г. Саратов |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А06-6463/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федкулиной Кирой Олеговной,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Захряпина Александра Николаевича, г.Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу N А06-6463/2011, судья Смирнова Н.В.,
по иску администрации города Астрахани, г. Астрахань,
к ответчику: индивидуальному предпринимателю Захряпину Александру Николаевичу, г.Астрахань,
об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" N 85С и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" N 85С до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация города Астрахани с иском к ответчику, индивидуальному предпринимателю Захряпину Александру Николаевичу (далее - ИП Захряпин А.Н.) об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Судом первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были приняты уточнения истцом заявленных требований, в части обязания ответчика прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" N 85С и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" N85С до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.12.2011 суд обязал ИП Захряпина А.Н. прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" N 85 С и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" N 85С до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани. Этим же решением суд взыскал с ИП Захряпина А.Н. в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Захряпин А.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель жалобы указывает, что суд сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что повлекло вынесение незаконного решения.
Апелляционный суд, в соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, в открытом судебном заседании, апелляционная коллегия установила, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Как следует из материалов дела, ИП Захряпин А.Н. на основании лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом сроком действия по 25.04.2011 (л.д.19), маршрутной карты на автобус рег. знак АЕ 723 (л.д.49) и схемы движения автобусов, утвержденной заместителем начальника управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани, автобуса рег. знак АЕ 723 (л.д.50), осуществляет пассажирские перевозки по городскому муниципальному маршруту N 85С г.Астрахани на автомобиле ГАЗ-322132 г\н АЕ 723.
13.07.2011 ИП Запряхин А.Н. обратился в управление транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани с заявлением о замене на маршруте N 85 С автобуса марки ГАЗ-327502 г\н У 768 КН вместо автобуса ГАЗ-322132 АЕ 723 (л.д.17).
20.07.2011 управление транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани письмом N 30-10-02-1897 отказало ответчику в замене подвижного состава, ссылаясь на отсутствие между ИП Захряпиным А.Н. и администрацией города Астрахани договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта (л.д.18).
Администрация г. Астрахани, полагая, что ИП Захряпин А.Н. оказывая услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования "Город Астрахань" с нарушением закона, устанавливающего специальные требования к перевозчику, без заключения с администрацией города Астрахани договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта, создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, обратилась с настоящим иском.
Как следует из выписки из ЕГРИП на ИП Захряпина А.Н., ответчик осуществляет следующие виды деятельности: внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию и междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (л.д.22-24).
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что деятельность, осуществляемая ИП Захряпиным А.Н. по автомобильным (автобусным) пассажирским перевозкам, подчиняющимся расписанию, подлежит государственному регулированию.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.2.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, администрация города Астрахани, координируя и контролируя деятельность субъектов всех форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города Астрахани, осуществляет дорожную, перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно установлено, что на администрацию города Астрахани действующим законодательством возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Астрахань.
В силу части 1 Устава муниципального образования "город Астрахань", мэр города Астрахани в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Астраханской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Городской думы муниципального образования "Город Астрахань" издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации города Астрахани.
Согласно пункту 5 статьи 58 Устава в сфере транспортного обслуживания администрация г. Астрахани осуществляет следующие полномочия:
- определяет места остановок общественного транспорта на территории города Астрахани, обеспечивает их указателями и необходимым оборудованием;
- руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
- осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций на территории города Астрахани;
- согласовывает маршруты и графики движения транспорта;
- привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию предпринимателей, предприятия и организации, действующих на территории города Астрахани.
Кроме того, решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 N49 утверждены "Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах города Астрахани", в соответствии с которыми заказчиком (организатором) пассажирских перевозок на территории города Астрахани является администрация города Астрахани либо уполномоченный Мэром города орган.
Согласно пункту 3.1 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных решением Совета муниципального образования "город Астрахань" от 15.03.2005 N49, привлечение перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с заказчиком (организатором), или на основании ранее утвержденной маршрутной документации.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории города Астрахани при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, урегулированы также следующими нормативными актами:
- постановлением мэра города Астрахани от 29.07.2010 года N 5396-м "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в города Астрахани", которым утверждено Положение о комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани. Комиссия создана для рассмотрения вопросов пассажирских перевозок в городе Астрахани и проведения единой транспортной политики с целью обеспечения предоставления бесперебойных транспортных услуг, повышения безопасности, культуры и качества обслуживания пассажиров. Комиссия осуществляет координацию деятельности перевозчиков всех форм собственности по обеспечению пассажирских перевозок на территории города Астрахани; рассмотрение материалов о нарушении нормативно-правовых актов, в сфере организации пассажирских перевозок, перевозчиками всех форм собственности, работающими по регулярным муниципальным маршрутам Астрахани;
- положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденным Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119. Согласно указанному положению конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани является открытым. Конкурс проводится в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети. В конкурсе участвуют владельцы транспортных средств - юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели: имеющие в собственности или на ином законном праве транспортные средства, соответствующие по конструкции и (или) техническому состоянию требованиям завода-изготовителя и (или) требованиям к перевозчикам, предусмотренным государственным стандартом Российской Федерации "Услуги пассажирского автомобильного транспорта", прошедшие в установленном порядке технический осмотр; представившие документы, подтверждающие соответствие транспортных средств установленным требованиям. Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок, не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем;
- постановлением мэра города Астрахани от 22.06.2005 N 904-м "О заключении договоров", которым установлено следующее: в целях соблюдения законных прав предприятий, организаций и предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки по ранее утвержденным маршрутным картам и схемам движения на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани, провести с ними заключение договоров на использование регулярных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в 2005 году, с последующим приведением численности подвижного состава в соответствие с утвержденной маршрутной сетью. Автовладельцам всех форм собственности, осуществляющим пассажирские перевозки по регулярным маршрутам муниципального образования "Город Астрахань", в срок до 1 сентября 2005 года заключить договор на 2005 год с администрацией города Астрахани;
- решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 N 49 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани, согласно которым привлечение Перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с Заказчиком (организатором), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов, или на основании ранее утвержденной маршрутной документацией. Пунктом 3.5 Правил запрещено выполнение регулярных перевозок на муниципальных маршрутах города Астрахани без заключения соответствующего договора с заказчиком (организатором). Перевозчик имеет право участвовать в конкурсном отборе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирским автотранспортом; заключать и расторгать с Заказчиком (организатором) договор использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта. Перевозчик обязан осуществлять пассажирские перевозки по регулярному муниципальному маршруту в соответствии с договором с Заказчиком (организатором).
- решением Совета Муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 года N 50 утверждены Правила пользования автобусами, работающими на муниципальных маршрутах Астрахани, которые призваны способствовать повышению качества обслуживания пассажиров пассажирским автомобильным транспортом общего пользования, обеспечению рациональной организации и безопасности пассажирских перевозок, являются обязательными для предприятий, организаций автомобильного транспорта города Астрахани и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров по договорам с администрацией города Астрахани, а также для пассажиров.
В силу статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог определенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Положениями настоящего Закона предусмотрена приоритетность жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Таким образом, право маршрутного перевозчика, ИП Захряпина А.Н., самостоятельно, по своему усмотрению определять маршруты движения и расписание движения при осуществлении перевозок пассажиров принадлежащим им транспортом, в отсутствие соответствующего договора на организацию перевозок, ограничены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" и принятыми в соответствии с ним в установленном порядке иными нормативными правовыми актами, в том числе, Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах г. Астрахани, и иными вышеперечисленными нормативными актами, и именно в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц - участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что оказание ИП Захряпиным А.Н. услуг по перевозке пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Астрахани без заключения договора с уполномоченным органом подтверждено следующими доказательствами:
-лицензией N АСС-30-4024-001 от 26.04.2006,
- лицензионной карточкой на автомобиль ГАЗ-322132 г.н. АЕ 723 30 RUS, ПТС 52 КС N 625170 на автомобиль ГАЗ-322132 г.н. АЕ 723 30 RUS,
- договором оказания услуг по медицинскому осмотру водительского состава и контролю технического состояния автотранспортного средства от 15.06.2011,
-договором проведения предрейсового технического осмотра N 102 от 01.07.2011,
- заявлением предпринимателя от 13.07.2011 о выдаче маршрутной схемы и карты, ответом администрации г. Астрахани N 30-10-02-1897 от 20.07.2011
Факт оказания услуг по перевозке без заключения договора с уполномоченным органом ответчиком не оспаривается.
Получение лицензии само по себе не означает право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.
В связи с вышеизложенным, доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с принципом состязательности обязанность доказывания в арбитражном процессе возложена на участников спора: частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку осуществление ответчиком пассажирских перевозок с нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения, арбитражный суд первой инстанции при разрешении настоящего спора обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность.
Апелляционная коллегия не усматривает при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения или являлись бы безусловным основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу N А06-6463/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог определенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Положениями настоящего Закона предусмотрена приоритетность жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Таким образом, право маршрутного перевозчика, ИП Захряпина А.Н., самостоятельно, по своему усмотрению определять маршруты движения и расписание движения при осуществлении перевозок пассажиров принадлежащим им транспортом, в отсутствие соответствующего договора на организацию перевозок, ограничены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" и принятыми в соответствии с ним в установленном порядке иными нормативными правовыми актами, в том числе, Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах г. Астрахани, и иными вышеперечисленными нормативными актами, и именно в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц - участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав."
Номер дела в первой инстанции: А06-6463/2011
Истец: Администрация города Астрахани
Ответчик: ИП Захряпин А. Н.