г. Самара |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А55-22551/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Балуева Ю.С., доверенность от 26.12.2011 г. N 2189,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинов О.В., доверенность от 28.12.2011 г. N 12-8133,
от Муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2012 года по делу N А55-22551/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал", г. Самара,
о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 23.06.2011 N 01/122/2011-761 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (здание производственно-бытового корпуса на площадке) общей площадью 209,10 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д.3а, литера Б и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (здание производственно-бытового корпуса на площадке) общей площадью 209,10 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д.3а, литера Б и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МП г. Самары "Самараводоканал".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлен акт приемочной комиссии, из которого следует, что в составе введенного в эксплуатацию комплекса водозаборных сооружений нежилое здание производственно-бытового корпуса на площадке принято в эксплуатацию не было. Иных документов, позволяющих установить факт введения в эксплуатацию спорного объекта ни в суд, ни в регистрирующий орган представлено не было.
Не согласившись с выводами суда, Департамент управления имуществом городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в нарушение статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) решение от 23.06.2011 принято в отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности.
По мнению подателя жалобы, в силу положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, не подлежащих расширительному толкованию, регистратор не имел права запрашивать с целью проведения государственной регистрации права иные документы, не предусмотренные статьей 17 указанного закона.
Заявителем на государственную регистрацию были представлены надлежащие правоустанавливающие документы, подтверждающие факт нахождения спорного здания в собственности муниципального образования городского округа Самара.
Податель жалобы указывает, что спорный объект недвижимости является муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона и не может находиться в иной форме собственности.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо - Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя третьего лица.
Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" представило отзыв, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (здание производственно-бытового корпуса на площадке) общей площадью 209,10 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д.3а, литера Б.
Сообщением от 23.06.2011 N 01/122/2011-761 в совершении названных регистрационных действий было отказано. Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих законность создания спорного объекта.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены на государственную регистрацию документы, подтверждающие законность создания спорного объекта, оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности соответствует требованиям Закона о регистрации.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Департаментом для государственной регистрации права муниципальной собственности были предоставлены следующие документы:
1. Выписка из реестра муниципального имущества N 15-07-16/32422 от 27.06.2010;
2. Балансовая справка N 23 от 14.05.2010;
3. Письмо N 647 от 18.10.2010;
4. Кадастровый паспорт от 12.04.2010.
Также в Управлении Росреестра по Самарской области имелись следующие документы:
1. Постановление Главы города Самары от 31.12.1998 N 677;
2. Постановление Главы города Самары N 390 от 22.05.2000 "О предоставлении муниципальному предприятию "Самараводоканал" в постоянное пользование фактически занимаемый земельный участок насосной станции II подъема комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье в Куйбышевском районе";
3. Акт N 9149 от 11.09.2000 об отводе границ земельного участка;
4. Распоряжение Администрации Куйбышевского района г. Самары N 512 от 29.09.2003 "О присвоении адресов комплексам водозаборных и очистных сооружений, находящимся в ведении муниципального предприятия "Самараводоканал", расположенным по Южному шоссе в Куйбышевском районе";
5. Свидетельство N 55 от 15.04.1992 о праве собственности на землю;
6. Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 03.06.2010 N 63-АЕ 070000.
7. Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии. Данный факт никем в суде не оспаривался.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17.
В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В качестве правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права муниципальной собственности на испрашиваемый объект, на государственную регистрацию представлена выписка из реестра N 15-07-16/32422 от 18.06.2010, согласно которой объект недвижимости - нежилое здание (здание производственно-бытового корпуса на площадке) общей площадью 209,10 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера Б, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципальной собственности 31.12.98 на основании Постановления Главы города Самары от 31.12.98 N 677.
Суд первой инстанции в решении сделал вывод о том, что Акт приемочной комиссии не позволяет установить, что в составе введенного в эксплуатацию комплекса водозаборных сооружений нежилое здание производственно-бытового корпуса принято в эксплуатацию.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно пункту 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.
Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
В связи с завершением строительства пускового комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье Главой города Самары принято постановление от 31.12.98 N 677 "Об утверждении приемочной комиссии", согласно которому утвержден Акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье производительностью 100 тыс.м3/сутки.
Постановлением Главы города Самары от 31.12.98 N . 677 утвержден непосредственно акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье производительностью 100 тыс.м3/сутки, согласно которому в данный комплекс входит служебный корпус 248,3 кв.м.
Судом первой инстанции не учтено, что в адрес Управления направлялось письмо N 647 от 18.10.10 МП города Самара "Самараводоканал" (специализированная организация в работе с пусковыми комплексами водозаборных и очистных сооружений), согласно которому даны разъяснения, что "Служебный корпус 248,3 кв.м." и объект "здание производственно-бытового корпуса на площадке" литера Б является одним и тем же объектом.
Кроме того, МП города Самара "Самараводоканал" представлена балансовая справка от 14.05.2010 (л.д. 26), согласно которой объект недвижимости: здание производственно-бытового корпуса на площадке, расположенное по адресу : г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера Б, на момент его передачи в муниципальную собственность (на дату 31.12.1998 г.) находилось на балансе МП "Самараводоканал".
Распоряжением Администрации Куйбышевского района города Самары от 29.09.2003 N 512 комплексу водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье, находящемуся в ведении МП г. Самары "Самараводоканал", расположенному по Южному шоссе, присвоен адрес: г. Самара, Южное шоссе, 3-А.
Более того, пунктами 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 ФЗ от 06.10.2033 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований могут находиться, в том числе:
- имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
- жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
- имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
Таким образом, заявителем на государственную регистрацию были представлены надлежащие правоустанавливающие документы, подтверждающие факт нахождения спорного здания в собственности муниципального образования городского округа Самара и решение от 23.06.2011 принято в отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение суда согласно пп. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и заявленные Департаментом управления имуществом городского округа Самара требование - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2012 года по делу N А55-22551/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Департамента управления имуществом городского округа Самара удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (здание производственно-бытового корпуса на площадке) общей площадью 209,10 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара. Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера Б.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (здание производственно-бытового корпуса на площадке) общей площадью 209,10 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера Б.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению подателя жалобы, в силу положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, не подлежащих расширительному толкованию, регистратор не имел права запрашивать с целью проведения государственной регистрации права иные документы, не предусмотренные статьей 17 указанного закона.
...
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17.
...
Согласно пункту 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.
...
Распоряжением Администрации Куйбышевского района города Самары от 29.09.2003 N 512 комплексу водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье, находящемуся в ведении МП г. Самары "Самараводоканал", расположенному по Южному шоссе, присвоен адрес: г. Самара, Южное шоссе, 3-А.
Более того, пунктами 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом."
Номер дела в первой инстанции: А55-22551/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: МП г. Самары "Самараводоканал", Муниципальное предприятие г. Самары "Самараводоканал"