07-15/120, в котором содержится разъяснение по поводу необходимости восстановления НДС по украденному имуществу.
Пакет документов
Если на предприятии произошла кража, следует соблюдать определенный алгоритм действий и правильно оформлять соответствующие документы, так как от этого зависит возможность списания убытков от хищения.
Предположим, что в организации произошла довольно крупная кража. После обнаружения неприятного факта необходимо написать заявление в органы внутренних дел. Оно послужит поводом для возбуждения уголовного дела. Сотрудники ОВД составят соответствующее постановление.
Следующим этапом действий будет проведение инвентаризации (п. 2 ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Ее результаты утверждаются приказом руководителя и отражаются в бухгалтерском учете в месяц ее окончания. По итогам этого мероприятия составляется акт на списание ценностей. Таким образом, пакет документов, "оформляющих" кражу, должен состоять из материалов по результатам инвентаризации; документов, свидетельствующих об обращении фирмы в милицию, а также решений органов внутренних дел (п. 31 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. N 119н).
В бухучете информацию о похищенных ценностях отражают записью по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетом учета готовой продукции или счетом 41 "Товары" в сумме фактических потерь. На счете 94 стоимость украденного имущества будет числиться до тех пор, пока не появится возможность ее списать - либо за счет лиц, виновных в краже, либо за счет финансовых результатов фирмы.
Преступник - на свободе, убытки - в расход
По закону виновник кражи должен полностью возместить сумму вреда, причиненного предприятию (ст. 1064 ГК). Но для этого преступника еще нужно найти. К сожалению, часто милиции не удается это сделать. В этом случае следователь выносит соответствующее постановление, копия которого направляется прокурору. Предприятию также следует взять этот документ. На его основании фирма будет учитывать убытки от хищения. Их суммы списывают на финансовые результаты организации (подп. б п. 3 ст. 12 закона N 129-ФЗ).
В бухучете они относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99), а в налоговом учете - к внереализационным (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК). Минфин в письме от 19 марта 2007 г. N 03-03-06/1/159 напомнил, что списать убытки от хищения в целях налогообложения прибыли фирма может только в случае отсутствия виновных лиц и если факт их отсутствия документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Учитывать суммы убытков нужно в налоговом периоде, в котором было вынесено постановление о приостановлении уголовного дела (письмо Минфина от 2 мая 2006 г. N 03-03-04/1/412).
Искать несостоятельного виновника невыгодно
Предположим, что преступник найден. Состоялся суд. Для того чтобы фирма получила возмещение, судья направляет копию обвинительного приговора в службу судебных приставов. Но часто виновник не в состоянии возместить ущерб. Тогда судебный пристав выносит решение о невозможности взыскания долга и составляет постановление об окончании исполнительного производства. По сути, возникает безнадежный долг.
В бухучете фирма списывает фактическую сумму себестоимости украденного имущества в состав прочих расходов (п. 11, 14.3 ПБУ 10/99). После этого в течение 5 лет данная сумма учитывается на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".
А вот в целях налогообложения прибыли Минфин не разрешает учитывать сумму убытков от хищения, которую не удалось взыскать с пойманного преступника (письмо Минфина от 26 июля 2006 г. N 03-03-04/4/132). Таким образом, ситуация, когда виновник найден, но не может возместить ущерб, для организации самая невыгодная. И убытки списать нельзя, и возмещение получить не удается.
Теперь рассмотрим довольно редкий случай: когда и виновник найден, и ущерб возмещен. Обвинительный приговор суда вступает в законную силу и на его основании в учете отражается задолженность виновников по возмещению ущерба. Суммы, которые поступают в качестве возмещения, относятся к прочим доходам (п. 7, 10.2 ПБУ 9/99). Признавать их следует по мере фактического поступления от виновника. В целях налогообложения прибыли суммы возмещения убытков от кражи включаются в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК).
Кража = реализация?
Возникает вопрос: как при отражении факта хищения поступить с НДС? Минфин в письме от 14 августа 2007 г. N 03-07-15/120 высказал довольно парадоксальную позицию. По мнению финансистов, если преступника удалось поймать, то можно считать, что украденное имущество перешло в его собственность. То есть произошла реализация. Следовательно, нужно начислить НДС по похищенным ценностям. Чиновники также указали, что в случае, если виновников найти не удалось, фирме придется восстановить принятый ранее к вычету НДС по украденным ценностям. Это следует сделать в периоде, в котором похищенные ценности списываются с учета.
Минфин считает, что необходимо восстанавливать НДС, уплаченный по материалам, работам (услугам), использованным для изготовления украденной продукции (письмо от 18 ноября 2005 г. N 03-04-11/308). Впрочем, у предприятий есть шанс отстоять свою позицию в суде. Арбитры в данном случае на стороне компаний. По их мнению, фирмы не обязаны восстанавливать НДС, включая в расходы суммы убытков от кражи (постановление ФАС Московского округа от 18 февраля 2004 г. N КА-А40/693-04).
Е. Камалова
"Московский бухгалтер", N 18, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007