г. Самара |
|
13 апреля 2012 г. |
Дело N А55-19606/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Апаркина В.Н., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Телегин А.А., Гнутов Н.И., протокол собрания от 07 июня 2011 г. N 1-2011/р;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 08 февраля 2012 г. N 53;
от третьего лица - Александров А.Ю., доверенность от 27 мая 2011 г. N Д05-01/1647,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
потребительского кооператива "Коллективная стоянка N 249", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2012 г.
по делу N А55-19606/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению потребительского кооператива "Коллективная стоянка N 249", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив "Коллективная стоянка N 249" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 29 июня 2011 г. N 12-1/3659/08 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Московское шоссе, 17 км, площадью 13 121, 8 кв.м., под временную коллективную стоянку металлических гаражей и обязании предоставить заявителю в аренду указанный земельный участок под временную коллективную стоянку металлических гаражей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованное лицо на основании заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара подготовило законное и обоснованное решение об отказе.
Заявителем не представлено суду каких-либо доказательств наличия со стороны заинтересованного лица нарушений норм действующего законодательства.
Расположение на земельных участках каких-либо объектов, занятие земельного участка иным образом (стоянкой металлических гаражей) не является основанием для возникновения каких-либо прав на земельный участок.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что заявитель на протяжении более 25 лет использует испрашиваемый земельный участок под размещение металлических гаражей.
18 мая 2001 г. с заявителем был заключен договор аренды спорного земельного участка N 009049. Данный договор является действующим и не расторгнут до настоящего времени. Следовательно, заявитель имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Заявителем в административные органы сданы документы для разрешения вопроса, необходимого при рассмотрении настоящего заявления.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители заинтересованного лица и третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением от 02 октября 2008 г. N 12-1/3659/08 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 121, 80 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Московское шоссе, 17 км, для использования под временную коллективную стоянку металлических гаражей (л.д. 52).
Для рассмотрения указанного заявления по существу заинтересованное лицо направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение N 12-1/3659/08 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом зонирования территорий.
02 июня 2011 г. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара выдал заключение N СП-3/-3243-8-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 63).
В качестве основания для вынесения данного заключения указано на то, что в соответствии с градостроительной документацией, на основании карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2). Использование земельного участка под временную коллективную стоянку металлических гаражей не относится к основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
На основании данного заключения заинтересованное лицо 29 июня 2011 г. приняло решение N 12-1/3659/08 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю (л.д. 64).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство имущественных отношений Самарской области (заинтересованное лицо по настоящему делу).
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 данного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.2 Порядка).
В силу п. 2.3 Порядка заинтересованное лицо не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В свою очередь, п. 2.6 Порядка установлено, что в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара выдано заключение от 02 июня 2011 г. N СП-3/-3243-8-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, поскольку использование испрашиваемого земельного участка под временную коллективную стоянку металлических гаражей не разрешено Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61.
Данное заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в установленном порядке не оспорено и не признано незаконным (недействительным).
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Следовательно, при наличии указанного заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для вынесения решения о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заинтересованное лицо на основании выданного Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара заключения подготовило законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка под указанные в заявлении цели.
Каких-либо доказательств наличия со стороны заинтересованного лица нарушений норм действующего законодательства в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что он имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, поскольку с ним был заключен договор аренды спорного земельного участка от 18 мая 2001 г. N 009049, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Поскольку указанный выше договор аренды не прошел процедуру государственной регистрации, то он в силу п. 3 ст. 433 ГК РФ является незаключенным и не порождает каких-либо прав и обязанностей для сторон.
Более того, в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка как объекта земельных правоотношений, а также постановки этого участка на кадастровый учет.
Следовательно, у заявителя отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Как правильно указал суд первой инстанции, расположение на испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов не является основанием для возникновения прав на данный участок.
Обращение заявителя в уполномоченные органы с заявлениями о разрешении возникших вопросов также не может являться основанием для признания незаконным отказа заинтересованного лица.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2012 г. по делу N А55-19606/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
...
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
...
В соответствии с п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Поскольку указанный выше договор аренды не прошел процедуру государственной регистрации, то он в силу п. 3 ст. 433 ГК РФ является незаключенным и не порождает каких-либо прав и обязанностей для сторон."
Номер дела в первой инстанции: А55-19606/2011
Истец: Потребительский кооператив "Коллективная стоянка N249"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара