Экологический дозор не дремлет
В последнее время участились проверки Ростехнадзора по соблюдению организациями требований природоохранного законодательства. В связи с этим для руководителей фирм и бухгалтеров актуальными становятся вопросы, касающиеся порядка привлечения к ответственности за невыполнение этих требований, а также процедуры обжалования таких решений.
Большинство организаций обычно и не догадываются о том, что экологические платежи - это одна из их обязанностей, питая убеждение, что деятельность их далека от проблем окружающей среды. Поэтому им не известно ни то, что результатом такого неведения может стать крупный штраф, ни то, кто будет его начислять.
Но тем не менее такой расклад весьма вероятен. Впрочем, отчаиваться не стоит. Ведь обычно при оформлении результатов проверки, а в последующем и при вынесении постановления о привлечении к ответственности проверяющие могут допустить нарушения норм материального и процессуального права. Поэтому обжалование их действий и признание незаконным их постановления вполне возможно, но для этого нужно иметь четкое представление о требованиях законодательства.
О том, кто и за что должен платить экологический сбор
Следует отметить, что формально обязанность вносить плату может появиться у любой организации, вне зависимости от того, насколько существенно ее влияние на экологию - будь то производство токсичных веществ или же обычное использование автотранспорта и т.д.
В соответствии с природоохранным законодательством РФ предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, именуются природопользователями. Такие вопросы как плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, регламентируются Порядком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Порядок). Он предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Важно отметить, что данный перечень является открытым.
Порядок предусматривает возможность уплачивать экологический сбор как в пределах допустимых нормативов, определенных законом, так и в пределах установленных лимитов, представляющих собой временно согласованные с Ростехнадзором нормативы.
В настоящее время указанная плата производится по утвержденной Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204 форме расчета, и природопользователь обязан предоставлять его в территориальный орган Ростехнадзора ежеквартально. Но для этого прежде всего необходимо встать на учет в территориальном органе Ростехнадзора в качестве плательщика по каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду - как передвижному, так и стационарному.
Нельзя не обратить внимание...
В последнее время Ростехнадзором проводилась работа в части совершенствования законодательства в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Тем не менее до сих пор существует некая неопределенность в отношении срока возникновения такой обязанности.
Дело в том, что еще в 2002 году плата за негативное воздействие на окружающую среду признавалась в целом незаконной, а постановление Правительства РФ N 632 считалось недействительным (решение Верховного суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ2002-178). Однако в конце того же года Конституционный суд своим определением от 10 декабря 2002 г. N 284-О установил, что постановление Правительства РФ N 632 следует применять, а вышеуказанные выплаты признал законными. Вместе с тем ставки, действующие на то время и утвержденные Минприроды России, Верховный суд РФ своим решением от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ03-49 признал недействующими.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой законом была установлена обязанность уплаты экологического сбора, но не был нормативно установлен ее порядок.
Новые ставки были утверждены постановлением Правительства РФ N 344 от 12 июня 2003 г. (далее - постановление Правительства РФ N 344). Настоящее постановление действует с 30 июня 2003 года. Срок же внесения платы на федеральном уровне был установлен приказом Ростехнадзора от 08 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Следовательно, если порядок расчета платы за загрязнение (в том числе сроки ее внесения) не был установлен, организации не обязаны ее перечислять. Такой вывод подтверждает сложившаяся арбитражная практика (ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 10 сентября 2004 г. N А33-17858/03-С3-Ф02-3659/04-С1).
Встречайте проверку
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" представители Ростехнадзора обязаны проверять соблюдение юридическими и физическими лицами требований нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности (в области природоохранного законодательства и законодательства об охране окружающей среды РФ).
Исходя из положений указанного выше закона, мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений Ростехнадзора.
Проверка может проводиться только теми должностными лицами, имена которых указаны в распоряжении. Продолжительность ее не должна превышать один месяц. В исключительных случаях на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем Ростехнадзора или его заместителем срок его проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Существуют и плановые мероприятия, предназначенные для проверки выполнения организациями обязательных требований. В отношении одной фирмы каждым органом государственного контроля такое мероприятие может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка может быть проведена не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность организации при выявлении нарушений обязательных требований.
Перечень прав, которыми наделены государственные инспекторы при исполнении своих должностных обязанностей, содержится в статье 66 Закона "Об охране окружающей среды".
Таким образом, в результате проведения проверки на организацию и (или) должностные лица может быть наложен штраф в рамках главы 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования".
На практике сотрудники Ростехнадзора часто привлекают "недобросовестных" природопользователей к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2 и 8.41 КоАП РФ. Эти нормы предусматривают следующие нарушения: несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. К несоблюдению экологических требований при эксплуатации здания, к примеру, на практике относится такое нарушение как непредставление отчетов о фактическом образовании отходов мусора. По каждой из указанных статей организация может быть привлечена к ответственности до ста тысяч рублей.
Процесс привлечения к административной ответственности и обжалования действий Ростехнадзора происходит в рамках положений КоАП РФ.
В случае обнаружения правонарушений по завершении проверки проверяющие составляют протокол о его совершении. Он подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В протоколе должно быть указано время и место рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности организации в территориальном органе Ростехнадзора. По результатам рассмотрения дела должностное лицо этого государственного органа выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На рассмотрении дела организация может представить свои пояснения в устном или письменном виде. Они могут касаться как неправильного применения норм материального права, так и нарушения норм процессуального права проверяющими.
Оспариваем
Наиболее целесообразным на стадии рассмотрения дела в территориальном органе Ростехнадзора является оспаривание нарушений норм материального права. Для этого предприятиям следует знать следующие основные нарушения, совершаемые сотрудниками Ростехнадзора.
Проверяющие обычно стараются преувеличить значимость совершенного правонарушения. Ими может быть предпринята попытка оштрафовать предприятие за неуплату экологического сбора ранее первого законно установленного срока внесения платы и даты представления расчетов, т.е. 20 октября 2006 года. При составлении протокола они указывают факт неуплаты экологического сбора, затрагивая более ранние периоды. Должностные лица Ростехнадзора также могут неправильно определить субъект правонарушения - например, если речь идет об арендаторе и арендодателе.
Процесс обжалования
После вынесения постановления должностным лицом Ростехнадзора о привлечении к административной ответственности в силу статьи 30.1 КоАП РФ, у организации есть право обжаловать данное постановление в вышестоящий орган либо в Арбитражный суд в соответствии с правилами АПК РФ.
Организации следует обратить внимание: не допущены ли процессуальные нарушения должностным лицом Ростехнадзора при составлении протокола. Определить это можно, обратившись к ст. 28.2 КоАП РФ. В чем же они заключаются?
В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Также большое значение имеет статус подписавшего протокол лица, так как законными представителями юридического лица согласно ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя удаленно подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Таким образом, указание недостоверных сведений, не заполнение графы протокола вопреки указаниям ст. 28.2 КоАП РФ, либо несоблюдение иных требований при проведении и оформлении проверки Ростехнадзора являются процессуальными нарушениями проверяющих.
Как на стадии рассмотрения дела в Ростехнадзоре, так и на этапе обжалования в суде организация может избежать привлечения к ответственности в связи с малозначительностью правонарушения по статье 2.9 КоАП РФ.
Итак, элементарные знания своих прав и обязанностей, установленных нормами природоохранного законодательства, а также рассмотренные в настоящей статье спорные моменты проведения проверки Ростехнадзором и возможности обжалования ее результатов помогут добросовестным компаниям избежать привлечения их к административной ответственности.
Мелочи жизни
Мало кто знает, что на стадии рассмотрения дела в территориальном органе Ростехнадзора при признании фирмы нарушителем природоохранного законодательства РФ существует возможность избежать привлечения к ответственности в связи с малозначительностью правонарушения по статье 2.9 КоАП РФ. Малозначительность имеет место, как правило, у организаций, ведущих непроизводственную хозяйственную деятельность.
Е. Орлова
"Расчет", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru