г. Чита |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А19-3913/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Даровских К.Н., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрел с помощью системы видеоконференц-связи в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр правовых решений "Статус" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2012 года по заявлению Федеральной налоговой службы о признании решения собрания кредиторов должника от 28.10.2011 года недействительным по делу N А19-3913/2005 по заявлению Безнюк Трофима Владимировича о признании открытого акционерного общества "Киренский речной порт" (ОГРН 1023802600898, ИНН 3831002429, адрес: Иркутская область, г. Киренск, ул. Заводская, 18) несостоятельным (банкротом),
(суд первой инстанции: Михайлова В.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от конкурсного управляющего: представитель Бабкин О.П., доверенность от 20.01.2012 года;
от ТУ ФАУГИ в Иркутской области: представитель Токарева Т.С., доверенность от 27.12.2011 года
и установил:
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2007 должник - ОАО "Киренский речной порт" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Ивасюк С.Д.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2010 арбитражный управляющий Ивасюк С.Д. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Киренский речной порт".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.01.2011 конкурсным управляющим ОАО "Киренский речной порт" утверждена арбитражный управляющий Федулова Н.А.
ФНС России 17.11.2011 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов ОАО "Киренский речной порт" от 28.10.2011 об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях продажи части имущества должника.
Представитель ФНС России заявление поддержал в полном объеме, просит признать решение собрания кредиторов ОАО "Киренский речной порт" от 28.10.2011 о реализации дебиторской задолженности с Агентства лесного хозяйства в пользу ОАО "Киренский речной порт" рыночной стоимостью 190 418 руб. недействительным.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2012 года заявление Федеральной налоговой службы удовлетворено, решение собрания кредиторов открытого акционерного общества "Киренский речной порт" от 28.10.2011 о реализации дебиторской задолженности с Агентства лесного хозяйства в пользу открытого акционерного общества "Киренский речной порт" рыночной стоимостью 190 418 руб., согласно ст.ст. 111, 112 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" путем заключения договора уступки прав требования без проведение торгов, признано недействительным.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ООО "Центр правовых решений "Статус" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об изменении определения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Как указывает заявитель со ссылкой на статьи 12, 15 Закона о банкротстве, законодатель прямо не очертил границы компетенции собрания кредиторов, предоставив ему право принимать решения по вопросам, которые в законе прямо не указаны. Принимая решение о продаже прав требований должника к Агентству лесного хозяйства, собрание кредиторов лишь выразило намерение на продажу соответствующего права требования, при этом порядок реализации права требования не утверждался, конкурсным управляющим не было представлено заключение Росимущества на отчет оценщика по данному праву требования. По мнению заявителя, поскольку принятое решение не повлекло никаких юридически значимых последствий, оно не нарушает прав и законных интересов ФНС России, следовательно, не было нарушения компетенции собрания кредиторов.
Лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, кроме конкурсного управляющего и ТУ ФАУГИ в Иркутской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей конкурсного управляющего и ТУ ФАУГИ в Иркутской области, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.10.2011 года состоялось собрание кредиторов ОАО "Киренский речной порт", на котором приняты решения по дополнительным вопросам повестки дня собрания:
- включить в повестку собрания кредиторов дополнительный вопрос: "Отложить собрание кредиторов, назначенное на 28.10.2011 года, на 7 дней";
- включить в повестку собрания кредиторов дополнительный вопрос "Реализовать дебиторскую задолженность с Агентства лесного хозяйства в пользу ОАО "Киренский речной порт" рыночной стоимостью 190 418 руб., согласно статьям 111,112 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- собрание кредиторов, назначенное на 28.10.2011 года на 7 дней не откладывать.
Также принято решение по первому вопросу:
- списать дебиторскую задолженность, числящуюся на счетах бухгалтерского учета, реальную ко взысканию, процессуальный срок которой истек до даты введения конкурсного производства, в отношении ОАО "Киренский речной порт".
Принято решение по второму дополнительному вопросу:
- реализовать дебиторскую задолженность с Агентства лесного хозяйства в пользу ОАО "Киренский речной порт" рыночной стоимостью 190 418 руб., согласно статьям 111, 112, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" путем заключения договора уступки прав требования без проведения торгов.
На собрании кредиторов ОАО "Киренский речной порт", состоявшемся 28.10.2011, присутствовали и голосовали по вопросам повестки дня собрания кредиторы и уполномоченный орган, общая сумма требований которых составляет 79 651 976 руб. 31 коп. или 92,89 % голосов от общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО "Киренский речной порт", следовательно, кворум для принятия решения имелся.
Признавая решение собрания кредиторов принятое по дополнительному вопросу: "Реализовать дебиторскую задолженность с Агентства лесного хозяйства в пользу ОАО "Киренский речной порт" рыночной стоимостью 190 418 руб., путем заключения договора уступки прав требования без проведения торгов" недействительным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Продажа имущества должника является важным этапом конкурсного производства, направленным на реализацию этого имущества с целью получения наибольшей выручки, и представляет собой регламентированный процесс, совершаемый по определенным правилам, которые установлены Законом о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 140 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 названного Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.
В соответствии со ст. 139 после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 названного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 названного Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного арбитражным управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника (п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве).
Пунктом 1 статьи 130 Закона о банкротстве предусмотрено, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Оценка имущества должника проводится независимым оценщиком, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее также - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.
В абзаце третьем пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Количество акций ОАО "Киренский речной порт", находящихся в государственной собственности, составляет 51%, что более двадцати пяти процентов голосующих акций.
В силу указанных обстоятельств конкурсный управляющий должен представить на рассмотрение собрания кредиторов, кроме отчета оценщика, также заключение Федерального агентства по управлению государственным имуществом по отчету оценщика.
Как усматривается из представленных документов, конкурсным управляющим собранию кредиторов не представлялось на рассмотрение заключение уполномоченного органа по отчету об оценке, содержащее мотивированное мнение о соответствии информации, приведенной в отчете об оценке, информации, содержащейся в комплекте документов, а также о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела, отчет оценщика для дачи заключения был направлен в Территориальное управление Росимущества по Иркутской области только 25.10.2011 года. Заключение уполномоченного органа от 15.12.2011 года было получено управляющим уже после принятия собранием кредиторов 28.10.2011 года оспариваемого решения.
При этом, суд правильно указал, что Закон о банкротстве не содержит положений о возможности продажи имущества должника, оценочная стоимость которого составила более ста тысяч рублей без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение собрания кредиторов о порядке продажи дебиторской задолженности путем заключения договора уступки прав требования без предварительного проведения торгов, не соответствует статьям 110, 111, 112, 130 Закона о банкротстве, следовательно, принято с нарушением закона, в связи с чем нарушает права кредитора на наиболее полное удовлетворение его требований за счет конкурсной массы.
Таким образом, выводы суда по настоящему делу обоснованны, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, у суда апелляционной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает порядка обжалования определений арбитражного суда по результатам рассмотрения заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов.
Согласно пункту 3 статьи 61 Закона о банкротстве определения арбитражного суда, принятые в рамках дела о банкротстве, но не предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2012 года по делу N А19-3913/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце третьем пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
...
Как следует из представленных материалов дела, отчет оценщика для дачи заключения был направлен в Территориальное управление Росимущества по Иркутской области только 25.10.2011 года. Заключение уполномоченного органа от 15.12.2011 года было получено управляющим уже после принятия собранием кредиторов 28.10.2011 года оспариваемого решения.
При этом, суд правильно указал, что Закон о банкротстве не содержит положений о возможности продажи имущества должника, оценочная стоимость которого составила более ста тысяч рублей без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение собрания кредиторов о порядке продажи дебиторской задолженности путем заключения договора уступки прав требования без предварительного проведения торгов, не соответствует статьям 110, 111, 112, 130 Закона о банкротстве, следовательно, принято с нарушением закона, в связи с чем нарушает права кредитора на наиболее полное удовлетворение его требований за счет конкурсной массы.
...
Согласно пункту 3 статьи 61 Закона о банкротстве определения арбитражного суда, принятые в рамках дела о банкротстве, но не предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным."
Номер дела в первой инстанции: А19-3913/2005
Должник: ОАО "Киренский речной порт"
Кредитор: Безнюк Трофим Владимирович, Межрайонная ИФНС России N 13 по Иркутской области и УОБАО, Межрайонная ИФНС России N13 по Иркутской области, МИ ФНС России N13 по Иркутской области, МИФНС N13, ООО "Киренсктранс", УФНС России по Иркутской области, УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области
Третье лицо: Балдоржиева Татьяна Аюшиевна, Биричевский Ю. Г., ГУ ИРО ФСС РФ, ГУ ИРО ФСС филиал N13, ГУ ФССП, ГУ-ИРО ФСС РФ филиал N13, Ивасюк С Д, Киренский рай. суд, Краюшкин К А, МИ ФНС N13 по Иркутской области и УОБАО, МИФНС N 13 по Иркутской области и УОБАО, НП ОАУ "Авангард", НП СРОАУ "Партнер", ОАО "Алексеевская РЭБ флота", ОАО "ОРП", ООО "Киренсклес", ООО "КСП", ООО "Техпром", ООО "Центр правовых решений Статус", Пенсионный фонд РФ по Иркутской области, псп, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан по Иркутсклй области, ТУ "Росимущество" по Иркутской области, УМНС По ИО и УОБАО, ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства"- филиал Киренский район водных путей и судоходства, Федулова Н А, ФРС РФ по Иркутской области, Черкасов Владимир Владимирович, Шафоростов Д Г
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2012 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3913/05
15.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4259/12
03.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11759/11
10.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11759/11
24.07.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
28.06.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
05.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
05.04.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
29.02.2012 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3913/05
02.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11759/11
17.10.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
23.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
27.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3699/11
14.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2949/11
01.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
13.05.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
04.04.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
10.02.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
25.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7201/10
12.01.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10
21.10.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4201/10