г. Москва |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А40-136055/11-92-1205 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хвощенко А.Р., |
|
судей Поташовой Ж.В., Гончарова В.Я. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прокофьевой С.Б.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 февраля 2012 года по делу N А40-136055/11-92-1205, судьи Уточкина И.Н.
по заявлению ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (ОГРН 5077746679907, г. Москва, ул. Нижегородская, д.32,стр.15)
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области
об оспаривании постановления от 26.07.2011 г. по делу об административном правонарушении N 10103000-92/2011 и решения от 15.11.2011 г. N 43-00-11/440Р;
при участии:
от заявителя - Завьялов И.А. по доверенности от 09.06.2011 N 18;
от ответчика (заинтересованного лица) - 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ХУАШЭН" Международные перевозки" (далее - ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 15.11.2011 N 43-00-11/440Р и постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее - ТУ Росфинандзора во Владимирской области) от 26.07.2011 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10103000-92/2011 по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 14.02.2012 Арбитражного суда города Москвы в удовлетворении заявленного требования ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" отказано, поскольку суд пришел к выводу о соблюдении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности наличии в его действиях вмененного ему в вину состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое судом решение и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению Общества, протокол о совершении административного правонарушения составлен неуполномоченным лицом. В апелляционной жалобе заявителем также приведены доводы о неприменении судом изменений, внесенных в статью 15.25 АПК РФ, смягчающих ответственность, и не привлечении ТУ Росфинандзора во Владимирской области к участию в настоящем деле в качестве ответчика.
ТУ Росфинандзора во Владимирской области представлено через канцелярию суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора своего представителя в судебное заседание не направила. Судом апелляционной инстанции ходатайство ТУ Росфинандзора во Владимирской области удовлетворено и с учетом того, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, определено, рассмотреть дело в отсутствие названных участников дела.
Представленные указанными участниками дела отзывы на апелляционную жалобу приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ, по апелляционной жалобе материалы дела, выслушав пояснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции находит необходимым отменить обжалуемый судебный акт в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" и Компанией "SICHUAN WEST SHOES INDUSTRY OPERATION Co., LTD" (Китай) 09.04.2010 заключен внешнеторговый контракт N H\027SWISIC на поставку обуви общей стоимостью 15 000 000 долларов США.
На основании указанного контракта Обществом в уполномоченном банке ООО "Первый Чешско-Российский Банк" 22.04.2010 оформлен паспорт сделки N 10040009/3291/0000/2/0, переоформленный 22.07.2010 в связи изменением условий данного контракта, в части его оплаты.
В рамках исполнения обязательств по названному контракту, ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" на территорию Российской Федерации ввезены товары на общую сумму 214399,68 долларов США, выпуск которых произведен Владимирской таможней по ГТД N 10103010/120810/0001971 и N 10103010/120810/0001975 - 13.08.10.
В ходе проведения Владимирской таможней контроля соблюдения ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" требований валютного законодательства, установлено нарушение Обществом предусмотренного п.2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" срока представления в банк формы учета и отчетности по названным валютным операциям.
По данным обстоятельствам Владимирской таможней в отношении ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" 16.06.2011 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и 11.07.2011 составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10103000-92/2011, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
ТУ Росфинандзора во Владимирской области 26.07.2011 года в отношении Общества вынесено оспоренное по настоящему делу постановление о привлечении последнего к административной ответственности. За совершение указанного правонарушения к ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" применено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Из оспоренного постановления следует, что ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" привлечено к ответственности за невыполнение обязанности по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям, проведенным 13.08.2010 по ГТД N 10103010/120810/0001971 и N 10103010/120810/0001975 в срок до 30.08.2010 года, поскольку Обществом указанная форма так и не была представлена в уполномоченный банк до 12.05.2011 (письмо т.2 л.д. 47). При этом в постановлении указано, что о выполнении указанной обязанности Обществом в таможенный орган представлены справки о подтверждающих документах: от 28.01.2011 по ГТД N 10103010/120810/0001971 с отметкой о представлении в уполномоченный банк - 14.02.2011 и от 24.01.2011 по ГТД N 10103010/120810/0001975 с отметкой о передаче в банк 11.02.2011.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N173-ФЗ предусмотрено, что Центральным Банком России также устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее Положение N 258-П) и Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета.
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Пунктом 2.2 Положения N258-П предусмотрено, что резидент представляет подтверждающие документы в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 названного Положения, справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Материалами дела подтверждено что, справка и подтверждающий документ представлены Обществом в уполномоченный банк с нарушением установленного Положением N 258-П срока.
ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" обжаловало постановление ТУ Росфинандзора во Владимирской области от 26.07.2011 года в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, которой решением 15.11.2011 N 43-00-11/440Р доводы Общества отклонены.
Названные решение и постановление оспорены ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" по настоящему делу.
По приведенным фактическим обстоятельствам вмененного Обществу административного правонарушения заявителем апелляционной жалобы возражения не приведены. В обоснование несогласия с обжалуемым решением Обществом указано на изменение редакции статьи 15.25 КоАП РФ на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, смягчающее ответственность за указанное правонарушение.
Судом апелляционной инстанции данный довод Общества не может быть принят в связи со следующим.
На момент вынесения оспариваемого постановления частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ было предусмотрено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц, в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ в статью 15.25 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям предусмотрена частями 6.1.6.2, 6.3 данной статьи.
Согласно частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Справка и подтверждающий документ представлены Обществом в уполномоченный банк с нарушением установленного Положением N 258-П срока за пределами тридцати дней и за это правонарушение к Обществу применен штраф в сумме 40 000 руб. При таких обстоятельствах основания для смягчения ответственности отсутствуют.
Спорное постановление вынесено ТУ Росфинандзора во Владимирской области, и указанный орган привлечен к участию в деле. В связи с этим суд апелляционной инстанции не может согласиться с утверждением Общества о том, что обжалуемое по настоящему делу решение принято о правах и обязанностях лица, не участвующего в деле.
В апелляционной жалобе заявлен довод о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, Владимирская таможня по спорному административному производству действовала без надлежащих полномочий.
По произведенным ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" внешнеэкономическим операциям декларации поданы Владимирской таможне, которой проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства при их проведении. По выявленному административному правонарушению таможенным органом 16.06.2011 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, 11.07.2011 составлен протокол.
Правом составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.25 КоАП РФ, в соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ наделены должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" таможенные органы отнесены к числу агентов валютного контроля.
Наличие у Федеральной таможенной службы полномочий по осуществлению функции агента валютного контроля также предусмотрено пунктом 1 Положения О Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459.
Пунктом 5.3.15. названного Положения установлено, что Федеральная таможенная служба осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Подпунктом 1 пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее приказ от 05.02.2009 N 125) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящего приказа.
ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" зарегистрировано в Москве, вне территории деятельности Владимирской таможни.
Кроме того, ГТД N 10103010/120810/0001971 и N 10103010/120810/0001975 поданы Владимирской таможне и выпуск товара по ним произведен 13.08.10, а административное дело возбуждено таможенным органом 16.06.2011 и протокол об административном правонарушении составлен 11.07.2011.
При таких обстоятельствах Владимирская таможня при совершении указанных процессуальных действий действовала за пределами своей компетенции.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 901/11.
Заявленный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора довод об отсутствии основания для применения к спорным отношениям приказа от 05.02.2009 N 125 в связи с прекращением его действия изданием другого приказа, а также ссылка на необходимость применения приказа Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 "От должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (далее приказ от 15.03.2005 N 198) судом апелляционной инстанции отклонены в связи со следующим.
В силу пункта 5.3.15 Положения О Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459 Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в пределах своей компетенции.
Из приказа от 05.02.2009 N 125 усматривается, что его издание обусловлено необходимостью урегулирования вопросов организации работы таможенных органов и их должностных лиц по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации.
Данный приказ на момент рассмотрения настоящего дела размещен на сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет в базе таможенного законодательства без отметки об его отмене и воспринимается участниками внешнеэкономических отношений в качестве акта, устанавливающего порядок действий таможенных органов при выявлении незаконных валютных операций.
Ссылка в таком случае на иной приказ для пользования должностными лицами таможенной службы судом не может быть принята, поскольку данный приказ не доступен для иных участников спорного правоотношения.
Приказ Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 предусматривает порядок действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях согласно установленной компетенции, тогда как в настоящем случае Владимирская таможня вышла за её пределы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В настоящем случае административное дело возбуждено, и протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, в связи с чем постановление о привлечении к административной ответственности также вынесено с нарушением процедуры административного производства, что влечет признание его незаконным и отмену.
При рассмотрении жалобы Общества на данное постановление Федеральной службе финансово-бюджетного надзора надлежало наряду с проверкой доводов заявителя проверить соблюдение таможенным органом порядка административного производства, что сделано не было. В связи с этим суд не может признать обоснованным отказ в удовлетворении жалобы Общества, оформленный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора решением от 15.11.2011 N 43-00-11/440Р.
Судом первой инстанции изложенное не было учтено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием решения об удовлетворении требований Общества.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.266,268, 269,270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14 февраля 2012 г. по делу N А40-136055/11-92-1205 отменить.
Признать незаконными и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 26.07.2011 по делу об административном правонарушении N 10103000-92/2011 и решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 15.11.2011 N 43-00-11/440Р.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления его в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа, а в части оспаривания постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 26.07.2011 по делу об административном правонарушении N 10103000-92/2011 только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
А.Р. Хвощенко |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявленный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора довод об отсутствии основания для применения к спорным отношениям приказа от 05.02.2009 N 125 в связи с прекращением его действия изданием другого приказа, а также ссылка на необходимость применения приказа Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 "От должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (далее приказ от 15.03.2005 N 198) судом апелляционной инстанции отклонены в связи со следующим.
В силу пункта 5.3.15 Положения О Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459 Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в пределах своей компетенции.
Из приказа от 05.02.2009 N 125 усматривается, что его издание обусловлено необходимостью урегулирования вопросов организации работы таможенных органов и их должностных лиц по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации.
...
Приказ Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 предусматривает порядок действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях согласно установленной компетенции, тогда как в настоящем случае Владимирская таможня вышла за её пределы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело."
Номер дела в первой инстанции: А40-136055/2011
Истец: ООО "ХУАШЭН"Международные перевозки"
Ответчик: ТУ Росфиннадзора по Владимирской области, Федеральная служба Финансово-Бюджетного надзора, Федеральная служба Финансово-Бюджетного надзора РФ
Третье лицо: ТУ ФСФБН ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5683/12