Требование: о признании права собственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2012 г. |
дело N А32-55514/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей О.Г. Авдониной, О.Г. Ломидзе,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зобовой Л.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2011 по делу N А32-55514/2009
по иску открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц Администрации муниципального образования Белореченский район, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Администрации Муниципального образования Апшеронский район
о признании права собственности,
принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ответчик, управление) о признании права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
1. Здание закрытой трансформаторной подстанции Е7-11, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, п. Ерик, ул. Тимовская, МТФ, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:205:002:000000540;
2. Здание закрытой трансформаторной подстанции Шк4-57, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с. Новоалексеевское, ул. Садовая, 11, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017520;
3. Здание закрытой трансформаторной подстанции Шк7-80, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с. Школьное, ул. Веселая, 57 кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017480;
4. Здание закрытой трансформаторной подстанции Пш7-150, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Южный, ул. Центральная, 1, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017500;
5. Здание закрытой трансформаторной подстанции Пш7-157, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Южный, шоссе на хим завод, ул. Заводская, 23, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017330;
6. Здание закрытой трансформаторной подстанции Пш7-158, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Южный, шоссе на хим завод, ул. Заводская, 23, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017360;
7. Здание закрытой трансформаторной подстанции Пш1-312, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Пшехская, ул. Вольная, 60, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017490;
8. Здание закрытой трансформаторной подстанции Пш1-313, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Пшехская, ул. Кубанская, 35, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017570;
9. Здание закрытой трансформаторной подстанции М1-507, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, колхоз Ленина, кормоцех КРС, 35-й км а/дорого Майкоп-Усть-Лабинск, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017340;
10. Здание закрытой трансформаторной подстанции М1-508, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, 35-й км а/дороги Майкоп-Усть-Лабинск, колхоз Ленина, КРС, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017510;
11. Здание закрытой трансформаторной подстанции М7-336, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, х. Долгогусев, МТФ, ул. Голенева 65, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017350;
12. Здание закрытой трансформаторной подстанции В1-26, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с. Великовечное, ул. Восточная, 3, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017400;
13. Здание закрытой трансформаторной подстанции Ст4-114, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, 106 км а/дороги Усть-Лабинск-Майкоп, МТФ N 2, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017630;
14. Здание закрытой трансформаторной подстанции Ос11-397, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, г. Белореченск, ул. Приозерная, ЗАО "Птицефабрика Белореченская", кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017380;
15. Здание закрытой трансформаторной подстанции Ос11-400, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, г. Белореченск, ул. Приозерная, 5 ЗАО "Птицефабрика Белореченская", кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017450;
16. Здание закрытой трансформаторной подстанции Ос11-455, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, г. Белореченск, ул. Приозерная, ЗАО "Птицефабрика Белореченская", кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017620;
17. Здание закрытой трансформаторной подстанции Пз2-538, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, п. Восточный, ул. Молодежная, 11, МТФ, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017390;
18. Здание закрытой трансформаторной подстанции Ос11-490, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, г. Белореченск, ул. Приозерная, ЗАО "Птицефабрика Белореченская", кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017590;
19. Здание закрытой трансформаторной подстанции Р5-262, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Рязанская, ул. Свободы/ул.Победы, 102, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017460;
20. Здание закрытой трансформаторной подстанции Рн1-260, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Рязанская, ул. Центральная/ул.Космонавтов,2, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017440;
21. Здание закрытой трансформаторной подстанции Рн5-282, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Рязанская, ул. Первомайская, 210, СТФ, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017430.
22. Здание закрытой трансформаторной подстанции Рн7-263, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Рязанская, ул. Пушкина, 76, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017420.
23. Здание закрытой трансформаторной подстанции Рн7-550, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Рязанская, ул. Энгельса/Советская, 30, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017370.
24. Здание закрытой трансформаторной подстанции Бж3-520, стр.1, лит. А, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст. Бжедуховская, ул. Восточная-Колхозная, кадастровый номер по техпаспорту 000:03:406:002:000017410.
Исковые требования мотивированы тем, что общество приобрело спорное недвижимое имущество в результате приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (далее - ПОЭиЭ "Краснодарэнерго"). До 1992 года указанное имущество в качестве трансформаторных подстанций числилось в графе "оборудование", поэтому в приложении N 3 акта оценки стоимости машин, оборудования и других средств по состоянию на 01.07.1992 к плану приватизации не была приложена их пообъектная расшифровка. Указанная расшифровка оборудования и машин, действовавшим в 1992 году законодательством не требовалась и к плану приватизации не прилагалась. В связи с реформированием в электроэнергетике у истца возникла необходимость в государственной регистрации права собственности на определенное недвижимое имущество, приобретенное в результате сделки приватизации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Белореченский район, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Администрация Муниципального образования Апшеронский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2011 по делу N А32-55514/2009 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что у общества право собственности на спорные объекты возникло на основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
По мнению ответчика, истец не доказал включение спорных зданий трансформаторных подстанций в план приватизации, полагает, что подстанции 0,4 кВ не включены в план приватизации, а довод истца о включении стоимости зданий в строку "Машины и оборудования" не подтвержден.
Заявитель указывает, что здания трансформаторных подстанций создавались как объекты недвижимого имущества в 1960 - 1990 годы. Однако, правопредшественник ОАО "Кубаньэнерго" не получал в пользование сформированный земельный участок под каждой подстанцией, на которую было бы выдано разрешение на строительство, как то было предусмотрено ст. ст. 12, 13, 18 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 года, что должно было быть подтверждено государственным актом на право пользования землей либо решением исполкома городского (районного) Совета народных депутатов. Аналогичные правила для получения земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование были установлены главами 4 и 5 Земельного кодекса РСФСР 1991 года.
Ответчик также указывает, что в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (действовавшем до 29 апреля 2010 года) разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации. Из указанного разъяснения следует, что акционерное общество становится собственником не всего имущества ранее существовавшего государственного (муниципального) предприятия, а только включенного в уставный капитал в соответствии с планом приватизации. Поскольку ОАО "Кубаньэнерго" не доказало включения зданий трансформаторных подстанций в план приватизации, то ответчик полагает, что к нему не перешло право собственности на указанные объекты.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Истец указывает, что до приватизации спорное недвижимое имущество значилось в других основных средствах как машины и оборудование, в связи с чем пообъектная расшифровка к плану приватизации не прилагалась. Наличие данного имущества на балансе правопредшественника общества подтверждается инвентарными карточками. Спорное недвижимое имущество подлежало приватизации и вошло в уставный капитал вновь образуемого акционерного общества.
24.02.2012 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Истец в судебном заседании 23.03.2012 во исполнение определения суда от 23.03.2012 представил отзыв на апелляционную жалобу, землеустроительные дела, а также справки от 01.03.2012 исх. N N Э/009/96/1, Э/009/96/2 о состоянии балансового счета 01 "Основные средства". По вопросу о предоставлении бухгалтерского баланса общества за первый отчетный период после приватизации для сопоставления отраженных в нем сведений с данными баланса правопредшественника на 01.07.1992 и планом приватизации с приложениями истец пояснил, что формы квартальной бухгалтерской отчетности не являются документами постоянного хранения, представить копию баланса предприятия по состоянию на 01.04.1993 не представляется возможным. Истец представил справку Государственного учреждения Краснодарского края "Государственный архив Краснодарского края" от 11.01.2011 N 1271, согласно которой документы общества за 1993 год на хранение в ГУ "Крайгосархив" не поступили, выдать копию бухгалтерского баланса общества по состоянию на 01.04.1993 не представляется возможным.
Распоряжением заместителя председателя Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 в составе суда произведена замена судьи Галова В.В. на судью Ломидзе О.Г. в связи с нахождением судьи Галова В.В. в отпуске.
В судебное заседание 06.04.2012 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.3 устава общество является правопреемником ПОЭиЭ "Краснодарэнерго".
Материалами дела подтверждается, что предприятие ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" в период приватизации относилось к федеральному уровню собственности. Данное обстоятельство также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2011 по делу N А32-55513/2009.
План приватизации ПОЭиЭ "Краснодарэнерго", зарегистрированный 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенный Фондом государственного имущества Краснодарского края, содержит сведения о включении объектов имущества - зданий закрытых трансформаторных подстанций напряжением 10\6\0, 4 кВ.
Полагая себя собственником спорных объектов недвижимости, общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности. В обоснование заявленных требований общество указало, что имущество в качестве трансформаторных подстанций числилось в графе "оборудование", поэтому к плану приватизации не была приложена их пообъектная расшифровка.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции Закона от 05.06.1992) активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического, комплекса в акционерные общества" преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.
Такой особый порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334 в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарское производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", входившее в состав предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности, на выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Согласно акту оценки стоимости имущества (приложение N 9 к плану приватизации), величина уставного капитала ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" составила 1 191 296 тыс. рублей (т.1, л. д. 25-27). Согласно разделу II плана приватизации уставной капитал приватизируемого общества ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" на момент приватизации составил 1 191 296 тыс. рублей.
Актом оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 г.. (приложение N 9 к плану приватизации) закреплена следующая формула расчета начальной цены предприятия: PI - РП - РШ - PIV, где:
PI - активы по балансу предприятия - 3 270 780 тыс. рублей, в том числе основные средства за вычетом начисленного износа, остаточной стоимостью 529 815 тыс. рублей;
РП - сумма статей пассива баланса, исключаемых из стоимости активов, остаточной стоимостью 2 023 231 тыс. рублей;
РШ - имущество, не подлежащее приватизации, остаточной стоимостью 15 864 тыс. рублей;
PIV - имущество, передаваемое в уставной фонд Акционерного общества РФ энергетики и электрификации, остаточной стоимостью 40 389 тыс. рублей.
Итого начальная цена предприятия - уставный капитал Акционерного общества: 1 191 296 тыс. рублей.
Актом оценки стоимости основных средств (приложение N 4 к балансу ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" по состоянию на 01.07.1992 подтверждается, что стоимость основных средств, включенных в состав активов по балансу предприятия (PI) остаточной стоимостью 529 815 тыс. руб., содержала в себе стоимость линий электропередач и подстанций (т. 1 л.д. 21). Указанная остаточная стоимость основных средств приватизируемого предприятия закреплена также письмом ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" в Комитет по управлению государственным имуществом от 31.08.1992 N 107-17 (т. 4 л.д. 42).
Факт учета спорных зданий закрытых трансформаторных подстанций на балансе истца подтверждается имеющимися в материалах дела инвентарными карточками учета основных средств по форме N ОС-7, утвержденной ЦСУ СССР от 14.12.1972 N 816 (т. 1 л.д. 136-183).
Сумма статей пассива баланса, исключаемых из стоимости активов (РП) остаточной стоимостью 2 023 231 тыс. рублей включала в себя следующие денежные средства предприятия (средства остатков фондов экономического стимулирования и прибыли, направляемые на создание приватизационного фонда; кредиты и заемные средства; расчеты с кредиторами и прочие статьи пассива баланса в части заемных и временно привлеченных средств; резерв предстоящих расходов и платежей).
Имущество, не подлежащее приватизации (РШ), остаточной стоимостью 15 864 тыс. рублей включало в себя следующие активы предприятия (т. 1 л.д. 26):
- имущество, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации (объекты гражданской обороны) - пообъектный перечень прилагается, остаточной стоимостью 178 тыс. рублей;
- объекты социально-бытового и социально-культурного назначения, остающиеся в государственной, муниципальной собственности (пообъектный перечень прилагается) остаточной стоимостью 15 686 тыс. рублей.
Таким образом, спорные объекты не вошли в состав имущества, которое не подлежало приватизации и не было включено в уставный капитал, и в отношении которого установлен особый режим приватизации. Следовательно, спорное имущество подлежало приватизации и вошло в уставной капитал вновь образуемого акционерного общества.
В определениях от 02.03.2012 и от 23.03.2012 апелляционный суд поручил ответчику представить обоснованные письменные опровержения довода, согласно которому преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в акционерное общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному акционерному обществу - истцу по делу.
Данное поручение истцом не выполнено, каких-либо пояснений по поставленному вопросу от ответчика не поступило.
Выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования Белореченский район от 24.06.2008 N 02-02/645, письмом Управления имущественных отношений Апшеронского района от 29.08.2007 N 3841, письмом Территориального управления т 03.09.2007 N 03-10/7756, письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.01.2009 N 52-688/09-21-19 подтверждается, что спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований (т. 1 л.д. 36-80, 216-219).
Кроме того, в материалы дела представлены уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о спорных объектах.
Согласно техническим паспортам (т. 2 л.д. 1-161, т. 3 л.д. 1-139) указанные в иске объекты введены в эксплуатацию в 1960 - 1989 годах, то есть до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Гражданское законодательство, действовавшее в период с 1960 по 1989 годы, не содержало положений о самовольной постройке, аналогичных положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с самовольной постройкой, определяло Постановление Совета Народных Комиссаров от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках".
Пункт 6 указанного постановления устанавливал, что самовольные застройщики, приступившие после издания настоящего постановления к строительству без надлежащего письменного разрешения, обязаны немедленно по получении соответствующего письменного требования исполкома городского или поселкового Совета депутатов трудящихся прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные им строения или части строений и привести в порядок земельный участок.
Доказательств несоблюдения указанного порядка строительства в материалы дела не представлено, поэтому отсутствуют основания для признания спорных объектов, созданных до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР 1964 года самовольными постройками.
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
До вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отсутствовали правовые нормы о том, что право собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества возникает не с момента возведения объекта и ввода его в эксплуатацию в установленном в период строительства порядке, а с момента государственной регистрации права застройщика в Едином государственном реестре прав.
В связи с этим право собственности правопредшественника истца на спорные объекты возникло в период их возведения и ввода в эксплуатации.
Штампы "самовольная постройка" в технических паспортах спорных объектов в данном случае не свидетельствуют о совершении истцом правонарушения в виде самовольного строительства, так как поставлены в 2005 году, притом, что объекты возведены в 1960-1989 годах, до ведения в действие части первой Гражданского кодекса РФ, указанные штампы свидетельствуют только об отсутствии регистрации права истца на указанные в иске объекты в Едином государственном реестре прав или органах БТИ (что, как отмечено выше, для возникновения права в момент их создания не требовалось).
Поскольку объекты были созданы в 1960-1989 годах, причем организацией государственной формы собственности, именно заявитель апелляционной жалобы должен был представить доказательства того, что они возведены с нарушением установленного порядка. Какие-либо доказательства допущенных при возведении объектов нарушений заявителем апелляционной жалобы не предоставлено. При этом истец представил в материалы дела копии землеустроительных дел, доказательства передачи объектов в порядке приватизации. Поэтому не может быть принят довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении порядка создания объектов по причине того, что истец не представил доказательств получении его правопредшественником в пользование сформированного земельного участка под каждой подстанцией, на которую было бы выдано разрешение на строительство.
Адреса объектов и кадастровые номера, указанные в иске, соответствуют адресам и кадастровым номерам, указанным в технических паспортах объектов. Технические паспорта также содержат ситуационные планы и схемы расположения зданий закрытых трансформаторных подстанций, позволяющие установить местонахождение каждого указанного в иске объекта.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы, согласно которому в соответствующей строке могла быть учтена стоимость электрооборудования, находящегося в зданиях трансформаторных подстанций, но не зданий.
Согласно представленным истцом апелляционному суду паспортам трансформаторных пунктов тип трансформаторных подстанций определен как "закрытая трансформаторная подстанция", что соответствует сведениям, отраженным в технических паспортах.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что трансформаторные подстанции, указанные в иске, состоят из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, которые не могут использоваться без защиты от воздействий внешней среды, и зданий.
Объекты недвижимого имущества (здания) и оборудование образуют в данном случае единое целое, изначально, с момента создания объекта - закрытой трансформаторной подстанции - предназначены для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2011 по делу N А32-55514/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Гражданское законодательство, действовавшее в период с 1960 по 1989 годы, не содержало положений о самовольной постройке, аналогичных положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Доказательств несоблюдения указанного порядка строительства в материалы дела не представлено, поэтому отсутствуют основания для признания спорных объектов, созданных до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР 1964 года самовольными постройками.
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
До вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отсутствовали правовые нормы о том, что право собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества возникает не с момента возведения объекта и ввода его в эксплуатацию в установленном в период строительства порядке, а с момента государственной регистрации права застройщика в Едином государственном реестре прав.
...
Штампы "самовольная постройка" в технических паспортах спорных объектов в данном случае не свидетельствуют о совершении истцом правонарушения в виде самовольного строительства, так как поставлены в 2005 году, притом, что объекты возведены в 1960-1989 годах, до ведения в действие части первой Гражданского кодекса РФ, указанные штампы свидетельствуют только об отсутствии регистрации права истца на указанные в иске объекты в Едином государственном реестре прав или органах БТИ (что, как отмечено выше, для возникновения права в момент их создания не требовалось)."
Номер дела в первой инстанции: А32-55514/2009
Истец: ОАО "Кубаньэнерго"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ по Кк
Третье лицо: Администрация МО Апшеронский район, Администрация мо Белореченский район, Администрация Муниципального образования Апшеронский район, Администрация муниципального образования Белореченский район, Администрация муниципального образования Лабинский район, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений по краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю