г. Хабаровск |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А73-14769/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - Коровиной А.В., Кулумбегова К.И.
от Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Хабаровскому краю - Зинич Т.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края на решение от 17 января 2012 года по делу N А73-14769/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения от 23.11.2011 N 225 и предписания от 23.11.2011 N 113
третьи лица: КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края", общество с ограниченной ответственностью Страховая компания "Цюрих"
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - комитет, уполномоченный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) от 23.11.2011 N 225 и предписания от 23.11.2011 N 113.
Хабаровским УФАС России действия комитета по возврату без рассмотрения поданной в форме электронного документа заявки общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Цюрих" на участие в конкурсе признаны нарушением части 10 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 (далее - Закон о размещении заказов).
Обращаясь в суд, комитет ссылается на то, что указанное электронное сообщение, заявкой на участие в конкурсе не является, поскольку помимо описи документов, сведений о цене и предполагаемой квалификации участника, иных сведений, предусмотренных частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, не содержит. Кроме того, сообщение, подписанное электронно-цифровой подписью, не содержит документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, что прямо предусмотрено подпунктом "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов. Такое электронное сообщение, поступившее 10.11.2011 в 00 час. 04 мин. до окончания приема заявок открыто, по существу заявкой на участие в конкурсе не является, в связи с чем, не было зарегистрировано в установленном законом порядке, и возвращено заявителю по аналогии с частью 10 статьи 26 Закона о размещении заказов.
Возражая, антимонопольный орган считает, что конкурсная комиссия в соответствии со статьей 47 Закона о размещении заказов вправе отклонить конкурсные заявки, если они не соответствуют установленным требованиям, только при рассмотрении поданных конкурсных заявок. В соответствии с частью 9 статьи 35 указанного закона заявки, полученные после окончания приема заявок на участие в аукционе, конкурсная комиссия вправе не рассматривать и возвратить. Отклонение заявок по иным основаниям не допускается.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Краевое государственное казенное учреждение "Автобаза Правительства Хабаровского края" на стороне комитета и ООО СК "Цюрих" на стороне антимонопольного органа.
Решением арбитражного суда от 17 января 2011 года в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с решением суда, комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным уполномоченным органом в суде первой инстанции.
Представители заявителя жалобы в судебном заседании настаивали на приведенных в апелляционной жалобе доводах.
Представитель антимонопольного органа в письменном отзыве на жалобу и в судебном заседании выразил согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" в письменном отзыве поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы, но как и ООО СК "Цюрих", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, с учетом выступления представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, по жалобе ООО СК "Цюрих" на действия Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка.
В ходе проверки установлено, что извещение о проведении открытого конкурса на официальном сайте в сети Интернет размещено 09.11.2011.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 123 829, 90 руб.
Источник финансирования: средства краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 9.1 конкурсной документации заявки подаются не позднее времени и даты вскрытия конвертов с заявками:
- в письменной форме по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71 каб. 506 с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00;
- в форме электронного документа - по электронному адресу, указанному в информационной карте.
Участник размещения заказа ООО СК "Цюрих" конкурсную заявку направил в электронной форме 10.11.2011 в 00 час. 04 мин.
До рассмотрения заявок письмом от 10.11.2011 комитет возвратил заявку в связи с тем, что она подана до начала срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении данного конкурса (до 9 час. 00 мин.).
При этом в пункте 14 информационной карты конкурсной документации указана лишь дата начала срока подачи конкурсных заявок - 10.11.2011, время начала подачи заявок не указано ни в конкурсной документации, ни в извещении. В связи с чем, антимонопольный орган посчитал, что день 10.11.2011 начал течь не с 9 час.00 мин. (начало рабочего времени), а с 00 час. 00 мин. (начало календарного дня).
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что возвращение конкурсной заявки по причине подачи ее ранее установленного в извещении (конкурсной документации) срока является нарушением положения части 10 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Признавая жалобу ООО СК "Цюрих" обоснованной, антимонопольный орган в отношении уполномоченного органа вынес решение от 23.11.2011 N 225 и выдал предписание от 28.11.2011 N 113, предписывающее устранить установленные нарушения путем регистрации заявки общества на участие в конкурсе.
Оспаривая законность указанных ненормативных актов антимонопольного органа, комитет обратился в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителю, суд первой инстанции исходил из того, что поступившая заявка в соответствии с частью 10 статьи 25 Закона о размещении заказов должна быть зарегистрирована. Возврат поданной ранее установленного срока для подачи заявок заявки действующим законодательством не предусмотрен. Из дословного прочтения пункта 9.1 конкурсной документации подача заявки в форме электронного документа во времени не ограничена.
Апелляционная коллегия по приведенным в апелляционной жалобе доводам не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Перечень документов и сведений, которые заказчик вправе требовать от участников размещения заказа, установлен частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 9 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса, а датой окончания приема заявок на участие в конкурсе является день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией (часть 10 статьи 25 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о размещении заказов вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам производится в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным документацией конкурса, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным статьей 11 Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 указанного Закона.
На основании пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям документации.
С учетом приведенных норм права, соответствие поданной заявки требованиям части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов возможно установить конкурсной комиссией только после вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) при рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
До процедуры вскрытия конвертов с заявками возврат поступивших заявок осуществляется в двух случаях: при официальном отзыве участниками своих заявок (часть 9 статьи 25 Закона о размещении заказов) и при подаче таких заявок после окончания срока их приема (часть 10 статьи 26 Закона о размещении заказов).
По другим основаниям возврат заявок до процедуры вскрытия конвертов законом не предусмотрен. В связи с чем, применение аналогии со ссылкой на часть 10 статьи 26 Закона о размещении заказов недопустимо.
С учетом данного обстоятельства, а также положений статей 25, 26 Закона о размещении заказов судом сделан правильный вывод о нарушении уполномоченным органом части 10 статьи 25 Закона о размещении заказов, выразившегося в возврате ООО СК "Цюрих" заявки на участие в конкурсе.
В связи с чем, Комитету государственного заказа Правительства Хабаровского края обоснованно отказано в удовлетворении заявления о признании решения антимонопольного органа недействительным.
Доводы о том, что электронное сообщение ООО СК "Цюрих" заявкой на участие в конкурсе не является, отклоняются, поскольку основанием для возвращения заявки является время ее подачи.
Как правильно указано судом, из буквального прочтения текста конкурсной документации следует, что время представления заявок с 9 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. Установлено для заявок в письменной форме. Для подачи заявки в форме электронного документа время не указано.
Следовательно, уполномоченный орган не вправе возвращать поданную 10.11.2011 в форме электронного документа заявку, не зарегистрировав ее в установленном законом порядке, например, при регистрации заявок, поданных в письменной форме, либо в конкурсной документации указывать одно время для подачи заявок независимо от формы их представления.
Такие действия уполномоченного органа нарушают права и интересы лица, первым подавшим заявку на участие в конкурсе.
Относительно довода заявителя о нарушении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом руководителя Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 N 379 (далее - Регламент), апелляционная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3.33 Регламента решение комиссии должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В мотивировочной части решения должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы и в ходе проведения проверки, на которых основываются выводы комиссии; нормы законодательства, которыми руководствовалась комиссия при принятии решения; сведения о нарушении требований законодательства о размещении заказов, наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, оценка этих нарушений; иные сведения.
Оспариваемое решение соответствует требованиям пункта 3.33 вышеназванного Регламента и состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивных частей. При этом мотивировочная часть содержит все необходимые сведения.
В решении указано, что комиссия пришла к изложенным выводам в результате анализа полученных в ходе проведения проверки документов, в том числе отзыва по жалобе, представленного уполномоченным органом.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 января 2012 года по делу N А73-14769/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 указанного Закона.
На основании пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям документации.
С учетом приведенных норм права, соответствие поданной заявки требованиям части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов возможно установить конкурсной комиссией только после вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) при рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
До процедуры вскрытия конвертов с заявками возврат поступивших заявок осуществляется в двух случаях: при официальном отзыве участниками своих заявок (часть 9 статьи 25 Закона о размещении заказов) и при подаче таких заявок после окончания срока их приема (часть 10 статьи 26 Закона о размещении заказов).
По другим основаниям возврат заявок до процедуры вскрытия конвертов законом не предусмотрен. В связи с чем, применение аналогии со ссылкой на часть 10 статьи 26 Закона о размещении заказов недопустимо.
С учетом данного обстоятельства, а также положений статей 25, 26 Закона о размещении заказов судом сделан правильный вывод о нарушении уполномоченным органом части 10 статьи 25 Закона о размещении заказов, выразившегося в возврате ООО СК "Цюрих" заявки на участие в конкурсе."
Номер дела в первой инстанции: А73-14769/2011
Истец: Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Хабаровскому краю
Третье лицо: КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края", ООО Страховая компания "Цюрих", ООО Страховая компания "Цюрих" Хабаровский филиал