г. Вологда |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А66-6730/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Милан" Усалка В. В. по доверенности от 10.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Милан" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 ноября 2011 года по делу N А66-6730/2011 (судья Кольцова Т.В.),
установил
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (ОГРН 1026900561610; далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Милан" (ОГРН 1026901807680; далее - ООО "Милан"), Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Осташковский район" (ОГРН 1026901812662; далее - Комитет) о признании договора купли-продажи от 15 февраля 2019 года, заключенного между ответчиками в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:45:008: 02 37:8, общей площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Загородная, д. 57 в недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возложения обязанности на ООО "Милан" возвратить указанный земельный участок в государственную собственность по акту приема-передачи, а на администрацию муниципального образования "Осташковский район" - вернуть 10 299 руб. 99 коп., полученных от продажи земельного участка.
Определением суда от 13 сентября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования "Осташковский район"; удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований (обязать Комитет вернуть 10 299 руб. 99 коп., полученных от продажи земельного участка), об отказе от исковых требований к администрации муниципального образования "Осташковский район".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 ноября 2011 года исковые требования удовлетворены полностью. Суд признал недействительным договор купли-продажи земельного участка от 15 февраля 2010 года, заключенный между ответчиками; обязал ООО "Милан" в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда возвратить Комитету земельный участок с кадастровым номером 69:45:008: 02 37:8, общей площадью 1000 кв.м; обязал Комитет в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда возвратить ООО "Милан" 10 299 руб. 99 коп.; взыскал с ООО "Милан" в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
ООО "Милан" не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Апеллянт считает необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства ООО "Милан" об отложении рассмотрения дела в связи с выводами суда о том, что "ответчик является юридическим лицом и не лишен возможности направить в суд другого представителя". Также судом не учтены основания, изложенные в отзыве от 12 октября 2011 года: право собственности ООО "Милан" на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке; у ответчика не было возможности ознакомиться с содержанием постановления администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па в полном объеме, так как данное постановление нельзя считать официально опубликованным.
По мнению апеллянта, вывод суда о необходимости расторжения договора купли-продажи от 15 февраля 2019 года является ошибочным.
Прокуратура в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура и Комитет надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ООО "Милан", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования "Город Осташков" от 05.02.2010 N 136 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка ООО "Милан" по адресу: Тверская область, город Осташков, улица Загородная, дом 57 в, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Осташковский район" 15 февраля 2010 года заключил с ООО "Милан" договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка из земель поселений, с кадастровым номером 69:45:008 02 38:8, по адресу: Тверская область, город Осташков, улица Загородная, дом 57 в, общей площадью 1000 кв.м, в границах, указанных в кадастровом плане, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью. Земельный участок передан по акту приема-передачи. В счет выкупной цены земельного участка платежным поручением от 18 февраля 2010 года N 13 Общество перечислило Комитету 10 299, 99 руб. Договор купли-продажи прошел государственную регистрацию, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 марта 2011 года N 19/001/2011-833.
Прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры оспорил договор купли-продажи земельного участка от 15 февраля 2010 года, ссылаясь на его несоответствие требованиям закона - статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Земельный участок не может являться объектом сделки купли-продажи, поскольку относится к особо охраняемой природной территории, являясь курортом местного значения "Селигер" в силу постановления администрации Тверской области от 11 августа 2002 года N 305-па "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области". Указанное постановление опубликовано 13 марта 2009 года в газете "Тверская жизнь", выпуске N 49.
Суд удовлетворил требования Прокуратуры, признав их обоснованными.
Апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Защита нарушенных прав осуществляется, в частности, путем признания сделки недействительной (статья 12 ГК РФ).
В соответствии с абзацами третьим и четвертым части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
По правилам статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий. Согласно статьям 94, 96 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации данные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Администрацией Тверской области 11 августа 2002 года принято постановление N 305-па "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области", которое официально было опубликовано 13 марта 2009 года в газете "Тверская жизнь", выпуске N 49. Указанным постановлением администрации Тверской области курорту "Селигер" придан статус особо охраняемой природной территории местного значения.
Пунктами 2, 3 данного постановления утверждено Положение о курорте местного значения "Селигер" в Тверской области и установлены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер", обозначенные в разработанных закрытым акционерным обществом "Курортпроект" графических материалах с границами Округа и зон горно-санитарной охраны курорта "Селигер".
Пунктом 2.1 указанного Положения установлено месторасположение курорта местного значения "Селигер" - на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Центр курорта - г. Осташков. Пунктом 2.2 закреплено, что курорт местного значения "Селигер" относится к особо охраняемым природным территориям.
Письмом ЗАО "Курортпроект" от 20 апреля 2011 года N 03-01/11 также подтверждается, что город Осташков и весь Осташковский район полностью входят в границы курорта "Селигер", поскольку расположены в границах Округа горно-санитарной охраны курорта "Селигер".
Таким образом, наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта "Селигер", в также совокупность представленных по делу доказательств позволяют суду сделать вывод, что земельный участок с кадастровым номером 69:45:008 02 38:8, расположенный по адресу: Тверская область, город Осташков, улица Загородная, дом 57 в, общей площадью 1000 кв.м, приобретатель - ООО "Милан", полностью расположен в границах третьей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта "Селигер" и относится к землям особо охраняемых территорий.
Доводы о том, что у спорного земельного участка отсутствует статус особо охраняемой территории, не основаны на законе в силу вышеизложенного.
Кроме того, факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 16 июня 2009 года N 1882/09.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьями 167, 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, недействительна и не влечет правовых последствий.
По правилам пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Суд первой инстанции также установил, что в счет выкупной цены земельного участка общей площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером 69:45:008 02 38:8, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, улица Загородная, дом 57 в, платежным поручением от 18.02.2010 N 13 ООО "Милан" перечислило Комитету 10 299 руб. 99 коп.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 10 ноября 2011 года по делу N А66-6730/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Милан" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы о том, что у спорного земельного участка отсутствует статус особо охраняемой территории, не основаны на законе в силу вышеизложенного.
Кроме того, факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
...
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьями 167, 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, недействительна и не влечет правовых последствий.
По правилам пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке."
Номер дела в первой инстанции: А66-6730/2011
Истец: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
Ответчик: Комитет по управлению имуществом МО "Осташковский район", ООО "Милан"
Третье лицо: Администрация МО "Осташковский район", Администрация муниципального образования "Осташковский район", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области