г. Пермь |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А60-20394/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дюкина В.Ю.
судей Сусловой О.В., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства": Горюнова О.А., доверенность от 09.08.2011 N 79/11, паспорт; Осинцев А.В., доверенность от 09.08.2011 N 80/11, паспорт,
от заинтересованных лиц - Администрации Белоярского района Свердловской области, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Алиева Ровшана Алекбер Оглы: Латыев А.Н., доверенность от 21.09.2011, паспорт,
от третьих лиц - Правительства Свердловской области, открытого акционерного общества "Росгосстрах Банк", индивидуального предпринимателя Полетаева Владимира Петровича, Акра Олега Даниловича, Гулиева Эльзамина Эльбрус Оглы: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 декабря 2011 года
по делу N А60-20394/2011,
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1027201299124, ИНН 7223007316)
к Администрации Белоярского района Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области
третьи лица: Правительство Свердловской области, Открытое акционерное общество "Росгосстрах Банк" (ОГРН 1027739004809, ИНН 7718105676), индивидуальный предприниматель Полетаев Владимир Петрович (ОГРНИП 304667302300010, ИНН 665700157064), Акр Олег Данилович, Алиев Ровшан Алекбер Оглы, Гулиев Эльзамин Эльбрус Оглы,
о признании незаконными и отмене ненормативных правовых актов,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФГУ "Уралуправтодор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене заключения отдела архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа от 11.12.2009 N 118 "О возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта с. Логиново, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка" и постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972, утвердившего данное заключение, о признании недействительным приказа Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области от 29.12.2009 N 132-А "О включении земельного участка, расположенного на территории Белоярского городского округа, в границу села Логиново".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Алиев Ровшан Алекбер оглы, открытое акционерное общество "Росгосстрах Банк", Гулиев Эльзамин Эльбрус оглы, Полетаев Владимир Петрович, Акр Олег Данилович.
Решением от 27.12.2011 в удовлетворении требований ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" отказано; производство по делу в части требования заявителя о признании незаконным заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации Белоярского городского округа от 11.12.2009 N 118 "О возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта с. Логиново, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка" прекращено (п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции исходил из отсутствия данных, наличие которых в силу положений, предусмотренных ч.19 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", позволило бы исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта; последнее могло бы иметь место в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч.14 этой стьатьи, а также из отсутствия доказательств осуществления действий по резервированию и изъятию спорного земельного участка на дату принятия оспариваемых актов.
Прекращение производства по делу в части (п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) явилось следствием признания судом первой инстанции оспариваемого заявителем заключения отдела архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа от 11.12.2009 N 118 "О возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта с. Логиново, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка" актом, не относящимся к категории ненормативных.
Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке в части: просит отменить решение суда по требованию об оспаривании постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972, утвердившего заключение отдела архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа от 11.12.2009 N 118 "О возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта с. Логиново, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка", признать данное постановление недействительным, отменить его; в части оспаривания приказа Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области от 29.12.2009 N 132-А просит производство по делу прекратить.
По мнению заявителя, обжалуемое решение не содержит указания на фактические обстоятельства, доказательства, мотивы, которые могли бы быть относимы к отказу в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972.
Считая приказ Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области от 29.12.2009 N 132-А нормативным правовым актом, в силу чего рассмотрение спора о его оспаривании - не относящимся к подведомственности арбитражного суда, заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что перевод земель из одной категории в другую в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса российской Федерации является прерогативой публичных органов власти, которые, как полагает заявитель, определяют не конкретного пользователя и правила пользования землей, а назначение земель; осуществление же перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель, который обязателен для неопределенного круга лиц, изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию спорных участков.
Алиев Ровшан Алекбер оглы, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, по результатам размещенного государственного заказа между ФГУ Уралуправтодор" и ООО "Центр - Дорсервис" 17.12.2007 был заключен государственный контракт N 114 на разработку проекта реконструкции автомобильной дороги 1Р 354 Екатеринбург - Шадринск - Курган км 42+900 -км 56+800 в Свердловской области.
По результатам проведенных работ подготовлен проект.
Постановлением Главы Белоярского городского округа от 16.07.2009 N 1430 утвержден акт о выборе земельного участка от 27.08.2008 общей площадью 930 700 кв. м под строительство и реконструкцию автомобильной дороги общего пользования по адресу: Свердловская область, Белоярский район, между селом Большебрусянским и деревней Чернобровкина и огибает с севера село Логиново; утверждена схема расположения земельного участка и предварительно согласовано место под строительство и реконструкцию автомобильной дороги.
В процессе корректировки межевых планов, подготовленных в целях постановки на кадастровый учет земельных участков для размещения реконструкции автомобильной дороги федерального значения общего пользования 1Р 354 Екатеринбург-Шадринск-Курган, км 42+900 - км 56+800 в Свердловской области, заявитель узнал о том, что в характеристики земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501069:120 (адрес: Свердловская область, Белоярский район) внесены изменения - изменена категории земель путем перевода из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с разрешенным использованием - "для размещения домов индивидуальной жилой застройки"; данный земельный участок расположен в месте прохождения будущей автомобильной дороги.
В отношении земельного участка площадью 500 316 кв.м. с кадастровым номером 66:06:01069:120, расположенного на территории Белоярского городского округа, принадлежащего на праве собственности Алиеву Ровшану Алекбер оглы, по заявлению правообладателя с учетом постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972 Приказом Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 29.12.2009 N 132-А "О включении земельного участка, расположенного на территории Белоярского городского округа, в границу села Логиново" осуществлен перевод из категории - "земли сельскохозяйственного назначения", в категорию - "земли населенных пунктов", и установлен основной вид разрешенного использования - "для размещения домов индивидуальной жилой застройки", при этом оспариваемым постановлением Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972 было утверждено заключение отдела архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа от 11.12.2009 N 118 "О возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта с. Логиново, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка".
Впоследствии указанный земельный участок был разделен на другие участки, в настоящее время принадлежащие на праве собственности гражданам Алиеву Р. А, Полетаеву В. П., Акру О. Д.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции верно определил суть оспариваемого Приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 29.12.2009 г. N 132-А "О включении земельного участка, расположенного на территории Белоярского городского округа, в границу села Логиново", как не соответствующего признакам нормативного правового акта, поскольку этот Приказ не устанавливает правовые нормы (правила поведения), которые были бы обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и которые действовали бы независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом.
Исходя из выявленной сути оспариваемого ненормативного правового акта, суд первой инстанции обоснованно признал заявленное в соответствующей части требование подлежащим рассмотрению арбитражным судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом сути относимых к исследуемой части доводов апелляционной жалобы обжалуемое решение в части оспаривания приказа Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области от 29.12.2009 N 132-А отмене с последующим прекращением производства по делу не подлежит.
В обоснование требования о признании недействительным и об отмене оспариваемого постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972 "О возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта с. Логиново, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка" указано на то, что перевод земель из одной категории в другую повлек значительное увеличение рыночной стоимости спорного участка, это привело к невозможности реализации федеральной программы по строительству и реконструкцию автомобильной дороги.
Оценивая соответствующие приведенному обоснованию обстоятельства, суд первой инстанции исходил из положений, предусмотренных подпунктом 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, - перевод из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; пунктом 5 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ) - уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования не позднее чем через пять дней со дня поступления от органа местного самоуправления заявления собственника земельного участка о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка и прилагаемых к нему документов, а также заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, должен направить копии этих документов в иные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области для подготовки заключений, в которых должен содержаться вывод о возможности или невозможности принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка; ст.ст. 2, 3 Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ - подготовку решений о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка на территории Свердловской области либо об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", которыми предусмотрены основания отказа в принятии исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Как следует из текста обжалуемого решения, отсутствие данных, наличие которых могло бы свидетельствовать о наличии оснований для признания оспариваемых актов о включении земельного участка в границы населенного пункта повлекло, в том числе, отказ в удовлетворении требования о признании недействительным и об отмене оспариваемого постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972.
Кроме того, суд первой инстанции исходил и из того, что в силу ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд; в п.п. 5, 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 установлены требования к решению о резервировании - такое решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации (п. 7 Положения); доказательств осуществления действий по резервированию и изъятию спорного земельного участка на дату принятия оспариваемых актов, представлено не было.
Таким образом, обжалуемое решение содержит указание на относимые к отказу в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972 фактические обстоятельства, доказательства, мотивы, что с учетом приведенных в соответствующей части апелляционной жалобы доводов исключает возможность ее удовлетворения.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2011 по делу N А60-20394/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценивая соответствующие приведенному обоснованию обстоятельства, суд первой инстанции исходил из положений, предусмотренных подпунктом 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, - перевод из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; пунктом 5 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ) - уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования не позднее чем через пять дней со дня поступления от органа местного самоуправления заявления собственника земельного участка о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка и прилагаемых к нему документов, а также заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, должен направить копии этих документов в иные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области для подготовки заключений, в которых должен содержаться вывод о возможности или невозможности принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка; ст.ст. 2, 3 Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ - подготовку решений о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка на территории Свердловской области либо об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", которыми предусмотрены основания отказа в принятии исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Как следует из текста обжалуемого решения, отсутствие данных, наличие которых могло бы свидетельствовать о наличии оснований для признания оспариваемых актов о включении земельного участка в границы населенного пункта повлекло, в том числе, отказ в удовлетворении требования о признании недействительным и об отмене оспариваемого постановления Главы Белоярского городского округа от 14.12.2009 N 2972.
Кроме того, суд первой инстанции исходил и из того, что в силу ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд; в п.п. 5, 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 установлены требования к решению о резервировании - такое решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации (п. 7 Положения); доказательств осуществления действий по резервированию и изъятию спорного земельного участка на дату принятия оспариваемых актов, представлено не было."
Номер дела в первой инстанции: А60-20394/2011
Истец: ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Уралуправтодор")
Ответчик: Администрация Белоярского района Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области
Третье лицо: Администрация Белоярского района Свердловской области, Акру Олег Данилович, Алиев Ровшан Алекбер Оглы, Гулиев Эльзамин Эльбрус Оглы, ИП Полетаев Владимир Петрович, ОАО "Росгосстрах Банк", Правительство Свердловской области