город Воронеж |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А08-6849/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Скрынникова В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гамалей Галины Сергеевны на решение арбитражного суда Белгородской области от 23.12.2011 по делу N А08-6849/2011 (судья Линченко И.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Гамалей Галины Сергеевны (ИНН - 312302550753, ОГРН - 304312332200057) к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белгороду о признании незаконным решения N 4203 от 20.06.2011,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Гамалей Галины Сергеевны: Додуева С.И., представителя по доверенности от 14.10.2011,
от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белгороду: Шевцовой Н.И.. представителя по доверенности от 12.01.2012
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гамалей Галина Сергеевна (далее - предприниматель Гамалей, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белгороду (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 4203 от 20.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда Белгородской области от 23.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Гамалей, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Белгородской области от 23.12.2011 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель Гамалей указывает на то, что она не является плательщиком земельного налога в силу того, что будучи инвалидом 2 группы, она освобождена от уплаты земельного налога по находящимся в ее собственности земельным участкам на основании пункта 7 решения Белгородского городского совета депутатов от 22.11.2005 N 194 (в редакции от 23.11.2010).
Также предприниматель Гамалей указывает на то, что спорные земельные участки фактически использовались ею в личных некоммерческих целях, а именно для выпаса лошадей.
Не соглашаясь с выводом суда области о том, что факт использования спорных земельных участков в коммерческих целях подтверждается тем обстоятельством, что при последующей реализации один из участков был приобретен коммерческой организацией и будет использоваться в коммерческой деятельности этой организации, предприниматель Гамалей указывает, что последующее возможное использование земельного участка в коммерческих целях не свидетельствует об использовании данного участка ею самою в коммерческой деятельности, так как права и обязанности одного налогоплательщика не могут быть переложены на другого налогоплательщика.
Налоговый орган возразил против доводов апелляционной жалобы налогоплательщика по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в связи с чем просил отказать предпринимателю в удовлетворении апелляционной жалобы.
При этом налоговый орган считает, что довод предпринимателя об освобождении ее от уплаты земельного налога на основании пункта 7 решения Белгородского городского совета депутатов от 22.11.2005 N 194 как инвалида 2 группы является необоснованным.
По мнению инспекции, ею в материалы дела представлены достаточные доказательства того, что спорные земельные участки предназначены для использования в предпринимательской деятельности. Следовательно, предприниматель Гамалей не может быть освобождена от уплаты земельного налога по спорным участкам.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Гамалей была представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой исчисленная ею сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 109 202 руб., сумма авансовых платежей - 27 730 руб., итого к уплате в бюджет - 81 472 руб.
Согласно налоговой декларации, предпринимателем исчислен налог по 2 земельным участкам:
- с кадастровым номером 31:16:01:25:017 - 862 руб. (авансовый платеж - 645 руб.),
- с кадастровым номером 31:16:216002:96 - 108 340 руб. (авансовый платеж - 27 085 руб.).
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт N 4467 от 17.05.2011.
В ходе проверки инспекцией на основании сведений, представленных управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Белгородской области установлено, что предприниматель Гамалей в 2010 году также является (являлась) правообладателем еще 11 земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 31:16:216002:75, 31:16:216002:97, 31:16:216002:95, 31:16:216002:94, 31:16:216002:93, 31:16:216002:92, 31:16:216002:85, 31:16:216002:86, 31:16:216002:87, 31:16:216002:84, 31:16:216002:83.
Поскольку по перечисленным земельным участкам предпринимателем Гамалей исчисление и уплата в бюджет земельного налога не производилось, налоговый орган пришел к выводу о занижении ею налоговой базы по земельному налогу за 2010 год.
По результатам рассмотрения акта проверки N 4467 заместителем начальника инспекции вынесено решение N 4203 от 20.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому предприниматель Гамалей привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 90 742,90 руб. и ей предложено уплатить земельный налог в сумме 1 814 858 руб., исчисленный с кадастровой стоимости земельных участков, не отраженных в налоговой декларации.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области от 08.08.2011 N 144, принятым по апелляционной жалобе предпринимателя, решение инспекции от 20.06.2011 N 4203 оставлено без изменения и признано вступившим в силу.
Не согласившись с решением инспекции от 20.06.2011 N 4203, предприниматель Гамалей обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается, в силу положений статьи 44 Налогового кодекса, при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Из статьи 52 Налогового кодекса следует, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом.
На основании статьи 56 Налогового кодекса налогоплательщики вправе пользоваться налоговыми льготами, под которыми названной статьей понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании статьи 390 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 390 Кодекса налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения статьей 389 Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Федеральным законом N 283-ФЗ от 28.11.2009 внесены изменения в статьи 396, 398 Налогового кодекса, вступившие в силу с 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 2 статьи 396 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2010) налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (абзац 2 пункта 2 статьи 396 Налогового кодекса).
В силу пункта 1 статьи 398 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2010), налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Из изложенных правовых норм следует, что положения пункта 2 статьи 396 Налогового кодекса в редакции, действующей с 01.01.2010, прямо предусматривают, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать налог в отношении земельных участков, которые не только непосредственно используются в предпринимательской деятельности, но и предназначены для использования в предпринимательской деятельности, на что обоснованно указал суд области в обжалуемом судебном акте.
Следует отметить, что определение понятия "земельный участок" в самом Налоговом кодексе отсутствует, поэтому с учетом статьи 11 Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в соответствующих отраслях законодательства.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки, как установлено статьей 11.2 Земельного кодекса, образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 25 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с названным законом (статья 26 Земельного кодекса).
Статья 70 Земельного кодекса предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего с 01.01.2008, установлено, что государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, указанные в статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в частности, сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); его кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является, в частности, земельный участок; кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок; сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном земельным законодательством.
Министерство финансов России в письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса установлено, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного (функционального) использования земель в Российской Федерации установлены в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Таким образом, под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение по установленным правилам и утверждение в установленном порядке кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса) для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса), которые осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации соответствующего муниципального образования.
С учетом изложенного, объектом налогообложения земельным налогом является сформированный земельный участок, расположенный в пределах границ определенного муниципального образования, находящийся у налогоплательщика на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, в отношении которого у налогоплательщика имеется соответствующий правоустанавливающий документ и для него определена кадастровая стоимость с учетом целевого назначения и вида разрешенного использования.
На территории г. Белгорода земельный налог установлен решением Белгородского городского Совета депутатов от 22.11.2005 N 194 "О земельном налоге".
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного решения налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ города Белгорода. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах города Белгорода.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предприниматель Гамалей приобрела по договору купли - продажи от 10.03.2009 у закрытого акционерного общества "Торговый дом "РИФ" земельный участок площадью 44 870 кв. метров, принадлежащий к категории земель населенных пунктов с целевым назначением - для эксплуатации зданий и сооружений стоимостью 2 000 000 руб., расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Макаренко, 12, кадастровый номер 31:16:0216002:75.
Из пунктов 1.1.1 и 1.1.2 указанного договора следует, что предприниматель Гамалей также приобрела расположенные на указанном участке нежилые здания (складские) площадью 1 448,2 кв. метров и 93,2 кв. метра.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 14.05.2009 управлением Федеральной регистрационной службы по Белгородской области, а также кадастровому паспорту от 05.11.2008 N 16/08-02-4248, земельный участок с кадастровым номером 31:16:0216002:75 относится к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения".
На основании решения предпринимателя от 26.02.2010 указанный земельный участок был преобразован в земельные участки с кадастровыми номерами:
31:16:0216002:83 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 03.03.2010 N 31-АБ 840902);
31:16:0216002:84 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 03.03.2010 N 31-АБ 840904);
31:16:0216002:85 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 01.10.2010 N 31-АВ 009832 - повторное, взамен свидетельства от 03.03.2010 N 31-АВ 840903);
31:16:0216002:86 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 03.03.2010 N 31-АБ 840905);
31:16:216002:87 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 03.03.2010 N 31-АБ 840901).
При этом, как следует из перечисленных документов, вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 31:16:0216002:83, 31:16:0216002:84, 31:16:0216002:86, 131:1.6:0216002:87 также относятся к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения". Земельный участок с кадастровым номером 31:16:0216002:85 также относится к категории земель "Земли населенных пунктов", при этом его целевое назначение - "для организации проезда к смежным земельным участкам".
По заявлению предпринимателя Гамалей от 16.08.2010 земельный участок с кадастровым номером 31:16:0216002:84 был преобразован в земельные участки с кадастровыми номерами:
31:16:0216002:92 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.08.2010 N 31-АБ 976038);
31:16:0216002:93 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.08.2010 N 31-АБ 976037);
31:16:0216002:94 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.08.2010 N 31-АБ 976036);
31:16:0216002:95 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17.09.2010 N 31-АБ 006225);
31:16:0216002:96 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17.09.2010 N 31-АБ 006224);
31:16:0216002:97 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.08.2010) N 31-АБ 976035).
Согласно перечисленным свидетельствам и кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 31:16:0216002:92, 31:16:0216002:94, 31-16:0216002:95, 31:16:0216002:96, 31:16:0216002:97 относятся к категории земель "Земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "Для эксплуатации нежилых зданий и сооружений". Земельный участок с кадастровым номером 31:16:0216002:93 также относится к категории земель "земли населенных пунктов", но с разрешенным использованием "для организации проезда к смежным земельным участкам".
В соответствии с картой градостроительного зонирования города Белгорода и решением Совета Депутатов г.Белгорода от 27.02.2007 N 429 "О правилах землепользования и застройки в городе Белгороде" земельный участок по ул. Макаренко, 12 с кадастровым номером 31:16:0216002:75 расположен в зоне обслуживания производственных объектов (Ц4) с разрешенными видами использования: "для эксплуатации нежилых зданий и сооружений производственного назначения" и "для организации проезда к смежным земельным участкам".
Также и вновь образованные из него земельные участки имеют то же назначение.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 31:16:0216002:75 его новым собственником - предпринимателем Гамалей был изменен в установленном законом порядке утвержденный вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков на другой вид использования.
Кроме того, на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером 31:16:0216002:92 находится нежилое складское помещение площадью 93,2 кв. метров; на земельном участке с кадастровым номером 31:16:0216002:96 находится нежилое складское помещение площадью 1 448,2 кв. метров.
Из вышеизложенного следует, что назначением вновь образованных земельных участков является использование в предпринимательской деятельности. Иное использование спорных земельных участков являлось бы нарушением земельного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что предприниматель Гамалей с учетом внесенных в статью 391 Налогового кодекса изменений, вступивших в силу с 01.01.2010, обязана была в указанном налоговом периоде самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет объектов недвижимости в г. Белгороде.
При этом фактическое неиспользование земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности, исходя из положений статьи 391 Налогового кодекса, не имеет значения для возникновения у налогоплательщика, обладающего на правах, указанных в статье 388 Налогового кодекса, земельными участками, предназначенными для использования в предпринимательской деятельности.
В указанной связи доводы предпринимателя Гамалей о неиспользовании ею вновь образованных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 31:16:0216002:75 для предпринимательской деятельности, так как фактически эти участки используются для выпаса скота, принадлежащего Гамалей и членам ее семьи на праве личной собственности, обоснованно не приняты судом области во внимание как неподтвержденные документально.
По этой же причине данные доводы не могут быть приняты и судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса изменение разрешенного использования земельного участка может быть доказано только документами установленного образца (допустимость доказательств).
Доводы предпринимателя Гамалей о том, что она как инвалид II группы на основании решения Белгородского городского совета депутатов от 22.11.2005 N 194 "О земельном налоге" освобождена от уплаты земельного налога, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные.
Согласно статье 7 названного решения, от уплаты земельного налога в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном владении на территории города Белгорода освобождаются инвалиды, имеющие I и II группу инвалидности, использующие указанный земельный участок в личных некоммерческих целях.
То есть, условием использования указанной льготы по налогообложению земельным налогом является наличие у земельного участка вида разрешенного использования, не связанного с осуществлением коммерческой деятельности.
Кроме того, из буквального толкования указанной нормы следует, что предусмотренная ею льгота распространяется лишь на один земельный участок, находящийся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном владении лиц, указанных в статье 7 решения Белгородского городского совета депутатов от 22.11.2005 N 194 "О земельном налоге".
Поскольку материалами рассматриваемого дела - договором купли - продажи от 10.03.2009, свидетельствами о государственной регистрации права, кадастровыми паспортами на земельные участки доказано, что целевым назначением принадлежащих предпринимателю Гамалей на праве собственности земельных участков является эксплуатация нежилых зданий и сооружений и организации проезда к смежным земельным участкам, то есть, они предназначены для использования в предпринимательской деятельности, то с учетом положений абзаца 2 пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса независимо от фактического использования они являлись объектами налогообложения земельного налога.
При этом доводы предпринимателя Гамалей о том, что спорные земельные участки использовались ею в личных некоммерческих целях, не опровергает то обстоятельство, что спорные земельные участки предназначены для предпринимательской деятельности.
Таким образом, льгота, предусмотренная статьей 7 решения Белгородского городского совета депутатов от 22.11.2005 N 194 "О земельном налоге", на предпринимателя Гамалей как на собственника земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, не распространяется.
Следовательно, предприниматель обязана была исчислить земельный налог в отношении этих земельных участков за 2010 год по правилам главы 31 "Земельный налог".
Так как указанная обязанность ею не исполнена, налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки представленной ею декларации по земельному налогу обоснованно вынес решение N 4203 от 20.06.2011 о доначислении неисчисленной суммы налога 1 814 858 руб. и о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за неуплату налога (с учетом смягчающих обстоятельств).
Возражений относительно налоговых баз, с которых исчислен земельный налог (кадастровой стоимости земельных участков) и методики исчисления налога предпринимателем не заявлено.
Судом нарушений в исчислении налога не установлено.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что оспоренный предпринимателем ненормативный акт соответствует закону, как по основаниям, так и по процедуре его принятия. Предпринимателем не представлено доказательств, опровергающих указанные обстоятельства.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем Гамалей требований.
Каких-либо доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда Белгородской области от 23.12.2011 по делу N А08-6849/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гамалей Галины Сергеевны без удовлетворения.
Государственная пошлина в сумме 1 900 руб., уплаченная предпринимателем по платежному поручению от 05.03.2012, подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета как излишне уплаченная, поскольку исходя из положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции в данном случае подлежит уплате в сумме 100 руб., тогда как предпринимателем уплачено 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 23.12.2011 по делу N А08-6849/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гамалей Галины Сергеевны - без удовлетворения.
Выдать индивидуальному предпринимателю Гамалей Галине Сергеевне (ИНН - 312302550753, ОГРН - 304312332200057) справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1 900 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из вышеизложенного следует, что назначением вновь образованных земельных участков является использование в предпринимательской деятельности. Иное использование спорных земельных участков являлось бы нарушением земельного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что предприниматель Гамалей с учетом внесенных в статью 391 Налогового кодекса изменений, вступивших в силу с 01.01.2010, обязана была в указанном налоговом периоде самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет объектов недвижимости в г. Белгороде.
При этом фактическое неиспользование земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности, исходя из положений статьи 391 Налогового кодекса, не имеет значения для возникновения у налогоплательщика, обладающего на правах, указанных в статье 388 Налогового кодекса, земельными участками, предназначенными для использования в предпринимательской деятельности.
...
Поскольку материалами рассматриваемого дела - договором купли - продажи от 10.03.2009, свидетельствами о государственной регистрации права, кадастровыми паспортами на земельные участки доказано, что целевым назначением принадлежащих предпринимателю Гамалей на праве собственности земельных участков является эксплуатация нежилых зданий и сооружений и организации проезда к смежным земельным участкам, то есть, они предназначены для использования в предпринимательской деятельности, то с учетом положений абзаца 2 пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса независимо от фактического использования они являлись объектами налогообложения земельного налога.
...
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Номер дела в первой инстанции: А08-6849/2011
Истец: Гамалей Г. С.
Ответчик: ИФНС по г. Белгороду