г. Ессентуки |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А63-3698/2011 |
28 марта 2012 года объявлена резолютивная часть постановления.
04 апреля 2012 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей: Джамбулатова С.И., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИКА Авто Транс" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.11.2011 по делу N А63-3698/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ника Авто Транс" (ИНН/ОГРН - 2631030480, 1072648000358), к обществу с ограниченной ответственностью "Пассажир-Авто" (ИНН 2610015806, ОГРН 1022600768640), с участием третьего лица: Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края (ИНН 2635118217, ОГРН 1082635017310), об обязании ответчика прекратить незаконные действия по осуществлению пассажирских перевозок по маршруту N 198 "Барсуковская - Невинномысск", (судья Волошина Л.Н.),
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Ника Авто Транс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Пассажир-Авто" (далее - ответчик) об обязании ответчика прекратить незаконные действия по осуществлению пассажирских перевозок по маршруту N 198 - "Барсуковская - Невинномысск", а также о взыскании с ответчика 20 000 руб. расходов на оплату услуг адвоката (с учетом уточнений). Заявленные требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет перевозку пассажиров по маршруту межмуниципального сообщения "Барсуковская -Невинномысск" без законных оснований, чем препятствует истцу осуществлять обслуживание маршрута N 198.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не представило доказательств совершения ответчиком конкретных действий, направленных на воспрепятствование истцу в извлечении прибыли и причинения ему убытков.
Не согласившись с данным решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что ответчик осуществляет пассажирские перевозки без законных оснований, чем нарушает права общества и причиняет тем самым убытки в виде снижения выручки при осуществлении пассажирских перевозок по спорному маршруту.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Законом Ставропольского края N 5-кз от 08.02.2010 "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края с 11.10.2010 по 21.12.2010 проведен открытый конкурс на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае. Предмет конкурса: право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения.
Общество признано победителем конкурса по маршруту N 198 -"Барсуковская - Невинномысск", и 14.02.2011 между министерством и обществом заключен договор N 46 сроком на 7 лет на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по указанному маршруту (т.1 л.д. 17).
Согласно пунктам 2.4.1, 4.2 договора, перевозчик выполняет перевозки пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения в соответствии с настоящим договором и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа.
14.02.2011 руководством общества произведено закрепление подвижного состава за указанным маршрутом, а также приказом были закреплены водители за указанными транспортными средствами.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона СК N 5-кз от 08.02.2010 "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" основанием для начала осуществления перевозчиком перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения является заключение договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа, типовая форма которого определяется Правилами. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона СК N 5-кз от 08.02.2010 предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом, а также п. 8 ст. 6 положение о проведении конкурса состав конкурсной комиссии и положение о деятельности конкурсной комиссии утверждаются Правительством СК.
Постановлением Правительства Ставропольского края N 212-п от 13.07.2010 утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил рейс - это путь следования автобуса по маршруту межмуниципального сообщения от начального до конечного пункта. В соответствии с п. 5.2 Правил уполномоченный орган формирует и ведет реестр маршрутов межмуниципального сообщения; реестр ведется в электронном и документальном виде, формируется из числа действующих маршрутов межмуниципального сообщения и изменяется в случае принятия решения уполномоченным органом о внесении изменений. Согласно п. 19 Правил, маршрут межмуниципального сообщения или рейс по действующему маршруту межмуниципального сообщения считается измененным или закрытым со дня внесения соответствующих изменений в реестр.
Приказом министерства от 17.06.2009 N 57-о/д был утвержден реестр пригородных межрайонных автобусных маршрутов Ставропольского края, в котором имеется информация (страница 3) о маршруте N 98 "Барсуковская -Невинномысск".
Впоследствии приказом Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края N 138-о\д от 17.09.2010 утвержден реестр маршрутов межмуниципального сообщения по состоянию на 10.09.2010, в котором отсутствует маршрут N 98, но имеется маршрут N 198 "Барсуковская - Невинномысск, закрепленный на тот момент (до проведения конкурса) за ответчиком на основании договора N 49.
Считая, что ответчик осуществляет поездки по спорному маршруту N 198 без законных оснований, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, а также обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.
Согласно положениям статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Одним из способов пресечения является запрет неправомерной деятельности.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
С учетом избранного способа защиты нарушенного права - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в предмет судебного исследования входят следующие обстоятельства:
- наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса,
- факт нарушения прав и законных интересов истца ответчиком.
Верно определив предмет доказывания по делу, с учетом положений статей 15, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции дал полную и всестороннюю оценку представленным в материалы дела доказательствам, установив отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение права истца на осуществление пассажирских перевозок ответчиком.
Общество не конкретизировало, какие именно препятствия ему создал ответчик в обслуживании спорного маршрута, какие конкретные действия (бездействие) ответчика привели к затруднениям либо невозможности осуществления предпринимательской деятельности, а также обстоятельств, свидетельствующих о том, что такие препятствия чинятся именно ответчиком. Вместе с тем обществом не приведены фактические данные об отсутствии других перевозчиков на данном маршруте и направлении, не представлены данные об исследовании пассажиропотока по спорному маршруту, в частности, какое количество пассажиров истец мог бы перевозить при отсутствии ответчика на данном товарном рынке (в данном случае - направлении, маршруте). Кроме того, общество в материалы дела не представило экономически обоснованных расчетов планируемой и фактически полученной прибыли, не доказало отсутствие иных препятствий в осуществлении перевозок и получении плановой прибыли. Документальные доказательства в подтверждение исковых требований в материалы дела не представлены.
Доводы общества о причинении ответчиком убытков в результате осуществления пассажирских перевозок по спорному маршруту, судом апелляционной инстанции отклоняются как документально не подтвержденные в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленный расчет убытков по маршруту N 198 обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку указанный таковым не является, а представляет собой перечень затрат, понесенных на осуществление уставной деятельности, при этом из приведенного перечня затрат невозможно определить, какая их часть относится к спорному маршруту N 198. При этом убытки не являются предметом настоящего спора.
Вместе с тем подпунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
Статьей 4 данного Федерального закона в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6 Федерального закона), устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21 Закона).
Пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта. Следовательно, эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции самостоятельно решают органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют организацию транспортного обслуживания населения, а также контроль за работой транспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, обслуживающих население города (осуществляющих пассажирские перевозки на основании заключенных с ними администрацией договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров).
Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями.
Суд апелляционной инстанции полагает, что условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.
Таким образом, суд первой инстанции на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, установил, что у истца действительно есть право на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 198 - "Барсуковская - Невинномысск".
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Истец выбрал такой способ защиты нарушенного права в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции в материалах дела не усматривает доказательств, подтверждающих факт нарушения права истца на осуществление пассажирских перевозок и именно ответчиком.
Незаконность деятельности ответчика может быть подвергнута проверке административными органами, органами местного самоуправления, с применением в отношении ответчиков соответствующих мер воздействия. Арбитражный суд не наделен подобными полномочиями.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Ставропольского края от 30.11.2011 по делу N А63-3698/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленный расчет убытков по маршруту N 198 обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку указанный таковым не является, а представляет собой перечень затрат, понесенных на осуществление уставной деятельности, при этом из приведенного перечня затрат невозможно определить, какая их часть относится к спорному маршруту N 198. При этом убытки не являются предметом настоящего спора.
Вместе с тем подпунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
...
Пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта. Следовательно, эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции самостоятельно решают органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
...
Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями.
...
Истец выбрал такой способ защиты нарушенного права в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения."
Номер дела в первой инстанции: А63-3698/2011
Истец: ООО "НИКА Авто Транс"
Ответчик: ООО "Пассажир-Авто"
Третье лицо: Министерство промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-167/12