г. Красноярск |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А74-4198/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Саяны"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 10 января 2012 года по делу N А74-4198/2011, принятое судьей Бова Л.В.,
при организации судебного заседания судьей Арбитражного суда Республики Хакасия Ципляковым В.В., с участием секретаря судебного заседания Арбитражного суда Республики Хакасия Загидуллиной А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей, находящихся Арбитражном суде Республики Хакасия:
открытого акционерного общества "Саяны" - Смышляева А.В., на основании доверенности от 21.03.2012;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Пановой Т.В., на основании доверенности от 17.01.2012 N 05-149,
установил:
открытое акционерное общество "Саяны" (далее - заявитель, ОАО "Саяны", ОГРН 1021900534743, ИНН 1901003785) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - УФАС по РХ, административный орган, ответчик) от 01.11.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 16-Т-11-АП.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 января 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, открытое акционерное общество "Саяны" обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение по делу об удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- обязанность по раскрытию информации путем ее предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц является одним из вариантов поведения субъекта по раскрытию информации;
- ответственность за нарушение положений пункта 3(1) Стандартов раскрытия информации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена;
- ни административный орган, ни суд первой инстанции необоснованно не применили малозначительность (не оценили характер совершенного правонарушения, отсутствие наступивших последствий, в том числе в виде причинения какого-либо вреда государственным и общественным интересам, не приняли во внимание факт выполнения обществом обязанности по раскрытию информации); взыскание штрафа в данном случае носит неоправданно карательный характер, данная сумма для общества является существенной, может повлечь негативные последствия для общества.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель административного органа в судебном заседании апелляционную жалобу не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес УФАС по РХ поступила информация открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице Хакасского филиала, изложенная в письме от 19.08.2011 N 1.7/01-3375 (л.д. 42), о нарушении ОАО "Саяны" установленного стандартами раскрытия информации порядка предоставления по запросам заинтересованных лиц информации, раскрываемой субъектами розничных рынков электрической энергии.
На основании приказа от 31.08.2011 N 214 УФАС по РХ проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению ОАО "Саяны" требований, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования естественных монополий, в частности требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации).
Для достижения целей и задач проведения проверки УФАС по РХ 01.09.2011 в адрес ОАО "Саяны" направлен запрос N 05-3021 о представлении в срок до 19.09.2011 документов и информации о деятельности проверяемого лица, касающейся исполнения им обязанности раскрытия информации, в том числе в части раскрытия информации в официальных печатных изданиях, на официальном сайте общества, по письменным запросам заинтересованных лиц.
В ходе проведения проверки УФАС по РХ получена информация от ОАО "Саяны", согласно которой общество не раскрывало информацию, предусмотренную Стандартами раскрытия информации, путем опубликования на официальном сайте (в настоящее время официальный сайт для размещения информации находится в стадии разработки - письмо от 19.09.2011 N 79 - л.д. 48-49). ОАО "Саяны" к ответу на запрос антимонопольного органа приложены копии документов, содержащих часть информации, подлежащей опубликованию в соответствии со Стандартами раскрытия информации. Фактов опубликования обществом указанной информации в официальных печатных изданиях в 2010, 2011 годах не установлено (в ответе ОАО "Саяны" отсутствует информация об опубликовании раскрываемой информации в официальных печатных изданиях).
21.09.2011 должностными лицами УФАС по РХ составлен акт проверки N 17-Т (л.д. 54-55), в котором зафиксирован факт неисполнения ОАО "Саяны" обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации. Копия акта проверки вручена представителю ОАО "Саяны" 03.10.2011, что подтверждается почтовым уведомлением N 61256 (л.д. 57).
Усмотрев в действиях ОАО "Саяны" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом в отношении ОАО "Саяны" составлен протокол об административном правонарушении от 18.10.2011 N 16-Т-11-АП (л.д. 83-86).
20.10.2011 УФАС по РХ проведен осмотр Интернет-сайтов, по результатам которого установлен факт отсутствия информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, о чем составлен соответствующий акт (л.д. 90-93).
27.10.2011 в адрес УФАС по РХ поступили объяснения ОАО "Саяны" (письмо от 26.10.2011 N 95 - л.д. 111-113), согласно которым, раскрытие соответствующей информации осуществляется обществом путем ее предоставления по запросам заинтересованных лиц, кроме того дополнительно информация размещается на официальном сайте ОАО "Саяны", разработка которого в настоящее время завершена.
28.10.2011 УФАС по РХ проведен осмотр Интернет-сайтов, по результатам которого установлен факт частичной публикации информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, о чем составил соответствующий акт (л.д. 114-117).
Постановлением от 01.11 2011 по делу об административном правонарушении N 16-Т-11-АП ОАО "Саяны" привлечено к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей (л.д.11-25).
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным, ОАО "Саяны" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный орган доказал совершение обществом вменяемого административного правонарушения на основании следующего.
Согласно статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц установлена административная ответственность юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются, в том числе территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 03.02.2006 N 4 утвержден реестр энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в соответствии с которым в перечень организаций, осуществляющих поставку электрической энергии и оказывающих услуги по ее передаче и распределению, включаемых в реестр энергоснабжающих организаций Республики Хакасия в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, включено ОАО "Саяны".
В соответствии с пунктом 4.14 раздела 8 Устава ОАО "Саяны" оказание услуг по передаче электрической энергии является одним из основных видов деятельности общества.
Таким образом, ОАО "Саяны" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и субъектом розничного рынка электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, устанавливающие требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
В силу пункта 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В соответствии с пунктом 3(1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
Согласно пункту 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, в том числе раскрывают следующую информацию: годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
В силу пунктов 10 и 10 (1) Стандартов раскрытия информации годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня; информация о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) подлежит раскрытию на официальных сайтах территориальных сетевых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля.
В пункте 11 Стандартов раскрытия информации установлен перечень информации, подлежащей размещению сетевой организацией в открытом доступе в официальном печатном издании и на своем официальном сайте в сети Интернет.
Пунктом 12 Стандартов раскрытия информации определено, что информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 данных Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте территориальной сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта; информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 - ежеквартально; информация, указанная в абзаце семнадцатом подпункта "б" пункта 11 - по мере обновления, но не реже одного раза в месяц; информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 - ежегодно, до 1 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы; информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 - в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур.
Административным органом установлено, что на момент окончания проверки и составления протокола об административном правонарушении у общества отсутствовал официальный сайт для размещения информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации. Доказательств, подтверждающих факт опубликования обществом указанной информации в официальных печатных изданиях в 2010, 2011 годах, не представлено.
Довод заявителя о том, что раскрытие соответствующей информации осуществляется обществом путем ее предоставления по запросам заинтересованных лиц, правомерно отклонен судом первой инстанции, как основанный на ошибочном толковании правовых норм. Из буквального толкования приведенных выше положений Стандартов раскрытия информации следует, что определенная информация, предусмотренная в пункте 11 указанных Стандартов, раскрывается субъектами рынков электрической энергии только путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации. То есть вариативность поведения субъекта розничного рынка электроэнергии предполагается при определении источника опубликования в сети Интернет: сайт субъекта или официальный сайт, определённый Правительством Российской Федерации. Следовательно, иные способы раскрытия информации: в официальном печатном издании либо путем ее предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц в данном случае не применимы.
Довод ОАО "Саяны" об устранении выявленного нарушения путем размещения подлежащей раскрытию информации на вновь разработанном 26.10.2011 сайте правомерно отклонен административным органом по следующим основаниям.
Согласно акту осмотра от 28.10.2011 интернет-сайта по адресу http://www.oaosavany.ru. на указанном сайте общества отсутствует следующая информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации за 2010 год и 2011 год:
1. сведения, подлежащие опубликованию на официальном сайте сетевой организации ежегодно до 1 марта:
- о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование, включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
- об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о затратах на оплату потерь, в том числе:
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
о техническом состоянии сетей, в том числе:
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению.
2. информация, подлежащая опубликованию на официальном сайте сетевой организации ежеквартально:
- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
- о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше.
3. информация, подлежащая опубликованию на официальном сайте сетевой организации по мере обновления, но не реже одного раза в месяц:
- о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация).
4. информация, подлежащая опубликованию на официальном сайте сетевой организации ежемесячно:
- о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям поисетевой компании с указанием количества:
- поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
-заключенных договоров об осуществлении технологическою присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности.
5. информация, подлежащая опубликованию на официальном сайте сетевой организации ежегодно, до 1 марта:
- об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
- об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:
отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвесщщий в целом по объекту и за рассматриваемый
календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год);
- о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.
Таким образом, в нарушение установленных требований заявителем допущены нарушения в части обязанности раскрытия информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии, допущено нарушение порядка, способов и сроков опубликования информации, установленных Стандартами раскрытия информации. Обществом в нарушение названных Стандартов не обеспечен доступ к информации, подлежащей раскрытию, неограниченного круга лиц независимо от целей получения такой информации.
На основании изложенного, административным органом доказано, что действия (бездействие) ОАО "Саяны" образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 16.1 указанного постановления (в редакции Постановления от 20.11.2008 N 60) Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Заявитель не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований, а также отсутствия возможности для их соблюдения.
Довод заявителя о том, что обществом предприняты все действия, направленные на раскрытие информации, опровергается материалами дела. Из писем самого заявителя от 19.09.2011 N 79, от 26.10.2011 N 95, и актов осмотра Интернет-сайтов от 20.10.2011 и 28.10.2011, следует, что соответствующая информация (не в полном объеме) опубликована обществом на официальном сайте после его создания в октябре 2011 года, то есть после составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах вина ОАО "Саяны" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.
На основании изложенного, административным органом доказан состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемого ОАО "Саяны".
Довод заявителя о том, что ответственность за нарушение положений пункта 3(1) Стандартов раскрытия информации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Довод заявителя о том, что допущенное административное правонарушение является малозначительным, изучен судом первой инстанции и отклонен. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
ОАО "Саяны" не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области энергетике. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Нарушение субъектом розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, а также в электронных средствах массовой информации, препятствует эффективному осуществлению контроля за экономической концентрацией на товарном рынке, следовательно, совершенное обществом деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям - установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области энергетики, на порядок государственного регулирования в области энергетики. О высокой степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Выявленные административным органом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение общества к установленным правовым требованиям и предписаниям.
При изложенных обстоятельствах, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере антимонопольного законодательства, допущенное заявителем административное правонарушение не является малозначительным.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении от 18.10.2011 N 16-Т-11-АП составлен, постановление от 01.11.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 16-Т-11-АП вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.
Административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, предусмотренная статьями 28.2, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы и учтены все обстоятельства дела (отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено). Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ОАО "Саяны" является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 января 2012 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ОАО "Саяны" - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 января 2012 года по делу N А74-4198/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение субъектом розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, а также в электронных средствах массовой информации, препятствует эффективному осуществлению контроля за экономической концентрацией на товарном рынке, следовательно, совершенное обществом деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям - установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области энергетики, на порядок государственного регулирования в области энергетики. О высокой степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
...
Судом первой инстанции правомерно установлено, что исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении от 18.10.2011 N 16-Т-11-АП составлен, постановление от 01.11.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 16-Т-11-АП вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.
Административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, предусмотренная статьями 28.2, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы и учтены все обстоятельства дела (отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено). Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Номер дела в первой инстанции: А74-4198/2011
Истец: ОАО "Саяны"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, Управление Федеральной антимонопольной службы по РХ