г. Челябинск |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А07-18477/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2012 по делу N А07-18477/2011 (судья Бобылёва М.П.).
В заседании приняли участие представители:
Правительства Республики Башкортостан - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010 N к-18),
общества с ограниченной ответственностью "Сафкуль" - Токарев Я.В. (доверенность от 04.04.2012), Дробышева Е.В. (доверенность от 08.12.2011), Ширяева М.С. (доверенность от 10.01.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Сафкуль" (далее - заявитель, ООО "Сафкуль") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Правительству Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Правительство РБ) о признании недействительным распоряжения Правительства РБ от 04.07.2011 N 823-р о признании утратившим силу распоряжения Правительства РБ от 15.04.2011 N 347-р (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л. д. 37-39).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.01.2012 (резолютивная часть объявлена 11.01.2012) заявление ООО "Сафкуль" удовлетворено. Суд признал недействительным распоряжение Правительства РБ от 04.07.2011 N 823-р как несоответствующее Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель из одной категории в другую), Закону Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан".
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Правительство РБ (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность выводов суда, что привело к вынесению незаконного решения по делу. Податель жалобы ссылается на то, что поскольку распоряжение от 15.04.2011 N 347-р было принято с нарушением требований земельного законодательства, то оно обоснованно было признано утратившим силу в соответствии с распоряжением от 04.07.2011 N 823-р. Так, как указал податель жалобы, в нарушение пункта 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения не установлены. Соответственно, ходатайство ООО "Сафкуль" о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов в целях строительства дома отдыха не могло быть признано соответствующим земельному законодательству.
В качестве следующего довода апелляционной жалобы Правительство РБ, ссылаясь на нормы права, предусмотренные подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 7, частью 2 статьи 10 Закона о переводе земель из одной категории в другую, Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях), статьями 4, 6 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об особых экономических зонах), указало, что Правительством Российской Федерации не принималось постановление о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Республики Башкортостан, где расположен спорный земельный участок. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении спорного земельного участка установлен особый природоохранный, научный, историко-культурный, эстетический, рекреационный, оздоровительный статус.
Кроме того, Правительство РБ полагает, что ООО "Сафкуль" не доказало, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, создает препятствия в эффективном использовании данного участка в соответствии с категорией земель, к которой он отнесен, и видом деятельности, для осуществления которой он предназначен. ООО "Сафкуль" не подтвердило необходимость перевода спорного земельного участка из одной категории в другую, а намерение заявителя осуществить строительство дома отдыха на данном земельном участке, по мнению заинтересованного лица, не может служить основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным.
Податель жалобы также полагает, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на подачу заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, поскольку об оспариваемом распоряжении заявителю стало известно 13.07.2011 из отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, а заявление по настоящему делу в Арбитражный суд Республики Башкортостан поступило 17.10.2011. Оснований для признания причин пропуска срока подачи заявления уважительными заявителем не представлено. По мнению Правительства РБ, суд необоснованно не рассмотрел вопрос о пропуске заявителем срока обращения в арбитражный суд.
От ООО "Сафкуль" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В обоснование своих возражений ООО "Сафкуль" ссылается на то, что распоряжение Правительства РБ от 15.04.2011 N 347-р было вынесено правомерно, на законных основаниях, в пределах предоставленных Правительству РБ полномочий. Со ссылкой на статью 15 Закона о переводе земель из одной категории в другую, которой устанавливается круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к определенной категории и перевода из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю, и подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ООО "Сафкуль" полагает, что перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По мнению заявителя, ссылка подателя жалобы на пункт 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованной, так как в данной норме речь не идет о порядке перевода земельных участков из одной категории в другую. Указанный пункт определяет нормативные акты, регулирующие порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок их использования и охраны земель. В силу прямого указания статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Отнесение земель к определенной категории и перевод из одной категории в другую являются различными терминами и их подмена недопустима.
ООО "Сафкуль" не согласно с доводом апелляционной жалобы о том, что земельный участок может быть переведен в категорию особо охраняемых территорий только путем создания туристско-рекреационной особой экономической зоны. Полагает, что поскольку в распоряжении от 15.04.2011 N 347-р речь идет о переводе земель сельскохозяйственного назначения, к возникшим правоотношениям не применимы положения абзаца девятого пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, на который ссылается податель жалобы, предусматривающий порядок перевода в земли особо охраняемых территорий и объектов земель иных категорий, то есть не перечисленных в предыдущих абзацах пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (земель не сельскохозяйственного назначения, и не относящихся к землям населенных пунктов). Ссылаясь на пункт 2 статьи 10 Закона о переводе земель из одной категории в другую, ООО "Сафкуль" указало в отзыве, что данная норма предусматривает три случая перевода земель в земли особо охраняемых территорий, а не единственный, на который ссылается податель жалобы.
Заявитель отметил, что Земельный кодекс Российской Федерации не содержит понятия особо охраняемой территории, однако указывает какие земли относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, и относит к ним, в том числе земли рекреационного назначения. Сам факт придания землям статуса земель рекреационного назначения позволяет говорить о создании в рамках данного земельного участка особо охраняемой территории. Данный вывод обосновывается также тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" документы территориального планирования, в том числе правила землепользования и застройки до 31.12.2012 для осуществления перевода земель из одной категории в другую не требуются. В связи с указанным ООО "Сафкуль" не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что перевод спорного земельного участка в земли особо охраняемых территорий и объектов должен был осуществляться путем установления или изменения границ туристско-рекреационной особой экономической зоны в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, в том числе в соответствии с положениями Закона об особых экономических зонах.
ООО "Сафкуль" считает ошибочной ссылку подателя жалобы на Закон об особо охраняемых природных территориях, поскольку спорный земельный участок не переводился в земли особо охраняемых природных территорий, соответственно, не подпадал под сферу регулирования данного Закона.
В отзыве заявитель также ссылается на следующие обстоятельства. Порядок перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий определяется системным толкованием следующих правовых норм: пунктом 1 статьи 2, статьей 10 Закона о переводе земель из одной категории в другую, статьями 8, 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", постановлением Правительства РБ от 10.06.2008 N 196 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации в другую категорию и состава документов, прилагаемых к нему". Последним нормативным актом установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о переводе земель из одной категории в другую. ООО "Сафкуль" считает, что приложило к заявлению все документы, кроме документов территориального планирования, которые до 31.12.2012 не требуются, и проекта рекультивации земель, который в рассматриваемом случае также не требуется. Поскольку до принятия распоряжения от 15.04.2011 N 347-р были получены все необходимые согласования о возможности перевода земельного участка в другую категорию с целью размещения на нем дома отдыха, порядок перевода земель из одной категории в другую не был нарушен, указанное распоряжение не противоречит законодательству, регламентирующему порядок перевода земель в другую категорию. Следовательно, по мнению заявителя, безосновательной является ссылка подателя жалобы на то, что ООО "Сафкуль" документально не подтвердило необходимость указанного перевода.
Кроме того, ООО "Сафкуль" в отзыве указало, что у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительства РБ отсутствуют правовые возможности для отмены изданных им ненормативных правовых актов даже в порядке самоконтроля. Подобный правовой механизм применяется только в отношении ненормативных актов органов местного самоуправления.
В качестве нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя ООО "Сафкуль" указало на то, что заявитель в связи с отменой распоряжения от 15.04.2011 N 347-р понесет значительные убытки, поскольку была заказана проектная документация на строительство дома отдыха.
Считает, что ссылка подателя жалобы на пропуск срока для обращения в суд не соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам дела, поскольку заявление об оспаривании ненормативного правового акта было направлено в адрес Арбитражного суда Республики Башкортостан 10.10.2011.
Определением от 22.03.2012 судебное разбирательство было отложено на 05.04.2012.
В судебном заседании представитель Правительства РБ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ООО "Сафкуль" в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
По ходатайству представителя ООО "Сафкуль" арбитражным судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены дополнительные документы, а именно: доказательства государственной регистрации договора аренды земельного участка от 05.06.2007 N 95-07-61-зем - договор аренды земельного участка от 05.06.2007 N 95-07-61-зем с отметкой о государственной регистрации; доказательства государственной регистрации дополнительного соглашения от 13.12.2010 N 337 - соглашение от 13.12.2010 N 337 с отметкой о государственной регистрации; кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости от 28.10.2010 N 02/10/1-708488); документы, обосновывающие необходимость перевода земельного участка из одной категории в другую: заключение Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по выбору земельного участка от 03.02.2011 N 05; заключение Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району от 14.12.2010; письмо администрации сельского поселения Миндякский сельсовет от 20.12.2010; справка администрации сельского поселения Миндякский сельсовет от 20.12.2010 об отсутствии отзывов населения; письмо администрации муниципального района Учалинский район от 14.12.2010 N 01-19/1575; письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 17.01.2011 об устранении замечаний; письмо ООО "Сафкуль" от 08.02.2011 с обоснованием перевода; письмо Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району и городу Учалы от 04.04.2012 N 07-538.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 05.06.2007 администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан принято постановление N 6-702 УД (л. д. 22) о предоставлении ООО "Сафкуль" в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004, площадью 72 000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Озерный сельсовет, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 1 постановления).
05 июня 2007 года между администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "Сафкуль" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 95-07-61зем (л. д. 16-19), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 72 000 кв. м, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004, находящийся по адресу: муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Озерный сельсовет, для использования в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок действия настоящего договора устанавливается с 05.06.2007 до 04.06.2012.
Договор аренды земельного участка от 05.06.2007 N 95-07-61зем зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 18.07.2007, номер регистрации 02-04-10/007/2007-408, что подтверждается соответствующим штампом регистрационной надписи на экземпляре договора, представленном арбитражному суду апелляционной инстанции.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от 05.06.2007, представленному арбитражному суду апелляционной инстанции, администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан передала, а ООО "Сафкуль" приняло в аренду земельный участок из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004, общей площадью 72 000 кв. м, расположенный по адресу: муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Озерный сельсовет, для использования в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
21 ноября 2007 года администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан принято постановление N 11-1583 УД (л. д. 23), в соответствии с которым пункт 1 постановления от 05.06.2007 N 6-702 УД изложен в следующей редакции: "Предоставить ООО "Сафкуль" в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004, площадью 72 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Озерный сельсовет, из земель СПК Озонкуль, в том числе 72 000 кв. м естественных пастбищ для ведения сельскохозяйственного производства для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
13 декабря 2010 года постановлением администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан N 12-2116 УД (л. д. 24) в связи с размежеванием земельного участка и изменением вида разрешенного использования земельного участка, на основании заявления ООО "Сафкуль" от 01.11.2010 N 44 у ООО "Сафкуль" изъята часть земельного участка площадью 12 084 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, в 3,2 км на юго-запад от д. Батталово, и передана в ведение сельского поселения Миндякский сельсовет муниципального района Учалинский район (пункт 1 постановления). Пункт 1 постановления от 05.06.2007 N 6-702 УД изложен в следующей редакции: "Предоставить ООО "Сафкуль" в аренду сроком на 5 лет земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:48:161803:9, площадью 59 914 кв. м, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Миндякский сельсовет, в 3 км на юго-запад от д. Батталово, для ведения рыбного хозяйства" (пункт 2 постановления).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28.10.2010 N 02/10/1-708488, представленному арбитражному суду апелляционной инстанции, земельный участок с кадастровым номером 02:48:161803:9 (предыдущий номер 02:48:161803:4), площадью 59 914 кв. м внесен в государственный кадастр недвижимости 13.10.2010. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир от д. Батталово. Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, с/с Миндякский. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
13 декабря 2010 года между администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и ООО "Сафкуль" подписано соглашение N 337 (л. д. 25) к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем, согласно которому стороны решили в пункт 1.1 договора внести следующие изменения: слова "с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004", заменить словами "с кадастровым номером 02:48:161803:9", слова "площадью 72 000 кв. м" заменить словами "площадью 59 914 кв. м", слова "для использования в целях для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" заменить словами "для ведения рыбного хозяйства", слова "сельское поселение Озерный сельсовет" заменить словами "сельское поселение Миндякский сельсовет, в 3 км на юго-запад от д. Батталово" (пункт 1 соглашения).
Соглашение от 13.12.2010 N 337 к договору аренды земельного участка от 05.06.2007 N 95-07-61зем зарегистрировано в ЕГРП 06.10.2011, номер регистрации 02-04-19/016/2011-053, что подтверждается соответствующим штампом регистрационной надписи на экземпляре соглашения, представленном арбитражному суду апелляционной инстанции.
14 декабря 2010 года администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан постановлением N 12-2141 УД (л. д. 26) утвержден акт выбора (обследования) земельного участка от 01.12.2010 для строительства дома отдыха, расположенного на территории сельского поселения Миндякский сельсовет муниципального района Учалинский район, в 3 км на юго-запад от д. Батталово, площадью 59 914 кв. м, с кадастровым номером 02:48:161803:9.
16 декабря 2010 года ООО "Сафкуль" обратилось в Правительство РБ с письмом N 90 (л. д. 27) о переводе земельного участка площадью 59 914 кв. м с кадастровым номером 02:48:161803:9, находящегося на праве аренды у ООО "Сафкуль", из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха.
11 февраля 2011 года ООО "Сафкуль" повторного обратилось в Правительство РБ с заявлением N 15 (л. д. 28) о переводе земельного участка площадью 59 914 кв. м с кадастровым номером 02:48:161803:9, находящегося на праве аренды у ООО "Сафкуль", из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха.
15 апреля 2011 года Правительством РБ на основании ходатайства ООО "Сафкуль" в соответствии со статьями 3, 7, 15 Закона о переводе земель из одной категории в другую, статьей 25.5 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" вынесено распоряжение N 347-р (л. д. 30), которым произведен перевод земельного участка площадью 59 914 кв. м с кадастровым номером 02:48:161803:9 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов в целях строительства дома отдыха в границах, определенных выпиской из государственного кадастра недвижимости о земельном участке (пункт 1 постановления).
24 мая 2011 года администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан принято постановление N 5-1141 УД (л. д. 31), в соответствии с которым в пункт 2 постановления от 13.12.2010 N 12-2116 УД и в постановление от 05.06.2007 N 6-702 УД внесены изменения: слова "земель сельскохозяйственного назначения" заменены словами "земли особо охраняемых территорий и объектов", слова "для ведения рыбного хозяйства" заменены словами "в целях строительства дома отдыха" (пункт 1 постановления).
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка от 27.04.2011 N 02/11/1-104004 (л. д. 72-73) земельный участок площадью 59 914 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, сельсовет Миндякский, внесен в государственный кадастр недвижимости 13.10.2010, присвоен кадастровый номер 02:48:161803:9. Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование: в целях строительства дома отдыха.
31 мая 2011 года между администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и ООО "Сафкуль" подписано соглашение N 146 (л. д. 32) к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем, которым в пункт 1.1 договора аренды внесены изменения: слова "земли сельскохозяйственного назначения" заменены словами "земли особо охраняемых территорий и объектов", слова "для ведения рыбного хозяйства" заменены словами "в целях строительства дома отдыха" (пункт 1 соглашения).
16 июня 2011 года ООО "Сафкуль" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации дополнительных соглашений от 13.12.2010 N 337 и от 31.05.2011 N 146 к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем, что подтверждается распиской в получении документов (л. д. 33), а также пояснениями заявителя в заявлении по делу (л. д. 13).
04 июля 2011 года Правительством РБ вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела распоряжение N 823-р (л. д. 20) о признании утратившим силу распоряжения Правительства РБ от 15.04.2011 N 347-р.
13 июля 2011 года Управление Росреестра направило в адрес ООО "Сафкуль" сообщение N 19/008/2011-886, 887, 888 (л. д. 34) об отказе в государственной регистрации внесения изменений, дополнительного соглашения в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, сельское поселение Озерный сельсовет, кадастровый номер 02:48:16 18 03:0004, в связи с тем, что признано утратившим силу распоряжение Правительства РБ от 15.04.2011 N 347-р о переводе вышеуказанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий. Основанием отмены вышеуказанного распоряжения является распоряжение Правительства РБ от 04.07.2011 N 823-р.
Письмом от 20.07.2011 N 01-20/933 (л. д. 80) администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан сообщила ООО "Сафкуль" о том, что распоряжение Правительства РБ от 15.04.2011 N 377-р признано утратившим силу.
Из дополнительно представленных ООО "Сафкуль" документов в обоснование возможности перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий, которые были представлены с заявлением о переводе, усматривается следующее.
В обоснование перевода земель из сельскохозяйственного назначения в категорию особо охраняемых территорий и объектов для рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха ООО "Сафкуль" в письме от 08.02.2011 N 6 указало, что основными целями являются: развитие туристического - рекреационного направления, удовлетворение потребностей жителей Республики Башкортостан и других регионов России в полноценном отдыхе; привлечение инвестиций в регион; оказание экономической поддержки жителям Учалинского и Абзелиловского районов; развитие инфраструктуры прилегающих ближайших сел (улучшение подъездных путей, проведение газовой магистрали).
В заключении от 14.12.2010 N 07-1791 Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району и городу Учалы указал, что ввиду изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 02:48:161803:9, площадью 59 914 кв. м, сельскохозяйственных угодий пастбищ, расположенного на территории сельского поселения Миндякский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, в 3 км на юго-запад от д. Батталово, в целях для строительства Дома отдыха, считает целесообразным произвести перевод его из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения.
Кроме того, указано, что данный земельный участок не включен в состав земель, подлежащих бесплатной приватизации гражданами, имеющими право на земельную долю (пай), решение о бесплатной приватизации не принималось; государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена; документы, необходимые для перевода земель сельскохозяйственного назначения, представлены в соответствии с постановлением Правительства РБ от 10.06.2008 N 196.
Согласно письму от 20.12.2010 администрация сельского поселения Миндякский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан не возражает против перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного назначения) земельного участка, расположенного на территории: Республика Башкортостан, Учалинский район, сельское поселение Миндякский сельсовет в 3 км на юго-запад от д. Батталово, общей площадью 59 914 кв. м с кадастровым номером 02:48:161803:9.
Также из письма Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району и городу Учалы от 04.04.2012 N 07-538 следует, что спорный земельный участок в соответствии с почвенными картами и материалами описания почв совхоза "Байрамгуловский" Учалинского района, разработанными Министерством сельского хозяйства РСФСР, по своим характеристикам относится к комплексу черноземы вылощенные тучные маломощные тяжелосуглинистые слабощебнистые. Выделены почти повсеместно массивами различной величины на пологих и покатых взбугренных склонах сопок и водоразделов различных экспозиций. Средняя мощность гумусового горизонта составляет 29 см, колебания от 22 до 35 см. Механический состав почв - тяжелосуглинистый - в верхнем 20-ти см слое содержится от 45,9 до 56,2 % "физической глины". По содержанию гумуса относится к тучным - 9,0-14,0 %. По взбугрениям горные породы пятнами выходят на поверхность и их невозможно выделить отдельными контурами. Выходы горных пород значительно снижают производственные качества сенокосных и пастбищных угодий. Агропромышленные качества этих почв низкие, по сравнительной общей оценке относятся к худшим почвам. Они не пригодны для механизированной обработки. Используются под пологом леса. Улучшение кормовых угодий на этих почвах затруднено из-за малой мощности профиля, условия произрастания растений на этих почвах очень жесткие, питательных веществ и влаги недостаточно. С учетом изложенного, администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан поддержала инициативу ООО "Сафкуль" о переводе земельного участка в категорию особо охраняемых территорий и объектов.
Полагая, что распоряжение Правительства РБ от 04.07.2011 N 823-р является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Сафкуль" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамах настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что фактически оспариваемое распоряжение направлено на изменение категории, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 02:48:161803:9, без соблюдения предусмотренной Законом о переводе земель из одной категории в другую процедуры. Суд указал, что Правительством РБ в нарушение требований, предусмотренных статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не приведено доказательств несоответствия закону распоряжения от 15.04.2011 N 347-р для его последующей отмены. Кроме того, Правительством РБ не подтверждена обоснованность принятого распоряжения от 04.07.2011 N 823-р, не приведены обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта. Суд также указал в решении, что представитель Правительства РБ в судебном заседании не оспорил заявленные требования о признании недействительным ненормативного акта государственного органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемого ненормативного акта и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта отсутствия незаконности оспариваемого ненормативного акта лежит на соответствующем органе, акт которого оспаривается. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым актом законных прав и интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований ООО "Сафкуль".
Так, Земельным кодексом Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7) закреплен принцип деления земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Из норм, содержащихся в частях 1 и 2 статьи 15 Закона о переводе земель из одной категории в другую, следует, что Правительство РБ является органом, в компетенцию которого входит перевод спорного земельного участка в иную категорию.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о незаконности распоряжения N 347-р в связи с противоречием пункту 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, так как органами местного самоуправления муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения не установлены.
ООО "Сафкуль" в отзыве на апелляционную жалобу верно указало, что названная норма определяет нормативные акты, регулирующие порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок их использования и охраны земель. Отнесение земель к определенной категории и перевод из одной категории в другую являются различными понятиями.
Также является ошибочной ссылка подателя жалобы на Закон об особо охраняемых природных территориях, поскольку спорный земельный участок не переводился в земли особо охраняемых природных территорий, соответственно, не подпадал под сферу регулирования данного Закона.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции считает неверным довод Правительства РБ о том, что заявителем пропущен установленный законом срок для обращения в суд с рассматриваемым заявлением, так как доказательства того, что ООО "Сафкуль" получило отказ от 13.07.2011 Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения от 31.05.2011 к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем, причиной которого было именно признание утратившим силу распоряжения от 15.04.2011 N 347-р о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий, 13.07.2011, а, следовательно, и узнало о наличии оспариваемого ненормативного акта в указанную дату, отсутствуют.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя жалобы о том, что основания для перевода земельного участка с кадастровым номером 02:48:161803:9 площадью 59 914 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий на основании ходатайства ООО "Сафкуль" отсутствовали.
Так, пунктом 1 статьи 4 Закона о переводе земель из одной категории в другую предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме, в том числе в связи с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.
Согласно пункту части 2 статьи 10 названного Закона перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае, в том числе создания особо охраняемых территорий; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Понятие и состав земель особо охраняемых территорий, к которым относятся и земли рекреационного назначения, определяется в статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Таким образом, из изложенных норм следует, что для указанных земель предполагается установление их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, они должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота.
В рассматриваемом случае ООО "Сафкуль" обратилось с заявлением о переводе указанного ранее земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха.
Между тем сведений о том, что спорному земельному участку установлен статус особо охраняемой территории с объектами рекреационного назначения с определением ему особого правого режима в материалах дела не имеется.
Не следует это и из письма ООО "Сафкуль" от 08.02.2011 N 6, направленного в обоснование перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию особо охраняемых территорий и объектов для рекреационного назначения в целях строительства дома отдыха, мотивированного тем, что строительство дома отдыха повлечет положительный социально-экономический эффект, развитие инфраструктуры.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии предусмотренных законом оснований для изменения целевого назначения спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения, в дело не представлены.
Одно лишь намерение ООО "Сафкуль" осуществить строительство дома отдыха на спорном земельном участке не может служить основанием для осуществления перевода земельного участка в иную категорию.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 2 Закона о переводе земель из одной категории в другую в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются, в том числе права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходима, в том числе выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить.
Таким образом, ходатайство о переводе земельного участка в иную категорию подается правообладателем такого участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 названного Кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Из смысла последней нормы следует, что при образовании нового земельного участка взамен переданного в аренду арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора, или посредством заключения соглашения о внесении изменений в прежний договор.
Соглашением от 13.12.2010 N 337 к договору аренды от 05.06.2007 N 95-07-61зем администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и ООО "Сафкуль" фактически заменили предмет договора аренды, а именно земельный участок с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004 площадью 72 000 кв. м заменен на земельный участок с кадастровым номером 02:48:161803:9 площадью 59 914 кв. м.
В связи с разделением земельного участка с кадастровым номером 02:48:16 18 03:0004 данный участок был снят с кадастрового учета 13.10.2010.
Соглашение от 13.12.2010 N 337 было зарегистрировано в ЕГРП только 06.10.2011, то есть после вынесения Правительством РБ распоряжения от 15.04.2011 N 347-р о переводе.
Таким образом, на момент обращения с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:48:161803:9 площадью 59 914 кв. м в иную категорию и на момент вынесения Правительством РБ распоряжения от 15.04.2011 N 347-р ООО "Сафкуль" еще не реализовало право, предусмотренное пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствие в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законе Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" указания на возможность отмены органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих не соответствующих требованиям закона вынесенных ранее актов само по себе не свидетельствует о незаконности такого отменяющего акта.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом властного органа правовой акт. При этом отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций, отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
На основании указанного ранее арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого в данном деле ненормативного акта.
Соответственно, основания полагать, что оспариваемым актом нарушены права и законные интересы заявителя, отсутствуют.
В связи с изложенным обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба Правительства РБ удовлетворению. В удовлетворении требований ООО "Сафкуль", заявленных по настоящему делу, следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2012 по делу N А07-18477/2011 отменить, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан удовлетворить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Сафкуль" о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 04.07.2011 N 823-р о признании утратившим силу распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.04.2011 N 347-р отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 3 статьи 2 Закона о переводе земель из одной категории в другую в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются, в том числе права на земельный участок.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
...
Соглашение от 13.12.2010 N 337 было зарегистрировано в ЕГРП только 06.10.2011, то есть после вынесения Правительством РБ распоряжения от 15.04.2011 N 347-р о переводе.
Таким образом, на момент обращения с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 02:48:161803:9 площадью 59 914 кв. м в иную категорию и на момент вынесения Правительством РБ распоряжения от 15.04.2011 N 347-р ООО "Сафкуль" еще не реализовало право, предусмотренное пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствие в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законе Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" указания на возможность отмены органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих не соответствующих требованиям закона вынесенных ранее актов само по себе не свидетельствует о незаконности такого отменяющего акта."
Номер дела в первой инстанции: А07-18477/2011
Истец: ООО "Сафкуль"
Ответчик: Правительство Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13496/12
25.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13496/12
01.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13496/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6407/12
12.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1961/12